Честь семьи "Оскароносная" гангстерская трилогия "Крестный отец" по роману Марио Пьюзо давно ждала своего часа, чтобы из драматической семейной киносаги превратиться в не менее остросюжетную видеоигру с хорошо узнаваемыми персонажами. Разработчики из EA, ставшие счастливыми обладателями лицензии, заранее побеспокоились об аутентичности материала, договорившись о сотрудничестве со многими актерами, хотя и не смогли затащить в проект Аль Пачино. Возможно, поэтому, из вредности, его персонажа Майкла Корлеоне, ничуть не походящего на своего экранного двойника, сделали самым фотогеничным из всех действующих лиц. По размаху и свободе самовыражения проект обещал переплюнуть серию GTA; по атмосфере, правдиво отображающей времена американской Великой Депрессии, заткнуть за пояс саму Mafia, а если старт будет признан успешным, то нам грозились регулярно выкладывать новые части. Увы, но в результате все получилось далеко не так ловко и складно, как ожидалось, хотя киношный дух "Крестного отца" все же позволил игрушке выделится из общей серой массы. Жаль только заслуга в этом принадлежит вовсе не компьютерщикам, а господину Ф.Ф. Копполе.
С первых нот легендарной мелодии из кинофильма "Крестный отец", которая призывно льется из динамиков, начиная с главного меню, где на нас из темноты взирает надевший трагическую маску Брандо, мы погружаемся в ароматы криминальной кухни Нью-Йорка 30-х годов прошлого века. Оформление, изрядно отдающее приставочностью, конечно, могло бы быть немного получше, но ведь это только витрина, верно? Разнообразием игровых режимов баловать никто не собирается, мультиплеер отсутствует, поэтому смело давим "New Game" и готовимся внимать завязке истории. Авторы не стали дословно переносить фильм на экран монитора, а вольно рассказали о жизни простого парня, принятого в "семью" и сумевшего пробиться из низов бандитского мира к самой его вершине. События из его жизни самым тесным образом переплетаются с ключевыми сценами из киноэпика, причем зачастую мы становится их непосредственным участником. Помогаем отбить и отвезти раненого дона Вито в больницу, наблюдаем со стороны за жестоким убийством своего первого наставника Луки Брази и старшего сына главы клана Сонни, лично подкладываем револьвер в туалет того самого ресторанчика, где Майкл решил устроить кровавую бойню... Судьба главного героя, волею сценаристов попавшего в семью Корлеоне, оказалась ничуть не менее драматичной.
Из грязи в князи
Первый раз мы видим его маленьким мальчиком, который потрясен гибелью отца, работавшего на дона Вито. Потом следует эпизод со свадьбой (с чего и начинается первый фильм), в котором мать возмужавшего к тому времени паренька просит Корлеоне взять его под свою опеку. Эта просьба переходит по иерархии Луке Брази, который преподает нам первые уроки рукопашного боя. Управление, надо сказать, хоть и пришло с консолей, но не лишено здравого смысла. В общем, привыкаешь довольно быстро. Далее карьера молодого гангстера, образ которого мы вольны подкорректировать по собственному желанию (мощный редактор внешности Mobface, наподобие тех, что сопровождают спортивные игры от EA, прилагается; изменяемых параметров, между прочим, более полусотни только для лица и тела, не считая одежды), начинает свой стремительный взлет. Одно успешная операция сменяется другой, триумф от неплохо налаженного бизнеса на миг омрачается гибелью любимой девушки и необходимостью проучить ее братца - разумеется, во имя интересов семьи. Десятки бандитов, схлопотавшие горячего свинца, толпами оседают на шуршащую рваными газетами мостовую, и некогда тонкий ручеек доходов от взятых под свое покровительство лавочек скоро начинает напоминать бурлящий горный поток. Вместе с успехами на гангстерском поприще и ростом репутации мы постепенно раскачиваем пяток параметров (драка, стрельба, здоровье, скорость и "уличная смекалка", влияющая на внимание полиции и отношение других семей) и вдобавок меняем статус. От желторотого мальчика на побегушках до матерого мафиози, правой руки самого дона. Чуть позже перелезаем в кресло главы семьи Корлеоне, разобравшись с конкурирующими кланами, для чего понадобится просидеть за компьютером день-два, но и на этом история не заканчивается. Можно продолжать играть и дальше, чтобы стать полновластным хозяином Нью-Йорка, только для этого придется скупить всю недвижимость и захватить абсолютно весь бизнес, законный и незаконный, не оставив завистникам никакой мелочи.
Ничего личного. Только бизнес.
Собственно, захват чужого предприятия - и есть основное занятие в игре. Этим занятием можно озаботиться в перерывах между сюжетными миссиями, когда вам доступен весь мегаполис, и никто не станет одергивать за рукав, если отойдете на пять метров в сторону от положенной двери. Никаких лишних подгрузок, да и ехать можно сразу в любой район. Город прямо-таки кишит парикмахерскими, мясными лавками, ресторанами, цветочными салонами, которые ждут не дождутся, когда же вы придете выколачивать из их владельцев деньги. Процесс этот немного напоминает пытки из The Punisher. Сначала мы хватаем незадачливого коммерсанта за грудки (правый клик мыши + WSAD), а затем можем просто набить ему морду, потрясти из стороны в сторону, задушить, шмякнуть об стену и бросить (да хотя бы и в окно его собственного магазина), наконец, приложить об какой-нибудь предмет - тот же кассовый аппарат прекрасно подойдет. В результате подобного "убеждения" владелец теряет здоровье, а заодно проникается вашей позицией, что выражается в ползущей синей полоске "убеждения" в правом верхнем углу. Когда она дорастет до нужного значения, избиение несчастного можно прекратить, он уже созрел для предложения, от которого нельзя отказаться. Если переусердствовать, то избиваемый взбесится и в состоянии аффекта начнет давать сдачи - магазина вам тогда не видать. Впрочем, к некоторым такие методы воздействия не понадобятся, они соглашаются сотрудничать сразу же, после обыкновенного разговора. Как только новое предприятие переходит под контроль вашей "семьи", открывается дверь в его подсобное помещение, где располагается уже нелегальный бизнес - публичный дом, игорный клуб. Его также можно прибрать к рукам, правда, на этот раз не придется громко кричать или размахивать кулаками.
Помимо запугивания владельцев магазинчиков можно соглашаться поработать на "семью" киллером, уничтожая неугодных, захватывать грузовики или целые склады, чтобы подорвать позиции конкурирующей группировки, каковых в игре всего пять. Корлеоне контролируют район Маленькая Италия, Таталия оккупировали Бруклин, Страцци подмяли под себя Нью-Джерси, Кунеос хозяйничают в Адской кухне (Hell's Kitchen) и Барзини расслабляются в самом центре Нью-Йорка. Постоянные стычки с другими мафиози, наезды на чужой бизнес меняют отношения "семей", а итогом такого соперничества может стать настоящая война кланов. Утихомирить страсти поможет визит к агенту ФБР или же подрыв одного из двух домов на вилле дона. Заработанные деньги, которых скоро будет в избытке, можно тратить на приобретение новых апартаментов (правильно - это то место, где можно сохранить игру, GTA - пламенный привет), покупку оружия, бомб или лекарства, подкуп продажных полицейских. Полиция в Нью-Йорке играет ту же роль, что и во всех прочих виртуальных городах. Пытается охранять закон. Но делает это, прямо скажем, из рук вон. Расстреливайте и убивайте горожан (в ассортименте пистолеты, револьверы, бейсбольные биты, шотганы, автомат Томсона, коктейль Молотова, динамитные шашки, бомбы и проволочная удавка - любители могут палить из-за угла или пытаться прострелить локоть или коленную чашечку, хотя особого проку в этом нет), давите их колесами, глумитесь над стражами порядка, повышая уровень полицейской тревоги, отображаемой, к слову, не звездочками, а жетонами. Чем он выше, тем больше вооруженных людей в синей форме и машинах с мигалками станут за вами охотиться. Впрочем, без особой изобретательности или какой-то системы. Либо забьют дубинками или пристрелят, либо попытаются протаранить, лихо снося на своем пути встречный поток автолюбителей. Спрячьтесь в своем убежище, и вся полиция моментально забудет о вашем существовании. Не успели? Тоже не беда. Если подстрелили, то очнетесь в ближайшей лечебнице, ну а руки скрутили - в полицейском участке. Содержимое кошелька при этом, конечно, пострадает, но не так чтобы сильно.
Small Theft Auto
Продолжая параллели с GTA, нельзя не остановиться подробнее на автомобильном моменте. Да, мы можем воровать чужие авто, выкидывая из них людей, но в целом все, что связано с вождением, скорее раздражает, нежели приносит удовольствие. Во-первых, модели автомобилей здесь просто кошмарные (никаких лицензий или богатой детализации) в сравнение, скажем, с той же Mafia. Во-вторых, разнообразием и не пахнет, не более десятка разновидностей, больше напоминающих пластиковые игрушки для детского сада, уже не говоря хоть о каких-то отличиях в управляемости. В-третьих, модель повреждений примитивнее некуда, после дюжины столкновений слегка мнется кузов и, когда вы исчерпываете лимит прочности, загорается движок, после чего колымага взрывается. Перевернуться хотя бы на бок мне здесь так и не удалось, максимум акробатики - это прыжок на полметра на небольших насыпях у тротуаров. Верх идиотизма - тонированные(!) стекла у всех без исключения машин и колеса, которые постоянно "тонут" в асфальте. Наконец, миссий с погонями здесь вообще единицы (часто просто нужно доехать за ограниченное время из одной точки в другую), а с интересными погонями и того меньше. В общем, разочарований масса, достоинства же местного автопарка заключаются в его доступности и неприхотливости. Машины всегда под рукой (потому что появляются прямо из воздуха, сначала квадратная тень на земле, а потом и довершающий ее силуэт), а за рулем и никакие расстояния не страшны. Например, смотаться из центра в Нью-Джерси по длинному многокилометровому туннелю Линкольна или в Бруклин из Маленькой Италии по Бруклинскому мосту вполне реально за три-пять минут, да и то, если без особой спешки.
Нью-Йорк, Нью-Йорк...
Нарисованный авторами Нью-Йорк тридцатых-сороковых сопоставим размерами с Либерти-Сити из GTA 3, а по дизайну и вовсе проигрывает ему на порядок. Достопримечательности в виде тех же мостов или туннелей, известных памятников (вдалеке даже просматривается Статуя Свободы) немного, а остальное место заполнено однотипными вагонами домов, сцепленными в клонированные составы-улицы. Мало того, так еще и все магазины созданы по одному и тому же макету. Посетите одну парикмахерскую и считайте, что видели уже все - они точно такие же. Спуститесь в подвалы вилл донов, и вы удивитесь, насколько одинаковые "гангстерито" выпрыгивают из-за одинаковых коробок ящиков, причем реагируют они на ваше появление с точностью до секунды. Это не просто "дежа вю", это "дежа вю", помноженное на бесконечность - ведь, чтобы покорить весь Нью-Йорк, понадобится, захватывая заведения, десятки раз любоваться на одни и те же декорации и сценки. Понятно, что пользоваться ксероксом гораздо проще, нежели раскрашивать что-либо вручную, но ведь не до такой же степени. Я уже не говорю, что все люди и бандиты в городе имеют мизерное количество типажей, и от этих клонированных близнецов очень скоро начинает рябить в глазах. Что действительно получилось и даже очень хорошо - физиономии главных участников истории, воссозданные почти что с фотографической точностью. Еще немного, и они будут неотличимы от лицедеев большого экрана, скриншоты не дадут соврать. Приятный след оставили и видеоролики "на движке", напоминающие стилистикой кадры кино. Почему создатели не решились украсить сюжет нарезкой фрагментов из "Крестного отца" (они есть, но заполняют бонусный раздел) - загадка, ведь воссозданные на компьютере сценки много хуже первоисточника, хотя и смотрятся с интересом.
Помогает им в том великолепная озвучка, которая так и выпрашивает себе место поприличнее на доске почета. Культовые и известные с детства мелодии из фильма, включая заглавную тему Нино Рота, сопровождаются такой яркой актерской игрой, что каждую новую фразу слушаешь с замиранием, боясь пропустить нечто важное. А мафиози особенно никуда и не торопятся, говорят чинно, размеренно, с паузами, будто ювелиры, наслаждающиеся игрой граней редкого камня.
Запоздалое предложение.
Такие игры ждешь, надеешься, купаешься в придуманных иллюзиях, но ровно до того момента, когда инсталлированное в чрево металлического ящика содержимое DVD-диска не погасит на мгновение экран, чтобы явить суровую правду жизни. Которая состоит в том, что виртуальный "Крестный отец" оказался никаким не мегахитом, а всего лишь очередной "игрой по мотивам фильма", серьезно разочаровавшихся в которой будет много больше, чем поклонников. Великолепная озвучка, нормально адаптированный для игровых целей и давно растасканный на цитаты сюжет, сносный, без особых инноваций геймплей - это еще далеко не все слагаемые успеха, о чем в EA, видимо, предпочитают не вспоминать.
GTA и Mafia, растерев носками лакированных туфель брошенные на землю окурки, и сплюнув через стиснутые зубы, спокойно удалились по домам. Подергивающийся на земле Godfather оказался слишком слабым соперником, свалившись после первого же тычка в зубы. У таких новичков обычно не было никаких шансов, хотя этот и строил из себя крутого, намекая на дальнее родство с известной кинозвездой...
1618 Прочтений • [Godfather: The Game ( IGROK )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]