Канадец с русским акцентом Как считает большинство поклонников жанра (и я в том числе), лучший авиасимулятор Второй мировой сделан в России - это, конечно же, "Ил-2" с его продолжениями. Но, как выясняется, его создатели из Maddox Games - не единственная российская команда разработчиков, осваивающая виртуальные небеса крупнейшей из войн в истории. Правда, детище фирмы MAUS Software отнюдь не претендует на лавры конкурента "Ил-2" и вообще симулятора, а продолжает линию совсем других игр - трехмерных аркадных леталок типа Secret Weapons over Normandy и Heroes of the Pacific. Как и в этих играх, вам предлагается единственная кампания за летчика союзников - в данном случае это канадец, служащий, как нетрудно догадаться, в Королевских Воздушных Силах Великобритании (напомню, если кто забыл, что Канада - британский доминион, и ее официальным главой до сих пор является британская королева).
Ничего не имею против канадцев, однако жаль, что русские разработчики в очередной раз сделали игру целиком "про них", а не про соотечественников. Дело даже не в патриотизме, а в том, что игр про Западный фронт и англо-американскую авиацию и без того великое множество, а возможности полетать на советских машинах (ничуть не симпатизирую этому режиму, но самолеты были интересные!) и повоевать на Восточном фронте у виртуального пилота, помимо "Ил-2", практически нет. Доходит до курьеза - в американской игре Secret Weapons over Normandy русские самолеты и миссии в России есть (хотя и мало, конечно), а в русской Battle of Europe о Восточном фронте даже и не вспоминают! Понятно, конечно, что российские разработчики ориентируются на западный рынок, как более перспективный в финансовом плане - но ведь создателям того же "Ил-2" это не помешало! И даже если так хотелось сделать игру именно про Королевские ВВС, можно было добавить в нее миссию, скажем, по защите британских конвоев, обеспечивавших лендлизовские поставки в СССР. Но увы... Кстати, недостаточное знание чужих реалий кое в чем все же подвело разработчиков. Так, в одной из межмиссионных записей (оформленных в виде дневника) герой игры пишет о необычной манере британских моряков называть корабли одушевленным местоимением "she"("она") вместо неодушевленного "it". Но дело в том, что и англоязычные летчики нередко называют так свои самолеты!
Идеология кампании заметно отличается от Secret Weapons over Normandy и Heroes of the Pacific (где они были очень похожи). В кампании в общей сложности 16 миссий, часть из них бонусные, но они проходятся в общем ходе кампании, а не являются параллельным дополнением. Кампания статическая, но частично нелинейная: после некоторых миссий наличествует развилка, зависящая не от того, прошли ли вы миссию (без этого вас просто не пустят дальше), а от того, сколько очков вы набрали. Если больше или равно пороговому значению, вас пустят по одному пути (на котором может быть либо дополнительная бонусная миссия, либо альтернативный вариант обычной), если меньше, то по другому (далее, впрочем, пути эти вновь сходятся). Если уж вы попали в бонусную миссию, то должны пройти ее обязательно. Вся эта структура с переходами и пороговыми значениями расписана в документации, так что вы можете заранее ориентироваться, сколько очков вам надо набрать, чтобы получить бонусные миссии или, напротив, пройти игру побыстрей.
Перед миссией вам дают выбрать самолет из числа предназначенных для этой миссии; есть и такие, что проходятся только на одной модели самолета - правда, это ограничение действует лишь в режиме кампании; помимо него, есть режим отдельных миссий, содержащий все те, которые вы уже прошли в кампании - так вот там можно выбрать любой самолет, включая германские (некоторые из них, впрочем, доступны и в кампании, в качестве трофейных) и даже, что самое смешное, беспилотную ракету V-1 (она же Fi 103), которую разработчики ради такого случая снабдили пулеметом (или пушкой - отличить одно от другого в игре невозможно). То есть официально они обозвали ее Fi 103R (Reichenberg) - такая пилотируемая модификация, практически самолет-снаряд камикадзе, действительно существовала, хотя до практического применения дело не дошло (теоретически летчик должен был наводить ракету на цель и выпрыгивать в последний момент, но шансов выжить при этом, летя на большой скорости в направлении взрыва, у него было немного), но, во-первых, разработчики игры поленились сделать соответствующую модель, так что визуально это все та же "Фау-1" без кабины и шасси, а во-вторых, никакого оружия, кроме боеголовки, на "Райхенберге" все равно не было.
Заявлено, что миссии сделаны на основе исторических событий, но это далеко не всегда так. Во многом игра представляет собой "альтернативную историю". В частности, фюрера в ней убивают в результате воздушного налета, причем, что самое смешное, это можно сделать аж два раза: сначала в бонусной миссии вы взрываете его лимузин, а потом в основной - его бункер! Уж добро бы сделали либо одно, либо другое. Или хотя бы написали после бонусной миссии, что, дескать, ошибочка вышла, лимузин-то оказался не тот... Но ведь нет - вместо этого гордая запись пилота, как он рад был уничтожить такого злодея! Но в целом миссии достаточно разнообразны, и среди них попадаются такие любопытные задачи, как уничтожение гигантской германской суперпушки "Дора", предотвращение пуска баллистических ракет V-2 или потопление мощнейшего германского линкора "Тирпиц".
Часть миссий начинается со взлета, часть прямо в воздухе; посадка тоже может присутствовать (и в этом случае является обязательной) или нет. Выживание является обязательным условием прохождения (то есть при гибели во время или сразу после выполнения задания миссию придется проходить заново, что, впрочем, логично). Выпрыгнуть с парашютом нельзя. Что раздражает, так это отсутствие по ходу чекпойнтов, в которых можно записываться. Особенно это бесит в миссии про угон Me 262, состоящей аж пяти фаз, каждая из которых грузится отдельно, но при гибели все равно приходится начинать с первой! Это не делает игру непроходимой (особенно при уровне сложности не выше среднего - кстати, его можно менять по ходу игры), но все равно весьма неприятно. Правда, в ряде миссий есть запасные аэродромы, куда можно сесть, чтобы подзаправиться и починиться (на базовом аэродроме это тоже делают, но он не всегда в пределах досягаемости). Еще есть аркадные бонусы, образующиеся на некоторое время на месте убитых врагов - среди них попадается и восстановление "здоровья". С бонусами, впрочем, тоже имеется преднамеренная подлянка - среди них есть антибонус, сносящий изрядный кусок жизни. Ничего, кроме раздражения, это опять-таки не вызывает - вовремя его разглядеть среди прочих и увернуться от него на самолетной скорости не так-то просто. Прочие бонусы - суперпули, супербомбы (более разрушительные, чем обычные) и самонаводящиеся ракеты; неизрасходованные переходят на следующую миссию. Еще одна подлость, правда, мелкая - вам не дают бонусов за вражеский самолет, который просто был сбит и рухнул; вы непременно должны взорвать его в воздухе.
Несмотря на общую аркадность, некоторые зачатки физической модели в игре наличествуют. В частности, в ней есть "честные" (хотя и до крайности упрощенные) взлет и посадка, причем садиться можно не только на аэродром (но на брюхо и на воду нельзя). Маневренность различных машин довольно заметно различается (скорость, разумеется, тоже) - правда, разработчики перестарались, сделав бочку и мертвую петлю для тяжелых машин вообще невозможными. Лучше, чем во многих аркадах, реализован потолок - самолет не кажется упершимся в преграду сверху, просто сходит на нет подъемная сила. Попытались разработчики и отразить ухудшение управляемости на скорости, близкой к сваливанию, правда, сделали это слишком в лоб и топорно; реалистичного сваливания, не говоря уж о штопоре, в результате тоже нет. А вот что совершенно несуразно, так это то, что скорость зависит почти исключительно от "газа", но не от тангажа. Топливо, ясное дело, не кончается, закрылок нет, модель повреждений типично аркадная - убывание "здоровья", которое ни на чем не отражается физически (а визуально - только на том, что двигатель начинает дымить), пока не дойдет до критического уровня, после которого сразу наступает хана. Отличие от других аркад только в том, что критический уровень здесь - не 0, а где-то процентов 10%: по достижении этого уровня самолет теряет управление, входит в штопор и падает. Сделать в такой ситуации уже ничего нельзя - разве что продолжать стрелять, что, конечно, уже не поможет (впрочем, исчезающе малая вероятность успеть забить последнюю цель миссии на падающем самолете все же есть). Добавляют аркадности даваемые в начале многих миссий дополнительные бонусы, позволяющие некоторое время летать на повышенной скорости и одним нажатием на кнопку выполнять один из двух пилотажных маневров; я, впрочем, этим не пользовался.
Оружие делится на первичное (пушки-пулеметы, не кончаются) и вторичное (бомбы, ракеты и торпеды, боезапас ограничен, но намного больше, чем на реальных самолетах; конкретное количество каждого вида зависит от самолета, не на всех есть все три разновидности). Для сброса бомб предусмотрено некое подобие бомбового прицела, включающегося в углу; неудобно, однако, что цели, обозначенные на обычных видах красными значками, в бомбовом прицеле никак не выделены (это, конечно, реалистично, но следует учесть, что местность в прицеле выглядит весьма мелкой, и детали различить сложно). На бомбардировщиках и некоторых тяжелых истребителях можно переключиться с позиции пилота на позиции бортовых стрелков, правда, далеко не на всех машинах доступны все реально имевшиеся турельные установки. Когда вы занимаете место стрелка, автопилот нормально ведет машину, а вот когда вы пилотируете, отстреливаться за вас никто не будет, что, конечно, безобразие. Кстати, бомбы автоматически тоже не сбрасываются. Свой самолет огнем своей турели не повреждается.
В игре представлены 21 самолет (все в принципе доступны игроку). У союзников это британские истребители Supermarine Spitfire, Hawker Hurricane Mk.1, Hawker Typhoon, Bristol Beaufighter, реактивный перехватчик Gloster Meteor F.Mk 8 (неправильно обозванный американским), средний бомбардировщик Mosquito B.Mk IV Serie II, тяжелый бомбардировщик Avro Lancaster I; американские истребители P-39 Aircobra (с коим, похоже, имеются глюки - на нем я несколько раз вываливался в "винды" в предпоследней миссии) и тяжелый P-61 Black Widow, реактивный P-80 Shooting Star, средний бомбардировщик B-25H Mitchell и тяжелый бомбардировщик B-17 Flying Fortress. У германии - истребители Me Bf 109 и FW 190, тяжелый Me Bf 110 и реактивный Me 262, пикирующий бомбардировщик Junkers 87 Stuka, бомбардировщики Junkers 88G-1, Heinkel 111, Dornier 217 (разработан как дальнейшее развитие Do 17Z) и реактивный дальний бомбардировщик Arado E.555-1. Как видите, для одних машин указана точная модификация, другие, очевидно, являют собой нечто усредненное. Но даже там, где модификация уточнена, у авторов игры полно глюков с вооружением самолетов - одним они лепят турели там, где их не было, у других отбирают имевшиеся! Так, реально у Mosquito B.Mk IV вообще не было пушечно-пулеметного вооружения, у Beaufighter'a не было пулемета для защиты задней полусферы - а у Do 217 турели как раз очень даже были!
Все эти самолеты уже были в различных играх и знакомы читателям моих статей, за исключением двух последних, из коих наиболее интересен Arado. В отношении него имеется очередной глюк - в документации описан совершенно другой самолет, Arado 234 Blitz! Такой реактивный бомбардировщик действительно существовал и даже успел поучаствовать в боевых действиях, но в игре представлен именно Arado E.555-1. Этот впечатляющий даже десятилетия спустя проект начал разрабатываться конструкторами Arado в конце 1943; самолет должен был доставлять 4 тонны бомб на расстояние не менее 5000 км, развивая скорость около 900 км/ч! В общей сложности было разработано не менее 11 (по другим сведениям, 14) вариантов Е.555, различавшихся весьма значительно; больше половины из них представляют собой "летающее крыло" (бесхвостку), еще несколько "отрастили себе" аж 2 хвоста, соединенные общим горизонтальным стабилизатором (примерно как у P-38, FW 189 и британского реактивного Vampire) или раздельные, и последняя модификация весьма напоминает реактивный самолет классической схемы, разве что с четырьмя двигателями на крыле вплотную к фюзеляжу (кстати, он должен был развивать до 1020 км/ч, иметь радиус в 8000 км и бомбовую нагрузку в 6000 кг!) Модификация же 555-1 - это именно "летающее крыло", приводившееся в движение аж шестью двигателями BMW 003. Помимо двух стационарных 30-мм пушек в основаниях крыльев, самолет должен был иметь две дистанционно управляемые турели из спаренных пулеметов или 20-мм пушек под кабиной и в хвосте. К счастью для противников Германии, все работы над проектом E.555 были свернуты 28 декабря 1944 года - по всей видимости, потому, что у Рейха уже не оставалось ресурсов на новые амбициозные проекты.
Главный недостаток интерфейса в том, что он ориентирован на управление кнопками, а не джойстиком. Джойстик поддерживается, но криво. В частности, положение РУДа начинает обрабатываться только тогда, когда вы им пошевелите, повороты руля направления (ось Z) не обрабатываются вообще (приходится рулить с клавиатуры), не работают бонусные комбинации Alt (Ctrl)+джойстик.
AI туп. Чаще всего я погибал не от вражеского огня, а от лобового столкновения с вражеским самолетом. Взаимодействия со своими нет (во многих миссиях нет и их самих).
Что касается графики, то сами самолеты, местность (включая прозрачную воду), здания и взрывы с дымами довольно неплохи. Что плохо, так это отсутствие кокпитов (вид от первого лица представляет собой просто перекрестие прицела), визуальной модели повреждений и видов врагов (как и друзей) с внешней камеры. Небо с облаками в воде отражаются, а вот корабли - нет. Стартовый ролик не запускается корректно (окно игры самопроизвольно минимизируется, а когда в него тыкаешь - ролик прекращается). Плюс идиотский идеологический глюк, за который я резал, режу и буду резать рейтинги нещадно - отсутствие свастик на германских самолетах. Ну и еще о глюках: игра заявлена, как идущая под любыми "виндами", начиная с 98, однако под Windows Me заявила об отсутствии какого-то файла (под XP поставилась нормально).
Ну а резюме простое: не шедевр, но поиграть можно.
1557 Прочтений • [Battle of Europe ( YuN )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]