Профессор-путешественник Венгерская компания Private Moon никогда особенно компьютерными играми не интересовалась, занимаясь потихоньку производством и изданием популярной музыки, но однажды на них снизошло озарение. Семеро единомышленников, отпочковавшись в Private Moon Studios, решили создать свое собственное приключение, а точнее - сразу целую серию игр, связанных единым глобальным сюжетом. По плану предусматривалось выпускать по одному эпизоду AGON каждые несколько месяцев, но радужные мечты погубила суровая правда жизни. В результате за два года было выпущено всего три эпизода из запланированных четырнадцати(!), четвертый находится на подходе, но пока еще разработчики не умерили свой пыл, собираясь продолжать создавать истории о похождениях профессора Ханта по всему свету.
Каждую из вышедших частей можно скачать с сайта разработчика и, раскошелившись на покупку лицензии, играть в свое удовольствие. Без регистрационного ключа в ваших руках окажутся только ограничено работоспособные демо-версии.
Обычно ничего хорошего из игр-сериалов, как показывает практика, не получается. Ожидание новой части, обещанное через короткий промежуток времени, затягивается, интерес к сюжету гаснет, и уже пройденные части отправляются пылиться в дальний угол, забытые и позаброшенные. Правда, в душе еще может теплиться надежда на то, что хоть когда-нибудь все кусочки очередной "эпической саги" выйдут на одном сборнике, но и это еще бабушка надвое сказала. Помочь продвижению венгерского "мыльного" квеста в массы решила контора Viva Media, которая издала в едином комплекте (AGON: The Mysterious Codex) все вышедшие на сей момент части: AGON: London Scene, AGON: Adventures in Lapland и AGON: Pirates of Madagascar. Эпизоды склеены таким образом, что проходятся последовательно один за другим, создавая видимость непрерывающейся ленточки истории. Кстати, пора бы уже к ней и обратиться.
Дождливым осенним лондонский вечером (на дворе октябрь 1903-го года) камера, словно заскучав на сырой и промозглой улице, залетает в освещенное окно Британского Музея, в котором работает наш главный герой. Профессор Самуэль Хант. На столе у профессора новая корреспонденция, среди которой мы особенно выделим один пухлый конверт. В него вложено письмо от незнакомца, загадочно подписавшегося инициалами W.K., и загадочная страничка с текстом, явно вырванная из какой-то древнего манускрипта. И письмо, и страничка оставляют после себя массу повисших в воздухе вопросов. Почему неизвестный просит профессора решить какую-то мистерию в музее, считая что он единственный, кто способен это сделать? И как со всем этим связаны "Черный Король", а также последние из живущих мастера игры, которые отблагодарят пришедшего к ним странника, упоминающиеся в приложении? Профессора настолько захватывает это послание, что он сразу же кидается на поиски разгадок. Сначала ученый муж перерыл все в своем музее, в подвале которого таки нашел пресловутого "Короля", оказавшимся статуей. В основании каменного истукана он обнаружил нарисованный квадрат, поделенный на 13 частей, и камень с древними письменами. Письмена указывали на следующую точку путешествия, а пустые ячейки - на недостающие 12 камней, которые ему предстояло разыскать.
Блуждание по коридорам, кабинетам и подвалам музея, которыми ограничивается первый эпизод, получилось крайне скудными на действия и события. Когда все приключение ограничивается стенами одного дома, поговорить можно с двумя людьми, с одним из которых - только по телефону, а приличных головоломок - вообще всего парочка, закрадываются большие сомнения в жизнеспособности начатой серии.
Вторая часть, путешествие в Лапландии, как авторы и обещали, уже чуть продолжительнее (хотя тоже вполне можно осилить за несколько часов), изобретательнее и сложнее, чем первая. Хант прибывает на запорошенную снегом железнодорожную станцию, откуда, изучив азбуку Морзе и разобравшись со сложным механизмом парового органа(!), на звуки которого к избушке приковыляла местная кляча, отправляется в богом забытую деревушку. Где наконец находит последнего представителя семьи Ваинио. Семья эта считается проклятой - уже много лет из поколения в поколение передается легенда о чужестранце, который снимет порчу. Сделать это оказалось на удивление просто. Достаточно было выиграть у отшельника в оригинальную настольную игру Таблут (после нахождения игры попадают в главное меню, откуда можно вызвать в любой момент), напоминающую смесь "шашек" и "уголков", как тот радостно возвестил, что проклятья больше нет, и вдобавок отдал свой камень, пополнив коллекцию профессора.
В следующий раз нелегкая занесла Ханта на Мадагаскар - пока что самый протяженный и насыщенный загадками эпизод приключения. Ориентироваться в джунглях по звуку голоса лемура или расставлять тотемы вокруг могилы капитана согласно стихотворным строчкам - далеко не самое сложное, что вас тут ожидает. Вдобавок, пропитанная ярким солнцем, сочной зеленью и ласковым морем, картинка оказалась на порядок симпатичнее предыдущих, все-таки красоты тропического острова смотрятся выигрышнее темных комнат музея или снежных торосов Лапландии, а паззлы сложнее и интереснее. Мытарства на острове, как и прежде, оканчиваются противоборством с очередным мастером игры, одновременно являющимся вождем туземного племени, в следующую настольную забаву - Фанорона. После чего мы освобождаем от проклятья семью Ракотонаривело и получаем новый камень. В этом месте игра прерывается, застывая "на паузе" до выхода нового эпизода, носящего название AGON: The Lost Sword of Toledo, действие которого должно закрутиться на просторах древнего испанского города.
Основной составляющей серии AGON являются вовсе не путешествия по живописным локациям или общение с народом (разговоры тут прямолинейные, возможность хоть как-то повлиять на их исход отсутствует), а поиск ключей (в прямом и переносном смыслах) и решение головоломок, что с каждым разом становятся более изощренными, а их решение не столь очевидным. Подсказки нередко находятся в книгах, записках и рисунках, которых в игре великое множество. Очень похвально желание авторов напичкать игрушку стильными буклетами начала прошлого века, только с таким шрифтом их оказалось практически невозможно прочесть. Особенно же разочаровала игра света и тени. Например, забравшись в комнату директора музея, мы в кромешной темноте должны нащупать на стене выключатель, который там практически не виден. Это все равно что искать черную кошку в темной комнате, даже если она там есть! Сложно бывает порой определить местонахождение предметов или рычагов и в иных локациях, в которых по замыслу создателей должен царить приглушенный полумрак.
Художественное исполнение AGON'a оставляет желать лучшего, хотя с целым ворохом приключений, созданных еще на базе древнего движка Omni-3D, детище венгерских игроделов может соперничать на равных. Здесь мы также вращаем панорамную камеру на все 360 градусов, а перемещения между точками выполнены в виде коротеньких видеороликов. Пиксель-хантинг вполне традиционен, да и обилием предметов забивать инвентарь не придется, их здесь очень немного. Если детально воссозданная обстановка в помещениях и обилие "бумажного" материала делают проекту честь, то угловатые и словно рубленые топором персонажи, особенно в видеовставках, увы, совсем не получились. Чего уж там говорить о второстепенных героях, если даже у профессора на носу можно обнаружить восьмиугольные очки? Со звуком тоже не все так однозначно. С одной стороны в проекте задействованы настоящие актеры, но с другой - проговариваемый ими текст зачастую не совпадает по тону и настроению с окружающей обстановкой. А вот музыка получилось неплохой, да и фоновые эффекты, будь то шум леса с джунглях или завывание снежной вьюги рядом с домом железнодорожного смотрителя, прекрасно дополняют общую атмосферу.
Двоякие впечатления оставляет после себя AGON. Вроде бы, чувствуется, что авторы на самом деле много поработали, вкладывая в проект душу и стараясь сделать его максимально привлекательным для поклонников жанра. Но в то же время недостаток опыта, местами слабое техническое исполнение (разрешение, например, выбрать нельзя), короткая продолжительность (если рассматривать отдельно каждый эпизод, то и вообще непозволительно малая), завышенный уровень сложности загадок и ощущение недосказанности истории вряд ли позволят всерьез претендовать на зрительские симпатии. И все же любителям мистических квестов можно порекомендовать ознакомиться с AGON'ом поближе, хотя бы из-за местных головоломок.