Команда итальянских разработчиков основала студию WaywardXS в 1996 году, посвятив свое время разработке спортивных менеджеров. Помимо красивого небоскреба в Савоне, в котором размещается их штаб-квартира, они примечательны несколькими малобюджетными проектами, названия которых обывателю ничего не скажут, а самым известным их продуктом стала серия футбольных менеджеров, родившаяся с выходом в 2002-м году игры "Gianluca Vialli's European Manager". Если объективно оценить ее качество, то можно отметить, что знаменитый итальянский нападающий, позднее ставший тренером, если и содействовал разработке, то разве что предоставлением своего имени для названия. За отдельное вознаграждение, разумеется.
В принципе, в этом не было бы ничего необычного, если бы только авторы примерно через год после ее выхода не выпустили игру "Euro Club Manager 2003-2004", на поверку оказавшейся самым настоящим клоном своей предшественницы, который по количеству добавленных изменений больше похож даже на патч, чем на add-on. Между тем, творческий коллектив это не смутило. Смена названия для них стала хорошим поводом попытаться продать то же самое еще разок невнимательным покупателям. Да и что еще можно ожидать от разработчиков, для которых интервью на городской радиостанции - событие, а заключение договора о локализации их творения в России - уже настоящий праздник? Однако предпринимательская хватка у них развита хорошо, поэтому прошлой зимой в свет вышел "Euro Club Manager 2005-2006" (в России у нее еще более странное имя - "Менеджер футбола: Чемпионат Европы 2006"). Как нетрудно догадаться, третья часть этого итальянского сериала была сделана на основе предыдущей, только на этот раз, чтобы избежать возможных упреков, авторы слегка изменили дизайн и внешнее оформление, но обо всем по порядку.
Менеджер претендует на охват лишь европейского региона, что у него все равно не получается из-за небольшого количества доступных стран (Испания, Италия, Англия, Франция, Германия и новинки сезона - Польша и Греция). Благодаря такой географии, авторы серьезно облегчили себе задачу, а затем еще и ограничились представлением 15-ти дивизионов (в каждом их по две штуки, а в Англии - 3). 20-ю тысячами в футболистов в базе теперь никого не увидишь, а вот различные ошибки, которые в ней можно встретить в части неверных бюджетов клубов и неучтенных за многие месяцы трансферов, способны раздосадовать многих. Вероятно, у создателей возникли серьезные проблемы с лицензированием или сказалось отсутствие взаимодействия с экспертами и фанатами, которое уже давно стало доброй традицией для проектов, заслуженно ставших лидерами в сегменте футбольных менеджеров. В результате, и не надейтесь обнаружить здесь малоизвестных игроков, равно как и с умилением просматривать в свободную минутку базу в поисках будущих "звезд", которые пока не раскрыли свой потенциал, что, конечно же, является одним из самых серьезных недостатков для футбольного менеджера. Не помогают искупить обиду даже невысокие системные требования, потому как вряд ли скорость загрузок важнее аутентичности базы.
Мало того, что разработчики не потрудились над тем, чтобы инсталлятор поддерживал различные языки (здесь он оказался исключительно на немецком), так еще и о разнообразии игровых режимов не подумали. В словах "Career" (тернистый путь к славе с самых низов с выбором клуба первого или второго дивизиона), "Free" и "Random" заключен весь их смысл, но отличий между ними не наблюдается, разве что в свободной игре вам дают определиться с некоторыми параметрами, а в случайной - все выберут за вас, включая команду которой предстоит управлять. Предположить отсутствие личных предпочтений по части любимых клубов у игроков - по меньшей мере, странный ход разработчиков, ведь новички вряд ли будут заинтересованы этим, т.к. их гораздо больше будет волновать наличие грамотной системы обучения, которой здесь, кстати, нет.
Другие возможности игры тоже оставляют желать лучшего. Привычная организация товарищеского матча с участием подопечной команды тут не дозволяется, да и тренировочный модуль ничем не примечателен. На выбор доступны различные физкультурные упражнения, отработка тактики, техники, пробные матчи; при этом для каждого игрока можно выбрать 2 задания на день. Как и положено, тем, кого тренерская сфера работы не привлекает, можно прибегнуть к услугам виртуального ассистента, который сам составит расписание, причем, сложилось впечатление, что действует он без всякой логики, используя вместо нее аналог генератора случайных чисел. Теперь футболистов можно отправить на каникулы для отдыха или в спортивный лагерь (training camp) для новых тренировок. Игроки могут поехать с семьей, а также им можно поручить сторониться появления на публике и от выступлений в СМИ, но влияние на игру данных возможностей настолько незначительно, что вы его и не заметите. Это все равно, что вам разрешили бы купить футболисту новой дом, поставив галочку в соответствующей строке, чтобы на нее позже любоваться. Разве что от нового страхования будет больше пользы. В результате наступления страхового случая (травма) страховщик покроет ваши расходы на лечение и восстановление раненого.
Число ляпов в системе трансферов вызывает новую порцию раздражения. Вероятно, программисты всячески отлынивали от своей работы, поэтому теперь получить нужного игрока - настоящая мука и испытание для самых терпеливых. Бесконечно затянутые переговоры, в которых вы должны указать не только желаемую цену, но и другие детали будущего контракта, чтобы потом с удивлением обнаружить, что игрок, якобы ищущий себе новое место, на деле и не собирается никуда уходить из родного клуба. Постоянно возникающие проблемы приводят к тому, что, казалось бы, уже почти доведенные до успешного конца переговоры с треском проваливаются. В реальном мире такое бесцеремонное отношение к правилам делового этикета уже давно мрачной тенью легло бы на репутацию любого партнера, а тут это - в порядке вещей. Необходимые временные периоды и ограничения для трансферов футболистов клубов различных стран также остались неучтенными.
Результаты встреч заставляют задуматься о квалификации логического движка. Здесь возможны даже такие нелепые варианты, как "16:0" и "9:9". Возможностей тактического режима недостаточно, т.к. он ограничивается набором уже готовых примитивных схем расположения игроков на поле.
Пресс-релиз громко извещает о наличии завораживающей графики матчей, наполненной реализмом. Однако то, что приходится здесь наблюдать, явно не соответствует обещаниям. Изометрический вид на стадион включает две стенки на заднем плане. На них, видимо, для красоты изображены схемы поля, на одной - еще и математический график, не имеющий к игре отношения. Словно трофеи на полке у охотника, на эти стенки аккуратно развешаны пустые майки футболистов, соперничающих команд. Способностей авторам не хватило, даже чтобы заставить двигаться плоские кружочки, поэтому тут можно ознакомиться только с самыми важными событиями матча. Последние предстают сумбурным появлением в различных точках поля статичных картинок, изображающих застывших в недвусмысленных позах участвующих игроков с указанием их имени и сопутствующего текста. Кто сочинял комментарии для игры - навсегда останется загадкой, но после знакомства с ними в профессионализме этого человека приходится сомневаться, будто он ни разу не видел ни одной телевизионной трансляции реального футбольного матча.
Звуковое оформление примитивно. Интерфейс пытается казаться стильным, но ему мешают во многом неудачно подобранные шрифты. Уже в третий раз разработчики "впихивают" свой логотип и адрес сайта, где только возможно. Есть все основания полагать, что под личиной замаскированных виртуальных спонсоров тут прячутся реальные компании-производители спорттоваров. Видимо, у создателей возникли значительные финансовые трудности, поэтому они охотно сдавали пустующие площади на страницах игры, особо не задумываясь о реакции игроков.
Как и дворовой команде не светит выиграть чемпионат мира, так и сериалу "Euro Club Manager" не суждено выбиться не то что в лидеры, но даже хотя бы в играбельные проекты.