От создателей F.E.A.R, использовавших для своего нового проекта тот же движок, можно было ожидать многого, но Condemned удалось зло посмеяться над всеми предположениями, перевернуть их с ног на голову и еще для острастки смачно огреть с размаху куском деревяшки с торчащими во все стороны гнутыми ржавыми гвоздями. Наличие внушительного арсенала огнестрельного оружия, стандартный вид и раскладка для управления от первого лица, кишащие кутающимися в лохмотья отбросами общества, традиционного разлива уровни в количестве десяти штук, линейное прохождение, рассчитанное примерно на десять часов, умытых каплями холодного пота - оказывается, еще вовсе не повод, чтобы вешать на игрушку ярлык "шутер" и выставлять на полку где-то между Half-Life 2 или Doom 3. Пытаясь укрыться от града ударов растревоженной стайки бомжей, охаживающих нас со всех сторон то металлической дверцей от шкафчика, то вырванным прямо из стены обломком трубы, в перерывах между кропотливым розыском и идентификацией улик, понимаешь, что внешняя обертка - всего лишь прикрытие, под которым скрывается махровый мистический ужастик, гораздо естественнее себя чувствующий в компании с сериями Suffering или Silent Hill.
Истина где-то там.
Сюжет, аналогично большинству эпизодов из "Секретных материалов", долгое время прикрывается маской добропорядочного полицейского детектива, чтобы потом "неожиданно" раскрыть перед удивленным игроком свое потустороннее, мистическое нутро... разумеется, не до конца. Мы вживаемся в образ талантливого детектива, агента ФБР Итана Томаса, для которого нет ничего увлекательнее того, чтобы под покровом ночи и непременно в самых злачных местах заниматься розыском и поимкой серийных маньяков. Кривая убийств в городе резко ползла вверх, а тут еще и бездомные повадились нападать на людей. Первый выезд "на дело" в заброшенный дом заканчивается трагически. Осмотр места преступления наталкивает на мысли о настоящем убийце-психопате - за столом восседает манекен с зачем-то прокушенной щекой, подле него валяется труп женщины, обмотанный цепью, а невольными свидетелями этого странного застолья можно было бы назвать детские пластиковые фигуры по бокам, если бы они... имели лица. Отойдя от легкого шока и собрав положенные по сценарию улики, Итан отправляется прочесывать прилегающие комнаты. Несколько потасовок с бездомными и короткая игра в кошки-мышки с неизвестным курильщиком, который следил за следственной группой с самого начала, приводит к неожиданной развязке. Противник нагло отнимает табельное оружие, еще более бесцеремонно убивает из него двух полицейских, а самого Итана отправляет в затяжной прыжок из окна. Томасу в Бюро отныне путь заказан, потому что он становится главным подозреваемым. Впрочем, это нисколько не охлаждает его желания докопаться до сути, даже наоборот, тем более что верная помощница Роза всегда на связи, готовая принять передачу, классифицировать любые следы преступления и тут же отослать их обратно на наш мобильник. Потом будет еще много следственных действий, еще больше драк с применением подручных средств, догонялки сквозь эпизоды за таинственным карателем, который убивает серийных убийц их же методами, разгадка его личности... Но, увы, это почти не приблизит нас к тайне самого Итана. Досье на него, добытое Розой, и зловещий оскал у зеркала за секунду до финальных титров - это только намеки, заставляющие теряться в догадках. Желающим узнать подробности рекомендуется собрать все попрятанные по углам бонусы (металлические пластины, телевизоры и дохлых птиц), чтобы открыть кучку рисунков, производственных роликов и прочитать несколько проясняющих картину рапортов ФБР. Хотя настоящую точку в столь путаной истории, вероятно, поставит уже анонсированный сиквел, выходящий, между прочим, одновременно с художественным фильмом (надо полагать, ожидается винегрет из страшилок наподобие "Семь" и "Секретные материалы"), который призван его дополнять.
Больно бить будете?
Как уже упоминалось, пальба по живым мишеням - отнюдь не приоритетная задача в Condemned. Пистолеты, автоматы, даже дробовик - всего лишь безопасные пукалки, пользы от которых ничуть не больше зажатого в кулаке куска кабеля. Все дело в том, что оружия крайне мало, несколько найденных на уровне "стволов" являются несбыточным пределом мечтаний, а коробок с боеприпасами по углам не валяется и вовсе. К счастью, с аптечками не провернули тот же фокус. Даже кнопка R, которая обычно служит для перезарядки магазина, тут играет единственную роль - проверяет наличие патронов! Перезарядить ведь нечем. Сколько там еще осталось? Шесть? Уже два? Не густо. Экономить боеприпасы просто, смените хват, взяв пушку за ствол, и долбите ей врагов до посинения. Еще одна поблажка - выстрелить тазером в оборванца и, пока он приходит в себя, подобрать его оружие. В общем, хотите вы того или нет, а плотно осваивать ближний бой придется. Иначе просто никак. Зато в качестве "аргументов убеждения" может выступить целая дюжина валяющихся под ногами, висящих на стенах или дожидающихся своего часа на столах предметов. Кусок арматуры, обломок металлической трубы, пластиковая рука манекена, металлическая палка с гвоздями или деревянная доска потолще, резак для бумаги... Каждый обладает своими характеристиками (всего четыре), о которых игра дружелюбно подскажет, если вы наткнетесь на что-то новое. Например, труба бьет больнее и дальше, а доска с гвоздями выигрывает в скорости, ну и т.п. Вдобавок к вышеперечисленным идут особые средства самозащиты, предназначенные не только для проламывания голов или сокрушения ребер. Авторы сознательно отказались от поиска магнитных карт допуска или различных ключей, заменив их... оружием! Так, пожарным топориком следует разламывать деревянные двери, лопатой перебивать кабель у кодового замка, ломиком раздвигать зажатые створки, а кувалдой сносить висячие замки. И не вздумайте перепутать - никогда в жизни кувалда не вынесет деревянную дверь, а увесистый топор не собьет плевый замок. Глупо и нереалистично? Пусть так, зато разработчики радостно потирают руки, продолжительность прохождения растягивается, заставляя лишних десять минут посвятить поиску по углам правильного "взломщика".
Зомби с извилинами.
Но, даже обладая таким весомым арсеналом, выигрывать схватки с обезображенными уродцами, которые представлены зомбиками всех мастей, от тощих полускелетов обоих полов до обугленных толстяков-"пожарных", орудующих тяжелыми молотами, весьма непросто. Все потому что приходится медленно ходить, а не бегать - спринтерские качества ограничены, бег вызывает усталость, отображаемую специальной полоской под "здоровьем". Уже не говоря о том, что прыгать или приседать тут можно только там, где это требуется для прохождения - недобитые следы версии для Xbox 360. Но вернемся к членовредительству. Сначала нужно обязательно дождаться удара или замаха и атаковать уже после него, или же попробовать поставить блок, после которого противник может на секунду замешкаться, чем неминуемо и воспользоваться. Танцевать вокруг только одного калеки приходится по несколько минут, а если их сразу накинется двое или, скажем, четверо? Перекочевавший по наследству интеллект солдатиков из F.E.A.R невольно напоминает о себе. Конечно, ущербным бомжам далеко до прыти и ловкости экипированных бойцов, но кое на что они тоже способны. Например, на ваших глазах вырывать прямо из стены трубу или подобрать оброненный обрез, кидаться стульями, спрятаться за колоннами и неожиданно оттуда выскакивать, получив затрещину, убегать в дальние комнаты. А то и вовсе хватать за шкирку и, злобно скалясь обезображенной физиономией прямо в лицо, оттяпать половину полоски здоровья. Лекарство от захвата примитивно - возите мышку из стороны в сторону, как подсказывает иконка, и шанс уцелеть появится раньше, чем вы подумаете о визите в архив "сохраненок". Еще можно попытаться затеять ссору между нападающими, а потом тихо отойти в сторонку и подождать, пока нечаянно задевшие друг дружку безумцы с остервенением сами себя и не прикончат. На "сладкое" прилагается четыре варианта "фаталити" для тех, кто предпочитает не просто сразить покачивающегося на коленях оппонента метким ударом кувалдой в глаз, но сделать это пострашнее и изощреннее.
Найти то, что скрыто.
Поиск улик - еще одно развлечение Итана, способное кроме придания игрушке соответствующей атмосферы вывести из себя даже людей с крепкими нервами. Самое интересное, что все "хвосты" лежат, что называется, на поверхности и разыскать их не составляет большого труда. После появления надписи "а не пора бы нам собрать улики?" активируем нажатием клавиши "Т" чудо-гаджет (игра сама выдаст нужный, даже не придется их все перебирать), после чего тут же натыкаемся на след руки на шее, отпечаток ботинка на скамейке метро или подтеки от химического реактива на полу, ведущие в фотолабораторию. В ассортименте сыщика-профессионала фигурируют лампа с ультрафиолетовым светом, лазерный луч, газовый спектрометр, 3D сканер, устройство для взятия образцов и цифровая фотокамера. Найти зацепку - полдела, куда как сложнее грамотно "сфотографировать" обнаруженный отпечаток или странные письмена, чтобы отослать для последующего изучения Розе. Необходимо долго выбирать ракурс, приближать или отдалять изображение в прилагаемом видоискателе, чтобы завершить такую простую и банальную операцию.
Попробовав раз, ем и сейчас.
Графические красоты и дизайн помещений в Condemned заставляет вспомнить о F.E.A.R. Правда, тут все еще более мрачное, темное и безрадостное, покрытое толстой пеленой тлена и забвения. Сумрачные коридоры с обвалившейся штукатуркой в старых домах, пробитые дырявые трубы со струями пара в подземных катакомбах, раскуроченные, словно после землетрясения, внутренности библиотеки, школы или приюта, неприветливые служебные подвалы и поезда метро, покосившиеся заборы и бараки загородной фермы - типичный набор любого уважающего себя ужастика. Анимация уродцев, снятая при помощи motion capture, вызывает одобрение, уж больно вертко они размахивают своими приспособлениями.
О фонарике и потемках. Понятно, что для создания давящей на психику атмосферы просто жизненно необходимо (пользуясь случаем, передаем пламенный привет Doom 3!) погрузить уровни в зловещую тьму, чтобы мы, хватаясь за сердце, шарахались от каждой тени. Пусть так, но почему по-настоящему светлых участков вообще нет? Зато теперь мы можем включить это чудо электрической мысли один раз и больше не выключать (только в конце на смену фонарю придет горящая деревяшка), потому что батарейки отныне не расходуются. Беда только в том, что вокруг царит кромешная мгла, хоть глаз выколи, а луч света выхватывает из черноты лишь крохотный пятачок прямо перед вашим носом. Открытых пространств и залитых солнцем лужаек не ждите, ведь тут даже в ясный день мы вынуждены слоняться по замшелым коридорам, едва освещаемым выбивающимися из-за забитых досками окон солнечными лучами.
Физический движок - практически калька с F.E.A.R.. Стекла разрешают бить, часть предметов вроде коробок или баллончиков можно пинать (гранат и взрывчатых веществ нету, потому и полюбоваться на разлетающийся повсюду хлам нельзя), но большинство, увы, прикручены намертво, а некоторые вообще позволят отодвинуть в сторону только по указке сценариста. Текстуры отличаются достаточным качеством и четкостью (жаль любоваться картинкой приходится в обрезанном черными полосками кино-формате), шейдерные эффекты и блум на месте, кровавые подтеки на спарринг-партнерах виднеются. Как и прежде, для выкручивания на максимум всех эффектов потребуется последнее поколение видеокарт и предпоследнее процессоров. На меньшем играть тоже получится, игрушка вполне лояльно относится к содержимому системного блока, хотя будет уже далеко не так красиво.
Нервирующая музыка и отменные звуковые эффекты являются таким же неотъемлемым составляющим Condemned, как и мрачные антуражи, приставучие полутрупы, от которых не получится отделаться парой метких выстрелов, и увлекательно-утомительный сбор доказательств. Всевозможные шорохи, скрипы, пророческие видения Итана и топот ног за ближайшей дверью подогревают градус и одновременно помогают ориентироваться. Редко когда вы заранее не будете знать, что поджидает за соседним поворотом, но нервное напряжение все равно не спадает. В этом как раз и заключается мастерство создателей, которые не уронили планку. Голоса персонажей особо не задевают, хотя маньяки и таинственные знакомцы, вроде вездесущего друга семьи, как им и положено, общаются поразлапистее, пытаясь полнее раскрыть свои образы.
Любителям страшных историй.
Поразив в прошлом году всех шутером с бесподобным искусственным интеллектом, Monolith Productions решила свернуть с протоптанной дорожки, попробовав создать с теми же инструментами захватывающий триллер, в котором перестрелки стоят на последнем месте, пропуская вперед себя изматывающие драки и скрупулезный поиск улик. Получилось почти так же забористо, с чувством, хотя рассчитана игра на несколько иную аудиторию. Попенять авторам можно и за немного однообразное действо, чем грешил и их прошлый проект. Не найдете вы здесь и мультиплейера, ведь Condemned рассчитан исключительно на сольное прохождение. Зато какое, позволяющее в полной мере ощутить на себе дрожание до предела натянутых нервов, омытых ручьями соленого пота, которые каждой своей клеточкой кричат о том, что же такое страх...