Метаморфоза Все течет, все меняется. Даже "Commandos", старые добрые "Commandos", столько времени пребывавшие в плоском изометрическом мире, внезапно приобрели объемность изображения, заиграли красками и перебрались в полное 3D. А заодно покончили и со стратегическим жанром. Была ли это попытка просто сыграть на раскрученном бренде или действительно новый виток в эволюции бравых диверсантов - гадать не будем. Факт остается фактом: "Pyro Studios" и компания "Eidos" предоставили на суд общественности игру "Commandos Strike Force", в которой мы в очередной раз отправимся за линию фронта, на этот раз всего с тремя героями: Снайпером, Шпионом и Зеленым Беретом. И никакой стратегии - нас ожидает привычный stealth-шутер, щедро приправленный атрибутикой сериала. Начнем, пожалуй, с сюжета...
Сюжет.
Разработчики явно собирались увязать всю игру общей сюжетной линией. Но... то ли им не хватило времени, то ли сценарист не вовремя уволился, но в результате сюжет повис в воздухе туманной призрачной фигурой, которую мы и попробуем разглядеть.
Вступительная заставка красочно поведает нам о том, какие крутые ребята эти самые коммандос, и как ловко они вытворяют свои делишки под носом у злосчастных солдат вермахта.
Сама игра условно делится на три части, согласно географическому признаку (месту действия, проще говоря). Это Франция, Норвегия и Сталинград. Именно во Франции и начинается наша история, когда прибывающий отряд американских парашютистов вместо запланированной тихой и спокойной высадки на оккупированную Германией территорию внезапно нарывается на торжественную встречу с салютом из зенитных орудий и большой толпой поклонников в форме солдат вермахта. Среди группы гостей на борту самолета был Зеленый Берет, в то время как встречающих, на самом деле, должно было быть намного меньше - пара человек из французского Сопротивления, а также Шпион и Снайпер.
Кое-как избавившись от назойливого внимания немецких поклонников и почему-то расставшись с уцелевшими десантниками, наша троица отправляется в небольшой городок, в гости к местному Сопротивлению. Поколобродив тут некоторое время и уяснив, что их кто-то предал, наши герои отправляются в Норвегию с грузом взрывчатки, дабы устроить диверсию на одном жутко секретном заводе. Забавно, но все наши приключения сведутся именно к дороге "туда", в то время как о диверсии как таковой мы ничего не узнаем. Во всяком случае, автор хоть и старался внимательно читать и слушать диалоги героев в скриптовых сценах, однако уяснить, был ли взорван завод или нет, ему так и не удалось.
После приключений в северных землях, мы каким то чудесным образом переносимся на территорию разрушенного Сталинграда. Точнее, не то чтобы чудесным - после заключительной схватки Шпион задумчиво поинтересуется у друзей, как они относятся к России, ибо им всем туда надо. Зачем надо - опять же не уточняется. Приключения в Сталинграде носят еще более сумбурный характер, и даже торжественное похищение из немецкого штаба загадочной Реликвии (точнее - немцы украли ее у русских, а мы вроде как ее возвращаем для укрепления межнациональной дружбы) проходит как-то... бессмысленно, поскольку так и не ясно - вернули эту реликвию на место или нет. Но то, что сперли - это факт. Кстати, именно здесь, в Сталинграде мы и найдем своего предателя - русского полковника. Откуда русский полковник мог знать все детали секретной операции союзных войск и французского Сопротивления - тайна, покрытая мраком.
В общем, сюжет игры можно свести к известной крылатой фразе из кинофильма "Бриллиантовая рука": "Шел... Упал... Очнулся - гипс. Ничего не помню".
Герои.
Снайпер (Sniper) - персонаж для боя на дальних дистанциях. С собой носит снайперскую винтовку, шесть метательных ножей и пистолет. К сожалению, винтовка обладает более чем ограниченным боезапасом - всего 15 патронов, так что следует быть экономным. Ножи можно собирать после применения, единственный нюанс - нельзя закинуть оный предмет далеко в труднодоступные места. В качестве дополнительного снаряжения имеет гранаты, дымовые гранаты и неразменный пятак (шиллинг, доллар) для отвлечения внимания противника. Иногда в качестве замены пятаку выступают 10 пачек сигарет, которые опять же после применения можно собрать обратно (применение - в данном случае не покурить, а выкинуть перед вражеским солдатом, дабы противник отвлекся). Тихое убийство Снайпер осуществляет все тем же метательным ножом, с хирургической точностью втыкая оный предмет под лопатку противнику.
Зеленый берет (Green beret) - персонаж для близкого боя, способный нести тяжелое вооружение в виде пулемета и гранатомета. Одновременно способен таскать аж 6(!) видов оружия: нож, пистолет, ПП, винтовка (пулемет), базука, мины (взрывчатка). Способен стрелять с двух рук из двух ПП - главное найти и подобрать парочку одинаковых. В качестве дополнительного снаряжения обычно носит с собой гранаты - обычные и дымовые. Тихое убийство для Берета - это или перерезать противнику горло ножом или свернуть ему шею. Метать ножи не обучен.
Шпион (Spy) - самый актуальный персонаж, играть за которого придется больше, чем за двоих предыдущих вместе взятых. Как вы уже поняли, предназначен для скрытого проникновения в ряды противника с дальнейшим проведением множества диверсий различной степени тяжести. С собой носит удавку, ПП и пистолет с глушителем. В качестве дополнительно снаряжения выступает все тот же неразменный пятак (с альтернативой в виде блока сигарет), а также гранаты с отравляющим газом и противогаз. Противогаз необходим для того, чтобы проследовать через зону поражения газовых гранат.
Ключевой особенностью Шпиона является возможность переодеваться в форму убитых солдат противника. В игре существует четкая система рангов: 1) солдат, 2) subofficer (не совсем понятно, что именно разработчики имели в виду под этим термином - то ли сержантов, то ли младший офицерский состав), 3) офицер, 4) генерал, 5) гестапо. Согласно механике игры, если мы разжились формой, к примеру, офицера, то это позволит нам нагло разгуливать перед носом нижестоящих чинов (рядовых и subofficer), но коллеги-офицеры уже будут задумчиво смотреть нам вслед. Если задержаться подольше, то задумчивость перерастет в уверенность и офицер поднимает тревогу. Вышестоящие чины (генералы и гестаповцы) способны раскрыть нашу маскировку еще быстрей, так что от этих товарищей рекомендуется держаться подальше.
Кстати, как и в старых двумерных "Commandos", над нижестоящими чинами можно жестоко глумиться, заставляя их вставать по стойке смирно и преданно смотреть вам в глаза. Зачем это сделано - не совсем понятно, поскольку пользы от этого совсем никакой. Проще сразу зайти бедолаге за спину и тихонько удавить...
А теперь рассмотрим картину в целом. Итак, наша команда поредела, сократившись всего до трех подопечных. С одной стороны - понятно, с другой - неприятно. Конечно, реализовывать в FPS акробатические этюды Вора было бы затруднительно, но вот отвлечь внимание патрулей красоткой Наташей было бы весьма кстати... да и глаз отдохнул бы. Но оставим это на совести разработчиков, которые наверняка скажут что-нибудь умное о "балансе". Далее, помимо обычного снаряжения, все наши герои по умолчанию таскают с собой бинокль. Крайне полезный прибор, обладающий одной поистине мистической функцией - если персонаж смотрит в бинокль, то на экране радара (о котором мы поговорим чуть ниже) вместо близстоящих врагов отображается направление ко ВСЕМ противникам на карте. Жаль, что через стенки смотреть нельзя, а то совсем раритетное устройство получилось бы.
Все трое могут использовать аптечки (и носить их, естественно), садиться за станковые пулеметы, использовать активные предметы в виде дверей (можно просто открыть, а можно посмотреть в замочную скважину - да-да, и этот элемент на месте), убивать противника со спины (так называемое тихое убийство) и... и все. К сожалению, разработчики лишили нас возможности сесть за баранку грузовика, броневика или танка. Опять же, поскольку классический инвентарь ушел в прошлое, обмен боеприпасами и аптечками между персонажами невозможен. Как и оружием, собственно. Хорошо, хоть можно собирать оружие убитых врагов.
Кстати, еще более странным оказался другой факт - трупы противников совершенно нетранспортабельны. Тушки исчезают спустя некоторое время сами по себе, но... пока они лежат, вполне могут вызвать известную обеспокоенность среди коллег убиенных. Так что придушив часового у двери, не стоит тут же открывать ее нараспашку - а то товарищи на улице могут неправильно вас понять.
Задания.
Задания (или миссии) в игре можно условно разделить на два типа - action и stealth. То бишь боевые и "скрытные". При этом разработчики немного сжульничали, не давая игроку под командование более двух героев. К примеру, все боевые миссии обходятся без участия шпиона, в то время как в stealth-миссии мы не увидим Зеленого Берета. Тем не менее, это ни капельки не напрягает, более того - изрядно облегчает игроку жизнь, поскольку во время жаркой схватки не приходится приглядывать за хлипким шпионом, в то время как во время скрытного проникновения в штаб противника не приходится следить за тем, чтобы ходячий арсенал в лице Берета случайно не засветился перед патрулем.
Геймплей.
Данный раздел мы начнем, пожалуй, с изображения на мониторе. В левом верхнем углу игроку сообщается количество живых союзников, если, конечно, таковые имеются. В левом нижнем - показатели здоровья и усталости. Если здоровье расходуется при повреждении бренной тушки нашего подопечного (меткий выстрел, падение с высоты или же неосторожное обращение с открытым огнем), то уставать герои будет от бега, подводного плавания, а также... от задержки дыхания. "Задержать дыхание" - это особенность героя-снайпера, позволяющая ему более точно стрелять из снайперской винтовки в режиме прицельного выстрела. Проще говоря - режим slow-motion. Над показателем здоровья имеется радар, на котором отображаются близстоящие враги и направление их взгляда.
В правом нижнем углу расположился экран выбранного оружия, количества боеприпасов к нему, количества запасных обойм, а также дополнительное снаряжение и аптечки. Надо сказать, что здесь разработчики сделали экивок в стороны реалистичности, который вышел несколько... забавным. К примеру, герой не может нести более 4-х аптечек, но, посмотрев на нее в игровом варианте, удивляешься, где он вообще их носит - уж очень большие аптечки получились. При этом снайпер несет не более 15 патронов к винтовке (из них 5 - в магазине). То ли у бедняги карманы дырявые, то ли патроны очень тяжелые, но приходится постоянно бегать к зарядному ящику (если таковой имеется), дабы пополнить боезапас. В боевых миссиях очень неудобно.
Управление
Классическое управление любой игры жанра stealth-шутер с несколько измененной раскладкой и собственно, клавишей переключения между героями. Поскольку фонарик и подобные ему устройства отсутствуют как класс, то и клавиш для них нет. Зато есть клавиша "Вид от третьего лица", благодаря которой мы сможем полюбоваться на свою физиономию или же заглянуть за угол - достаточно лишь развернуть камеру (предварительно подойдя к нужному углу, естественно).
В качестве завершающего штриха отметим три нюанса. Во-первых, если у нас под началом сразу два героя, то следует помнить одну вещь - неактивный герой стоит (сидит), при этом не совершая никаких действий. С одной стороны, это удобно; с другой - напрягает. Так снайпер не тратит боезапас на совершенно ненужные цели - но с другой - тот же Берет не желает отстреливать наступающих врагов. Кнопки "агрессивное/пассивное состояние", как вы понимаете, не обнаружено. Во-вторых, обычно нашего героя нельзя убить - тяжелораненый он падает на землю и корчится в муках, ожидая медика. Медиком может быть как союзный солдат, так и второй герой. В случае, если оба героя тяжело ранены, наступает пресловутый "game over". Кстати, еще раз подчеркнем - "обычно нашего героя нельзя убить". Подставляться под артиллерийский снаряд крайне не рекомендуется:
Третий нюанс - несмотря на некоторую вторичность игрового процесса, все миссии сделаны очень динамично, увлекательно, а главное - вполне логично. Логично - в плане игрового процесса, а не сюжета, разумеется. Более того, при игре на нормальном уровне сложности обращения к божеству "Save/Load" происходят достаточно редко, что не может не радовать.
Графика и звук.
Движок Commandos Strike Force, по современным меркам, слабоват, тем не менее разработчики выжали из него все что можно и что нельзя. Да - он на удивление тускл и не радует глаз игрока яркими красками (честно говоря, когда автор увидел в развалинах Сталинграда радугу, он подумал, что слишком заигрался). Да - в нем много маленьких мелких глюков (тут и совершенно корявое отображение станкового пулемета, когда за него садится персонаж, и слияние текстур двух персонажей). Но тем не менее, именно качественное отображение текстур и моделей объектов вкупе с грамотной расстановкой на карте придает игре шарм и атмосферность. Ползая в руинах Сталинграда или бегая по маленькому французскому городку, понимаешь - именно так мог выглядеть разрушенный Сталинград и маленький французский городок. В результате мозг игрока не ищет шероховатости и нестыковки, а наоборот - тщательно их маскирует.
Звуковая составляющая сделана не менее профессионально, добавляя свою значимую лепту в игровую атмосферу. Одна единственная боевая миссия с паническими криками своих и чужих, беспорядочной стрельбой и взрывами живо вас в этом убедят.
Итого.
Несмотря на все трудности перехода от 2D к 3D, "Pyro Studios" удалось не только создать хорошую игру, но и сохранить дух "Commandos". При этом, как в известной дилемме с книгой и экранизацией, стоит помнить, что оригинальная стратегическая серия - это одно, а stealth-шутер - совершенно другое. Так что если вы решите купить игру в силу ностальгии по старым временам, заранее смиритесь с тем, что вы получите совершенно новую игру "по мотивам".
Гораздо более грустный момент - катастрофически малая продолжительность. Пара-тройка вечеров - это максимум, что вам потребуется, чтобы пройти игру от начала до конца. Опять же, вспоминая, сколько времени было угроблено на прохождение стратегий...
В общем, подводя итог - добротная игра в игровой вселенной "Commandos", со старыми героями и новыми возможностями. Достойна занять место на полке и жестком диске.
P.S. Кстати, в паре скриптовых сцен засветился белый бультерьер с черными ушами. Имя его не уточнялось, в событиях, описанных в игре, участия не принимал, но существуют определенные подозрения, что зовут его Виски...