Курортные войны Компания "Island Games" была основана в Ганновере в феврале 2002-го года. Кто-то из разработчиков делал игры еще для платформы Amiga, кто-то успел потрудиться в "Ascaron" и "Sunflowers", а некоторые едва успели закончить университет. Их первая игра, являющаяся фактически ремейком экономической стратегии "Holiday Island", выпущенной "Sunflowers" в 1996-м году, и предлагающая всем желающим застроить курорт своей мечты, вышла в Германии еще в середине лета 2004-го и наконец-то добралась и до наших мест.
Предыстория игры незатейлива. Вы - начинающий предприниматель, решивший создать туристический рай на пустом тропическом острове. Мешать вашим начинаниям призваны другие бизнесмены, желающие урвать себе часть доходов c отдыхающих. Вначале рекомендуется знакомство с обучающим режимом, представленным 5-ю сценариями (основы управления и кадровый менеджмент), где вам будут указывать все необходимые действия. Подробное руководство включает несколько десятков страниц, но написано оно не слишком хорошо. Сведения подаются сумбурно с большим количеством нюансов, которые быстро запутают любого новичка.
Сюжетной линии здесь нет, а кампания представляет собой набор из 18-ти сценариев с различными целями, которые придется пройти один за другим. Задания не блещут оригинальностью, предполагая в традициях жанра 3 возможности окончания любого уровня (бронзовый, серебряный и золотой кубок). Никаких особых привилегий за внушительные достижения не предвидится, разве что желающим открыть следующую карту придется добыть хотя бы бронзовую награду, а самые упорные по авторской идее должны переигрывать одни и те же миссии несколько раз, пока не удастся выполнить еще больше за еще меньший промежуток времени. Число отдыхающих, их благополучие, требуемый поток доходов, увеличение стоимости активов компании или получение установленных показателей прибыли - вот лишь самые распространенные критерии успеха, причем, временные рамки обычно строго ограничены, чтобы не было возможности расслабиться. В свободной игре можно указать число конкурентов (до 3-х), тематику оформления курорта, начальный капитал, продолжительность, тип преобладающих туристов и наличие заданий.
Во многом игра базируется на принципах своей предшественницы, но есть отличия, с помощью которых разработчики решили усложнить геймплей. Итак, туристы на остров-курорт, затерянный в неизвестном океане, прибывают исключительно через аэропорт, причем, поток отдыхающих неиссякаем. Только вот те, кому результаты вашей работы не понравятся, предпочтут сразу уехать.
Первым важным зданием является информационная будка, являющаяся тут почему-то единственным зданием, которое позволяет получить контроль над окружающим ее участком земли, на котором и нужно вести строительство. Как в некоторых RTS, чтобы дойти до противоположного края острова и получить возможность его освоить, такие будки нужно располагать в длинной цепочке. Однако каждый новый подобный объект намного увеличивает расходы на его содержание, чтобы не было стимула отхватить всю землю у конкурентов с самого начала. Более того, соперник может построить в подконтрольной вам зоне свой офис продаж. При этом попавшая в район двух зданий территория будет признана спорной (на ней нельзя вести строительство), участники конфликта будут вынуждены нести высокие дополнительные издержки до тех пор, пока один из них не уступит и не снесет свою постройку, отдав землю противнику.
Сразу нужно упомянуть о здешних нюансах кадрового менеджмента, которые влияют на всю игру. Во-первых, здесь имеется всего 4 типа сотрудников. Архитекторы отвечают за строительство, представители турфирм - за улучшение настроения гостей, консультанты - за повышение отдачи от инфраструктуры, а шпионы - за диверсионные операции. Во-вторых, штат ограничен пределом в 6 человек. Это означает, что если на вас уже работают 6 сотрудников, то взять, к примеру, дополнительного шпиона вы сможете, только уволив кого-то другого. Вместе с тем, беспокоиться о моральном настрое подчиненных не придется. Процедура найма и увольнения занимает всего пару секунд, а недостатка в волонтерах не будет никогда, что, конечно же, не слишком реалистично. Каждый работник способен за раз выполнять одну операцию, т.е. вы не сможете снова прибегнуть к услугам своего архитектора, пока он не завершит текущее строительство, и только потом он отправится на новую площадку по вашему указанию.
Процесс возведения зданий обещает быть трудоемким, что опять-таки происходит из-за многочисленных ограничений. Вначале нужно очистить землю от растительности (деревьев, кустов), сравнять с землей горы, сделав ландшафт гладким. На манер RollerCoaster Tycoon каждая постройка должна быть обязательно окаймлена дорожками, которые нужно прокладывать до начала процесса строительства. Коммуникации бывают двух видов: улицы и пешеходные тропинки. Первые обойдутся намного дороже, но зато позволяют людям использовать свои транспортные средства. Таким образом, отдыхающие успевают больше потратить за день, а персонал становится более мобильным. Однако встретятся на карте и места, где улицу не проложишь, поэтому на пляже, к примеру, придется довольствоваться тропинками. Последние нужны и всем представителям турфирм, иначе они просто не будут выполнять свои обязанности.
Что интересно, строительство учитывается как капитальные затраты, т.е. эти расходы выносятся в долгосрочные отчеты, а высокая прибыль за текущий период здесь на первых порах обычно сопровождается колоссальными убытками в годовом масштабе. Лишние деньги тоже есть куда потратить. Так, если размер пляжной зоны вас не устраивает, то за отдельную плату можно получить права на новый прибрежный район.
Центральным местом в инфраструктуре являются гостиницы. Если в "Holiday Island" можно было почти сразу строить любую (были бы деньги), то здесь для сооружения 5-звездочного отеля придется иметь еще хотя по одному из двух предыдущих классов. При этом после окончания строительства откроются сопутствующие новым стандартам постройки, позволяющие вытянуть из отдыхающих еще больше денег. Гостиницы приносят ежедневный доход по числу занятых коек, а места отдыха получают изменяющуюся во времени прибыль, исходя из числа клиентов. Приезжих всегда привлекают низкие цены на качественные услуги, а экономический принцип Парето работает и здесь, поэтому 20% лучших построек будут приносить 80% всех доходов. Ненужные здания следует сносить (свободного места рано или поздно будет не хватать), а еще их можно временно закрывать.
Все туристы делятся на 4 категории, отражающие то, какие именно услуги им нужны для комфортабельного пребывания на вашем курорте. Взрослые представители семей будут рады, если вы найдете, чем занять детей. Спортсмены ищут тренажерные залы, а завсегдатаи баров и любых вечеринок ожидают роскошной ночной жизни. Повышенной скромностью отличаются интеллектуалы, которые приезжают полюбоваться на достопримечательности и почитать книги. С помощью свого представителя можно устраивать различные акции, чтобы улучшить удовлетворенность клиентов. Консультант, в свою очередь, поможет сделать конкретное здание более привлекательным для определенного типа отдыхающих (эффект ненадолго сохраняется и после окончания мероприятия) и разрешит регулировать ценовую политику, где всегда важно найти правильный баланс между загрузкой мощностей и прибылью. 6 групп в списке зданий (проживание, питание, спорт, развлечения и другие) помогают осознать потребности гостей.
Здесь есть даже мультиплеер, позволяющий заменить компьютерных соперников человеческими, обнаружив их в локальной сети или Интернете. Именно в этом случае наиболее интересен еще один аспект игры - жестокие, но забавные пакости конкурентам. Пугайте чужих туристов аквалангистами, переодетыми в акул, избивайте сотрудников оппонента, чтобы они ненадолго стали неработоспособными, занимайтесь шпионажем, чтобы узнать все о планах противника и его постройках, размесите грязь на дороге, чтобы отдыхающие, воспользовавшиеся не вашими услугами, так никогда и не добрались до роскошного казино, построенного другим игроком. Сторонники более радикальных мер пойдут на все, чтобы испортить чужую репутацию, поэтому специально для них добавлена возможность подрыва динамитом подводных переходов (один из тематических курортов строится под водой), чтобы забаррикадировать напуганных гостей в туннеле, окруженном океаном. Возможно, что часть из них уцелеет и выберется, но возникшие жертвы надолго уменьшат доходы и репутацию соперника. Естественно, что у каждой операции будет своя стоимость и шанс на успех. При этом необходимо думать и о контрразведке, чтобы вовремя пресекать деятельность чужих агентов на вашей территории. Тут и придется вспомнить о том, что максимальное число сотрудников ограничено шестью.
AI на фоне мультиплеера выглядит ощутимо слабее. Куда больше, чем собственное благополучие, его интересуют свободная земля и копирование ваших действий в надежде замедлить ваше развитие. А вот в условиях дефицита места для строительства человеческие соперники способны на жесткое противостояние. Так, если вы увлечетесь новыми гостиницами, то можете с удивлением обнаружить, что конкурирующая фирма быстренько обустроит все необходимые места отдыха, чтобы занять досуг ваших туристов.
Интерфейс выполнен в традициях жанра и, в основном, задействует лишь две кнопки мыши. Тропический антураж отразился и на оформлении, хотя кое-где авторы переусердствовали, связывая возможные действия с малопонятными иконками, ведь далеко не каждый сразу сообразит, что под личиной пеликана скрывается доступ в меню опций. Многообразие статистики с графиками позволит внимательно следить за тем, чего у вас не хватает, видеть зоны убыточности и настроения посетителей. С мнением каждого туриста можно познакомиться отдельно, а некоторых сотрудников дозволено перемещать в нужное место.
Графическое исполнение является самой слабой областью игры, но все же надо сделать скидку на то, что она появилась почти 2 года назад. Стандартный изометрический вид оставляет желать лучшего и напоминает о ""Holiday Island" (разве что пиксели перестали быть явно различимыми), а вот изящности и шарма "Beach Life" здесь не предвидится. Однообразная анимация компенсируется интересным дизайном построек. Главная и единственная достопримечательность этого аспекта - сотрудничество различных групп художников, создавших 3 тематических оформления для курортов. В пляжном уголке появятся постройки для прибрежных зон, "Serengeti World" - это заповедник, где часть земель недоступна для обустройства, зато вдоль существующих туристических маршрутов можно размещать различные здания, чтобы туристы якобы любовались на зверушек, причем, каждое посещение такого объекта уменьшает квоту на визитеров, которая понемногу восстанавливается каждый день. В подводном мире все будет, как на суше, а вместо дорожек используются шлюзы-переходы. В любом типе курорта имеются свои уникальные здания.
Отдельного внимания заслуживает хорошее звуковое сопровождение. На каждую тематику приходится свой комплект файлов, включающий 10 мелких эффектов и примерно полтора десятка атмосферных шумов (продолжительность некоторых достигает нескольких минут), а дополняется все это десятком приятных и ненавязчивых мелодий. Помимо заглавного трека для меню, число общих эффектов превосходит две сотни.
Разработчики продумали геймплей до мелочей и ремейк "Holiday Island" можно признать удачным, поэтому те, кто готов простить игре безнадежно устаревшую графику, могут смело паковать виртуальные чемоданы.