Тени прошлого Меня не пугают ни волны, ни ветер,
Плыву я к единственной маме на свете...
(м/ф "Мама для мамонтёнка")
Молодая девушка в коротких, едва прикрывающих бёдра, шортах стоит на краю скалы, нависшей над пропастью, на дне которой поблёскивает тёмная гладь воды. Она делает несколько шагов вперёд и прыгает вниз. Её вытянутое в струну тело, словно стрела, вонзается в поверхность воды и уходит в глубину практически без брызг. Под водой девушка делает несколько мощных гребков и всплывает на поверхность. Выбравшись на берег, она откидывает с лица мокрые пряди и поправляет волосы, собранные в тугую длинную косу до пояса. Девушка готова продолжать путь, но девять из десяти игроков заставят её повторить прыжок ещё раз, только ради того, чтобы насладиться моментом полёта. Десятый же проведёт несколько минут в тщетных попытках повернуть камеру таким образом, чтобы стала видна мокрая майка девушки, так как ходят слухи, что при некотором стечении обстоятельств под ней можно даже что-то разглядеть.
Десять лет без права на отпуск
Ни одна другая игра не будоражила сознание игроков так, как серия "Расхитительница гробниц" ("Tomb Raider"), а имя её главной героини - Лара Крофт (Lara Croft, она же Лариска) уже давно из имени собственного превратилось в имя нарицательное. Облик Лары Крофт, молодой девушки с длинными стройными ногами в коротеньких шортах и походных ботинках, с волосами заплетёнными в косу и с неизменной парой пистолетов в руках, является едва ли не самым узнаваемым образом в мире компьютерных игр.
За десять лет прошедших с момента появления первой серии о похождениях девушки-археолога Лары Крофт вышло 6 игр-продолжений, 2 фильма, а также бессчетное количество дополнений, сделанных стараниями самих игроков, самое невинное из которых позволяет раздеть героиню по пояс, а самое неприличное предназначено для аудитории старше шестнадцати лет.
Популярность Лары за эти десять лет проделала путь, похожий на трассу для американских горок, причём первых два подъёма она преодолела ещё на заре своей карьеры и связаны они с успехом первых двух серий, вышедших в прошлом веке. Век нынешний не особо баловал Лару, и хотя она по-прежнему была на виду, но череда из трёх провальных и ничем не примечательных игр нанесла её репутации почти непоправимый урон. Но неправы были те, кто поспешил похоронить Лару Крофт.
Возрождение началось три года назад с выходом шестой серии под названием "Tomb Raider: The Angel of Darkness" ("Расхитительница гробниц: Ангел тьмы"). А на днях свет увидела уже седьмая по счёту игра о приключениях длинноногой красотки. Легенда о Ларе продолжается.
Тайна семьи Крофт
События, о которых пойдёт речь в "Tomb Raider: Legend" ("Расхитительница гробниц: Легенда") проливают свет на прошлое Лары, на её детство и мотивы, побудившие наследницу огромного состояния и особу аристократических кровей посвятить свою жизнь не светским раутам, а археологии и экстремальным путешествиям. Вы станете свидетелем трагических событий произошедших, когда Ларе было девять лет и она с матерью путешествовала в Гималаях. Именно после той памятной поездки маленькая леди Крофт навсегда попрощалась не только с детством, но и с мечтой о полноценной и счастливой семье.
Спустя много лет в жизни Лары начинают происходить события, странным образом связанные с трагедией, произошедшей в её детстве. Едва зарубцевавшаяся после недавней смерти отца рана в душе девушки начинает кровоточить с новой силой, заставляя совершать один безумный поступок за другим. А невинная на первый взгляд затея по поиску знаменитого меча короля Артура, Эскалибура, становится причиной целого ряда злоключений, во время которых Лара перейдёт дорогу конкурирующей организации, встретит старых врагов и наживёт новых.
Вокруг света за девять часов
Игра начинается в горах Боливии, где Лара выполняет рядовое задание по поиску каких-то ценных артефактов. Первые несколько минут игры вы предоставлены себе и такому увлекательному занятию, как скалолазание без страховки и соответствующего инвентаря. За эти же несколько минут встроенная система подсказок предоставит вашему вниманию краткий курс молодого расхитителя гробниц и познакомит вас с основными принципами управления. Боливийский ландшафт как нельзя лучше подходит для тренировок, так как в одном месте разработчики сумели собрать практически все будущие атрибуты игры: скалы, ветки, уступы, водоёмы, огромные валуны, пещеры, пропасти и несколько примитивных головоломок. В рекордно короткое время вас научат плавать, нырять, ползать, прыгать, раскачиваться на трапеции, пользоваться кошками, стрелять и даже замедлять время! К моменту, когда на вашем пути появится первый действительно сильный враг или гробница с хитроумными механизмами вы, скорее всего, не растеряетесь, и уже будете знать что к чему.
Перу и Непал, Боливия и Япония, Англия, Тибет и даже Казахстан - такова география нового приключения Лары. Что касается казахского уровня, то надо отметить, что при его создании использовались избитые штампы, уместные скорее для средней полосы России - военная база, затерянная в снегах, охраняемая горсткой полупьяных солдат, совершенно не заинтересованных в её сохранности. В то же время разработчики не поскупились на русскоязычных актёров, что не может не радовать (содержание диалогов также весьма правдоподобно). Все карты, планы, схемы и вывески на уровне выполнены кириллицей и грамматически верны. При таком подходе, даже не зная японского, можно надеяться, что и токийский уровень сделан также добротно и качественно.
За время игры Лара посетит несколько мест, уже знакомых старожилам серии. Не буду раскрывать всех секретов, скажу только, что благодаря перипетиям сюжета вы попадёте в прошлое, а также посетите раскопки, с которых в своё время начиналась вторая серия о похождениях Лары. Довольно интересно спустя 8 лет вернуться на давно знакомый уровень и сравнить прежние и нынешние ощущения, когда бежишь по тропинке и ждешь, что сейчас из-за поворота должен выскочить тигр, и потом стоишь в недоумении, с пистолетами наизготовку, вглядываясь в пустынные джунгли. Пока не понимаешь, что того тигра уже как восемь лет нет в живых.
В отличие от "Ангела тьмы", проходившего в основном на улицах и в помещениях, на этот раз игра осталась верна канонам и большую часть времени Лара потрошит захоронения, а не гуляет по картинным галереям. Исключением является японский уровень, куда Лара отправляется для встречи с одним из старых врагов. В Японии вам предстоит "зачистить" небольшой небоскрёб и потанцевать на дискотеке.
Кстати о дискотеках. В "Легенде" Лара, наконец, может сменить пропитавшиеся потом шорты и майку на понравившуюся одежду, правда, произойти это может лишь после окончания игры, когда вам станут доступны все уровни. В зависимости от того, сколько артефактов вам удалось собрать, вы сможете приодеть Лару и отправить, например, в Гималаи в некоем подобие вечернего платья, правда, без туфелек - наша Золушка предпочитает передвигаться босиком.
Какая ножка! О, какая нога...
В игре предусмотрено управление как при помощи клавиатуры, так и при помощи геймпада. Но в отличие от большинства игр, выходящих сразу на нескольких платформах, управление с помощью геймпада в "Легенде" не обеспечивает игроку явного преимущества, а иногда мышка и клавиатура выглядят даже предпочтительнее. Единственное, чего лишены игроки, использующие клавиатуру и мышь, - так это отдачи во время выстрелов, которую можно почувствовать при использовании соответствующего геймпада.
Так как успех в игре напрямую зависит от виртуозности, с которой вы стучите по клавишам, управляя действиями Лары, то этот аспект игры вы должны изучить досконально и как можно быстрее. Например, чтобы использовать "кошки", недостаточно нажать одну клавишу - помимо этого Лара должна находиться в полёте или прыжке. Практически все специальные приёмы ближнего боя, включая знаменитое замедление времени а-ля "Матрица", становятся доступными лишь при нажатии нескольких клавиш одновременно, часто вместе с функцией "прыжок".
Кроме знания о комбинациях клавиш вы должны чётко понимать назначение пиктограмм, периодически появляющихся в тот или иной момент игры, и уметь быстро реагировать на сообщение. Например, во время очередной интерактивной вставки вы следите за тем, как Лара удирает от чудовища. Внезапно на экране отображается пиктограмма стрелки. Ваше действие в такой ситуации должно быть однозначным - как можно быстрее нажимайте на клавишу, отвечающую за соответствующее движение, иначе Ларина песенка будет спета.
В то же время некоторые символы могут сбить вас с толку и с ними лучше сразу разобраться, чтобы потом не кусать локти, в бессильной злобе в сотый раз наблюдая за тем, как Лару расплющивает огромный валун. Например, если, увидев изображение Лары с двумя пистолетами, вы решите, что вас просят открыть пальбу, то это будет логично, но, увы, неверно. На самом деле, таким образом создатели игры сообщают вам о том, что управление Лары перешло под ваш контроль и, скорее всего, вам надо уносить ноги как можно быстрее. К счастью, таких непонятных моментов в игре немного, и при определённом упорстве они преодолимы.
Загадки, боссы, артефакты
Для прохождения каждого уровня вы должны решить как минимум одну большую головоломку, причём, чем дальше в лес, тем сложнее будут задания. Обычно головоломка представляет из себя большой зал, пещеру или даже крышу небоскрёба, где вам надо догадаться, как запустить какой-нибудь механизм или попросту придумать, как из одного конца комнаты попасть в другой, минуя пропасть шириной в несколько десятков метров. Задания в основном не слишком сложные и все без исключения имеют логичное решение. Другое дело, как быстро вы это решение найдёте, поэтому внимание превыше всего, особенно к деталям и комментариям ваших помощников по ту сторону экрана.
Большим подспорьем в решение многих головоломок является специальный прибор наподобие бинокля, с помощью которого Лара может отыскивать ниши за стенами и замурованные или хитро спрятанные механизмы и предметы. Прежде, чем приступать к решению головоломки, внимательно осмотрите помещение с помощью прибора, возможно, всё довольно просто решается.
Следуя канонам серии, после каждого уровня Лару ждёт встреча с каким-нибудь чрезвычайно нехорошим человеком или монстром. Боссы все как один обладают колоссальным запасом здоровья, а некоторые даже умудряются его восстанавливать во время битвы. Для победы над таким супостатом не достаточно просто хорошо стрелять или прицельно бить пяткой в нос - как правило, вы должны понять принцип, с помощью которого можно одолеть превосходящего вас противника. Иногда, достаточно лишь нескольких продуманных движений, и поверженная жертва упадёт к вашим ногам. Не суетитесь и попытайтесь понаблюдать за противником, изучите его привычки, и затем приступайте к плановому истреблению.
Помимо головоломок и боссов в игре огромное количество всевозможных артефактов. Все артефакты делятся на: золотые, серебряные и бронзовые. Бронзовых много, и они легкодоступны, золотых же напротив очень мало (обычно один), и для его получения надо проделать действительно титаническую работу. Часто золотой артефакт открывается лишь после серии последовательно выполненных действий в течение всего уровня, но тем он и ценен. Сбор артефактов поощряется - за каждый найденный трофей в главном меню игры открывается очередной поощрительный приз, либо это новая одежда для Лары, либо биография какого-нибудь героя или даже улучшенная модель пистолетов.
От количества артефактов также зависит суммарный процент прохождения игры. Вы можете пройти игру до конца, но не собрать всех артефактов, что отразится на общей статистике. Чтобы пройти игру на сто процентов, вы всегда можете вернуться на уже пройденный уровень и попытаться отыскать недостающие артефакты.
Забытое старое
Впервые за восемь лет в игру был включён специальный уровень для тренировок - "Поместье Крофтов", включающее особняк и гимнастический зал. Как и положено старинному английскому дому, в поместье множество потайных ходов, секретных дверей и комнат. Задача Лары: собрать все артефакты спрятанные в доме, а также хорошенько потренироваться перед грядущими испытаниями.
Родной дом становится доступным после первого же уровня, и затем вы вольны возвращаться в него, когда вам будет угодно.
В игру вернули мотоцикл фирмы Дукати, на котором Ларе предстоит выполнить три миссии: в Перу, в Токио и в Казахстане. К сожалению, едва ли можно назвать гонки на мотоциклах увлекательным зрелищем: с одной стороны, промчаться с ветерком всегда приятно, но с другой - бездумный отстрел бандитов-мотоциклистов в течение десяти с лишним минут очень быстро надоедает и выматывает.
Графика и звук
Системные требования к компьютеру говорят сами за себя - графика в игре действительно современная и можно даже сказать, выдающаяся. Игра изначально планировалась для выхода на новом Xbox 360 и поэтому большинство графических настроек для персонального компьютера выглядит довольно экзотично. Отсюда же необоснованно высокие требования к видеокарте для игры с самым высоким качеством (next generation PC). На момент выхода игры видеокарты с объёмом памяти 512 MB доступны лишь считанным единицам игроков.
В то же время нельзя не отметить тот факт, что настройки в игре достаточно гибкие и даже при минимальных требованиях запуск "Легенды" вполне возможен - особой красоты вы не увидите, но играть сможете.
Если же в вашем распоряжении хорошая видеокарта, то картинка перед глазами будет более чем впечатляющая: головокружительные горные пропасти, прозрачная, искрящаяся на солнце вода, шикарные водопады, птицы, сырые подземелья, снежные равнины, гладкий и скользкий лёд, студёная вода и так далее и тому подобное. Перечисление всех доступных взгляду красот займёт не одну страницу. Картинки из игры вряд ли могут передать ту панораму, что открывается перед игроком на самом деле. Это надо увидеть, пробежаться по тропинке в джунглях, спрыгнуть со скалы в горное озеро, понырять и поплавать в собственное удовольствие.
Отдельно стоит сказать о модели Лары. Девушка изменилась, и это вы сразу если не увидите, то почувствуете. Не переживайте, грудь ей никто не уменьшил, а едва прикрытые бёдра по-прежнему выглядят весьма соблазнительно. И всё же облик Лары стал менее сексуальным и более вычурным, похожим на образ американской девочки спортсменки - грация, фигура, вроде всё на месте, но это ещё только подросток, а не настоящая женщина.
Движения Лары плавные, грациозные. Каким бы опасным не был трюк, она его делает легко и непринуждённо и наблюдать за её движениями - настоящее удовольствие. Особенно эффектно тело Лары смотрится после того, как она выбирается из воды на берег, когда по её загорелой гладкой коже стекают капельки влаги, некоторое время поблёскивающие на обнажённых частях тела, пока не высохнут...
В игре нет видеовставок, так как все шесть десятков роликов просчитываются налету и настолько удачно вписываются в общий ход повествования, что иногда хочется начать управлять действиями Лары, забыв, что в данный момент это невозможно. Кроме этого в игре около десятка интерактивных роликов, во время которых вы не только следите за происходящим, но и влияете на дальнейший ход событий.
Музыкальное оформление игры сделано добротно и органично дополняет картинку перед глазами. Музыкальные темы умело используются для создания соответствующего настроения, и в то же время такой способ используется весьма умеренно и у игрока не появляется чувство, что им манипулируют.
Диалоги и озвучивание также заслуживают похвалы. Голос Лары с лёгким британским акцентом как нельзя лучше подходит к устоявшемуся образу и в то же время не остаётся сомнений, что перед вами настоящая леди
Вердикт
Возрождение былой славы Лары Крофт, начатое три года назад усилиями "Ангела тьмы", продолжается полным ходом. Новая серия не только полностью соответствует техническому уровню самых лучших современных компьютерных игр, но и превосходит многие из них. Помимо красивой картинки и хорошего звука, в основе игры лежит довольно интересный сюжет, за развитием которого хочется следить, тем более что никогда не угадаешь, что произойдёт в следующий момент и какой стороной повернётся к героине судьба.
Если вы поклонник Лары Крофт, то "Легенда", безусловно, станет украшением вашей коллекции, если же вы впервые увидели длинноногую красавицу с двумя пистолетами, то будьте готовы к тому, что ваше знакомство может затянуться на долгие годы, так как покой расхитительнице гробниц снится лишь в страшном кошмаре.