Марсианский перевозчик Задумчивая физиономия, удивительно напоминающая Арнольда Шварценеггера в годы его бурной молодости, выглядывает в панорамный иллюминатор космического шаттла, совершающего посадку на Красную планету. Приземляемся прямо на крышу здания независимой службы Контроля над Транспортными Компаниями (КТК) "МарсТрансАвто", где сразу же одним нажатием клавиши регистрируем новую компанию-грузоперевозчика и получаем на счет первые пять тысяч кредитов. Безвозмездно. Выбор транспортного средства не занимает много времени, и вот уже под днищем стремительно парящей вдоль местного хайвея машины с еще не заполненным грузовым отсеком во все стороны разлетается пылевой след, низко стелющийся над красным марсианским песком...
О новом отечественном автосимуляторе с элементами экономики, действие которого разворачивается на необъятных просторах Марса, от Евгения Агишева и “Медиа-Сервис 2000” мы писали с полгода назад. Повторяться на тему колонизации и развития марсианской инфраструктуры в 2175-м году не станем, а продолжим с того места, на котором прервался предыдущий абзац. После создания компании и покупки транспорта мы остаемся один на один с ярким солнышком, пробивающимся сквозь пелену рыжеватого смога, несколькими футуристического вида комплексами, рекламными плакатами вдоль дороги и вяло ползущим молчаливым трафиком, состоящим из транспортных кораблей других компаний. На душе вместо кошек скребется единственный извечный вопрос – что делать? Какова наша цель пребывания в этом примечательном, но все же давно забытом богом месте? Изучая полезные кнопки, натыкаемся на рейтинг-лист транспортных компаний, где напротив полутора десятков ведущих марсианских контор, занимающихся грузоперевозками, аккуратно выведен их баланс, захваченная доля рынка и еще фигурируют какие-то непонятные наемники. Видимо, мы и должны возглавить этот айсберг, чего бы нам это и стоило. Забегая чуть вперед, скажу, что на этот раз догадка полностью подтвердилась.
Итак, начинаем колесить по окрестностям, попутно запоминая расположение ключевых объектов. Расстояния здесь не по-детски огромные, а ландшафты везде очень сильно смахивают друг на друга, поэтому без помощи карты, на которой открывается весь пройденный маршрут, просто не обойтись. Полезные строения - те, в которые можно попасть на своем глайдере - на Марсе бывают трех типов. Либо это производственный комплекс, который выдает на-гора два вида ресурсов и готов купить целых семь; сервис-центр, производящий починку, модернизацию и обмен транспорта на новый; и жилые комплексы, позволяющие трудоустроить под свое крылышко тех самых вышеупомянутых наемников.
Начнем с первого. Основной капитал придется долго и упорно сколачивать на перевозках разных товаров из одного комплекса в другой. К сожалению, таблицы сравнительных цен нет, приходится запоминать по памяти, где чего требуется, и какую цену за это готовы платить. Самыми дешевыми являются вода и еда, чуть подороже идут лекарственные препараты, минеральное сырье, электротехника. Но самыми выгодными с точки зрения коммерции выступают... биостимуляторы и оружие. Так уж повелось со времен незабвенной Elite, многие черты которой в МарсТрансАвто проступают весьма явственно. И, как и в Elite, самый выгодный груз является и самым опасным. Стоит только выехать на большую дорогу с этакой контрабандой (который, кстати, с удовольствием купят практически в любой торговой точке), как к вам приклеится несколько полицейских с мигалками (“звездочки” тревоги в стиле GTA на это красноречиво намекали, не правда ли?) и не отстанут, пока не превратят ваш замечательный автомобиль в обугленный металлический остов. Впрочем, даже если вы решили вести жизнь честного торговца, и в этом случае неприятностей с законом могут случиться еще раньше, чем вы о них подумаете. Достаточно просто отбиться от пирата, которые в некоторых секторах хозяйничают весьма активно, а потом ради любопытства подобрать выпавший из него груз... И пеняйте потом на себя, если это окажутся биостимуляторы или оружие. Копы, как обычно, появляются намного раньше, чем на горизонте покажется ближайший пункт, где можно избавиться от нелегального товара. А заодно и сохранить игру, что тоже никогда не помешает.
В сервис-центрах можно не только починить израненный в перестрелках или основательно побитый о валуны и придорожные ограждения транспорт (который при этом начинает дымить, как паровоз, но скорости не замедляет), но и улучшить его характеристики. Сделать более маневренным, нарастить толщину брони, увеличить емкость грузового отсека, улучшить управляемость и водрузить на крышу оружие. В ассортименте: три вида пулеметов и их улучшенные модификации: "кобра", "тайфун" и "вулкан". Некоторые авто позволяют устанавливать по два пулемета сразу, другие имеют слот лишь для одного, а у иных места под вооружение и вовсе отсутствует. Это касается тяжелых и неповоротливых транспортов, которые имеют безразмерный трюм, но никак не защищены от нападок со стороны и передвигаются раза в четыре медленнее "быстроногих" глайдеров. Всего же в игре представлено около двух десятков машин на "воздушной подушке", начиная от скоростного и юркого "Пегаса" и заканчивая черепахоподобными "Муренами" или "Амфибиями", рассчитанные в изначальном состоянии на 1200 ед. груза. Менять транспорт на новый можно здесь же, на сервисной станции, причем странная вещь – вы не можете одновременно владеть хотя бы двумя средствами передвижения. Решились купить новое, повместительнее и быстроходнее - со старым придется распрощаться.
А теперь мы подходим к самому интересному – наемникам. Когда на счету заводятся лишних пара десятков тысяч кредитов, можно позволить себе роскошь нанять в жилом комплексе дополнительных водителей, которых зачем-то окрестили наемниками. Вы покупаете такого работника, выбираете ему транспорт и его модернизацию, после чего он сам отправляется зарабатывать вам денежку. Выбирает маршруты, закупает и продает товары, а вам только и остается, что следить за мелькающими в правом верхнем углу экрана сообщениями о поступлении денег на счет от прокрученных подчиненными операций. Любопытно, но наемники даже набираются опыта, увеличивая такие показатели, как вождение и торговля, в то время как глава предприятия подобных способностей лишен. Повлиять на действия наемников нельзя, как и их уволить. Расстраиваться однако не следует, чем больше у вас будет наемников, тем ближе вы к конечной цели своей марсианской миссии. Главное, чтобы их количество было хотя бы на одного больше, чем у конкурентов. У меня игра окончилась на отметке 24. После победы над прочими транспортными магнатами можете продолжать играть дальше, скажем, чтобы полностью открыть всю карту, размеры которой заставляют вспомнить о бесконечности Вселенной.
Заскучавшим от многочасовых транспортных вояжей предлагаются спецмиссии, которые выдаются в каждом комплексе. Всего два варианта: либо доставить на время груз в указанную точку (причем, могут и стимуляторы подсунуть), либо уничтожить указанный транспорт, который тут же меткой подсвечивается на радаре. Подготовка для этих операций тоже кое-какая требуется, например, скорость машины должна быть соответствующей и пустующее пространство трюма никак не менее запрашиваемого.
Внешний вид марсианских пейзажей, которые неплохо оживляют мельтешащие по дорогам вереницы транспортов и поднимающиеся высоко над холмами производственные или жилые небоскребы, смотрится очень притягательно, и первое время на него взираешь с неподдельным интересом. Жаль, но вскоре он тускнеет, поскольку разнообразие в комплект не входит. Погодных эффектов нет, кроме пылевых бурь, что вполне понятно, зато на месте плавная смена дня и ночи. По ночам автомобили носятся с зажженными фарами, хотя, конечно, куда как приятнее рассматривать Марс ярким днем (для удобства прилагаются три переключаемых камеры, включая и с переднего бампера, или что там у них вместо оного). Отключить круговорот суток опционально нельзя. Управление глайдерами нареканий не вызывает, заметны даже легкие претензии на физику (непонятно, правда, куда подевался задний ход), а вот мышь в процессе управления (и даже навигации по меню) не задействована совсем. Стрельба из пулеметов и пиротехнические спецэффекты вышли скромными, а все оттого, что местному арсеналу явно бы не помешало чего-то помощнее, вроде лазеров, бомб или ракет. Хочется пожурить и мелковатый шрифт в меню, который особенно сложно читать, если он идет темным цветом на темном фоне.
Звук порадовал не только достойной подборкой эффектов, но и наличием целых четырех радиостанций, которые можно в любой момент переключить в своей кабине. Притом на волнах Zone 36, Club Radio, Radio Road и “Закрытого радио” звучат не только ритмичные музыкальные композиции, но и озвученные ди-джеями сводки происшествий, прогноз погоды и изменение цен на товары в разных секторах, что для транспортной организации, как вы понимаете, особенно ценно.
Эволюция поджанра "Elite на дороге", к которому можно отнести “Механоидов” и недавнюю Ex Machina, пополнилась еще одним достойным представителем. Конечно, не без недостатков, но с крепким транспортно-экономическим фундаментом, обернутым в оригинальную атмосферу четвертой от Солнца планеты. Многое есть у “МарсТрансАвто” для того, чтобы завлечь поклонников "дальнобойной" идеологии в свои сети: симпатичная графика, разнообразная музыка, знакомый геймплей. Если разработчики задумаются о сиквеле, то искренне надеемся, что там нас все-таки познакомят с сюжетом, а также увеличится количество типов спецзаданий и доступного вооружения. В таком случае "марсианские хроники транспортного магната" обретут интригу и значительно отодвинут то время, когда вы, случайно задев Esc, захотите нажать "нет, я хочу остаться!", вместо того чтобы надавить "да, выйду".