Заколдованная школа волшебства Все квесты можно условно поделить по уровню увлекательности. К одним вскоре после знакомства с завязкой интерес быстро угасает; в других - при достижении середины приходит понимание несостоявшейся интриги и идти к скучному и предсказуемому финалу уже не хочется, но есть и такие, которые проходятся на одном дыхании, причем, на это время все остальные развлечения могут отойти на второй план. Последнее относится и к прекрасному проекту "Keepsake", который слегка омрачают разве что мелкие технические проблемы.
Компания Wicked Studios была образована в Монреале в 2002 году командой профессионалов с более чем 8-летним стажем, принимавших участие в создании более десятка различных игр. На 6-й ежегодной региональной конференции предпринимательских талантов в Квебеке предприятие удостоилось награды в категории "Открытие года в сфере технологических инноваций", что позволило сотрудникам канадской студии завязать полезные знакомства в деловых кругах и заявить о себе миру. Несколько лет спустя подоспел и их первый масштабный проект - квест "Keepsake", созданный с учетом классических принципов жанра, на которых базировались самые знаменитые приключенческие игры прошлого.
Главную героиню игры зовут Лидия. Она - выходец из бедной семьи, поэтому в детстве ей приходилось торговать всякими безделушками на рынке. Ее лучшую подругу зовут Селеста, и происходит она из знатного рода. Потеряв любимую жену, отец Селесты (опытный волшебник) принимает предложение стать директором Академии волшебства Dragonvale, основанной много лет назад магами в долине драконов, которые стали символом власти учебного заведения. Детям приходится расстаться, но они успевают дать друг другу клятву в вечной дружбе и обменяться любимыми вещами: Лидия получает музыкальный медальон, а Селеста - куклу шута, ставшую центральным символом игры, ведь ее название переводится как "подарок на память".
Минуло 8 лет, и Лидия, готовясь осуществить свою мечту, прибывает в Академию, чтобы стать волшебницей и вновь обрести лучшую подругу. Удивлению девушки не было предела, когда никто ее не встретил у фонтана, как планировалось, и даже не открыл ей входную дверь. Внутри ее ждали только пустые величественные залы и ветер, гулявший в коридорах. Если только не считать одного странного существа, запертого в ящике. Им оказался волк по имени Зак, утверждающий, что когда-то он был настоящим драконом, которого уговорили выпить неизвестно что, а дальше он уже ничего не помнит, сам не понимая, почему в здании, где обычно находятся сотни студентов и десятки учителей, теперь никого нет. Вскоре Лидия находит на земле в саду подаренную подруге куклу, и ей приходит немое видение о директоре Натаниэле, который перестал уделять внимание дочери, о чем-то страшно горевал, кричал что-то в страхе бегущим по лестнице студентам и собирался довести начатое до конца. На столе же главного смотрителя лежал еще более странный и неоконченный отчет о том, что все механизмы Академии были остановлены, а двери - закрыты по пришедшему сверху распоряжению, которое сам служащий не одобрял. Расследование обстоятельств случившегося и лежит в центре игры.
Главное достоинство "Keepsake" - глубокий и захватывающий сюжет. Авторы сценария мастерски выдают игрокам наброски идей, чтобы каждый из них своим собственным воображением до самого финала мог выдвигать самые различные версии. Так, учащихся могли похитить, они могли уйти сами, где-то спрятаться от опасности или просто ненадолго отправиться на экскурсию. На каждом шагу подобные догадки растут как снежный ком, но интрига ничуть не слабеет, а только лишь еще больше крепнет. Взаимоотношения между четырьмя главными героями имеют ключевое значение и будут проясняться по ходу игры. Посвятившим жизнь работе мудрым Натаниэлем восхищается Лидия, обеспокоенная исчезновением Селесты, но Зак относится к директору с недоверием. Между тем, дракон в обличье волка и сам ведет себя странно, боясь высоты, чудовищ, одиночества и призраков, а в его словах постоянно можно обнаружить противоречия, наводящие на мысль о его неискренности с Лидией и неясных намерениях. Дополняет это сообщество добродушный торговец Муставио, который готов вознаградить каждого, кто ему поможет с бизнесом. Все герои обладают своей индивидуальностью и предысторией, которую удастся узнать в ходе игры.
Главный дуэт игры (Зак следует за движением Лидии) будет вместе довольно долгое время, пытаясь совместно продвинуться в расследовании. Если учесть множество юмористических моментов, которые встречаются в общении этих разных по характеру героев, то можно отметить, что они во многом очень напоминают Фиону и Осла из мультфильма "Шрек". Вся основная работа здесь ляжет на плечи Лидии, которой и придется управлять, а Зак взял себе роль экскурсовода, рассказывающего о каждом новом помещении, в которое заходят эти персонажи.
Обычно центральное место в квестах занимает сбор предметов, но создатели "Keepsake" отошли в сторону от традиций и правильно сделали. Здесь поиску вещей отводится второстепенная роль, т.е. за всю игру удастся обнаружить примерно две дюжины находок. Более того, не придется тут ломать голову о том, как комбинировать предметы и где их использовать. Важно лишь иметь их в инвентаре, чтобы активировать различные триггеры. При этом кое-какие объекты подобрать не разрешат до определенного момента, как бы вам этого не хотелось.
Диалоги тоже не отнимут много времени, ведь обычно из 4 основных персонажей в любой момент времени вы сможете обратиться лишь к торговцу в надежде на новые реплики и дополнительную помощь. Зак сам знает, когда ему говорить, поэтому желанной беседы с ним организовать не удастся. В остальном, все здесь сводится к выбору всех реплик подряд, которые делятся на 3 вида: получение новой информации об окружающем мире, поручений и отчетов об их выполнении, призванных обеспечить логический переход к требованию заслуженного вознаграждения. Так, Муставио попросит найти в Академии его товары, причем, будет достаточно лишь визуально обнаружить ящики с искомой надписью и кликнуть по ним.
Наибольшую трудность на начальном этапе игры вызывает навигация. Когда число игровых локаций уверенно превосходит полторы сотни, не считая крупных планов, следует подумать и о создании карты передвижений. Разработчики, к сожалению, таковую не сделали, поэтому, плутая в лабиринтах залов, вначале вы с удивлением отметите, что даже при наличии короткого и длинного переходов в заданное место отыскать нужный путь повторно бывает проблематично не только из-за обилия похожих друг на друга гигантских лестниц и балконов, но и из-за того, что почти для каждой локации доступно несколько видов камеры и даже прокручивание экрана в разные стороны, что позволяет обнаружить еще больше новых дорог. А уж для исследования подвала поневоле приходиться вооружиться карандашом и листком бумаги, иначе возникает риск пропуска важных для прохождения мест, ведь там комнат еще больше, чем вне его. К счастью, через несколько часов игры примерный план здания уже откладывается в памяти. Чтобы немного облегчить участь играющим, некоторые помещения изначально недоступны, чтобы вы успели осмотреться.
Вся Академия разделена на нижнюю часть, открытую вам сразу, и верхнюю часть, которые соединяются переходом, изначально закрытым из-за отсутствия энергии в Академии. После его разблокирования големы-стражники заставят вас пройти 3 вступительных испытания для новичков, что выражается в поиске скрытых залов и решении выдаваемых там задач. После прохода наверх вернуться назад уже не удастся, и некоторые игроки на форумах уже с ужасом узнали, что пропущенные на нижних этажах действия могут завести игру в тупик. Промежуточным квестом является возвращение Заку прежнего обличья, для чего вначале придется найти вырванные страницы из дневника, выучить язык магов, а затем выполнить множество действий в самых разных локациях, пытаясь изготовить волшебное зелье.
Большинство игровых загадок построено исключительно на использовании причудливых механизмов, магических замков и логического мышления. В этом плане можно провести аналогию с игрой "Voyage", но если там никто ничего и не собирался объяснять, и игрокам приходилось методом проб, ошибок и смелых догадок выяснять, что же от них требуют авторы, то в данном случае все намного прозрачнее, и биться несколько часов в разгадке одной маленькой тайны не придется. По оригинальности разработчики добились впечатляющих результатов. Встречающиеся головоломки поражают воображение и сложны ровно настолько, чтобы их не удалось одолеть за десять минут, но и сдаваться не хотелось. Здесь нашлось место для интерактивных лабиринтов, шестеренок, рычагов, гирь, схем потоков энергии, рисунков и много чего еще.
Еще одной примечательной новинкой является система, названная встроенным прохождением и позволяющая получить тот объем помощи, который действительно необходим играющему. Если речь идет о поиске следующего триггера, то по нажатию на вопросительный знак вам будет указано место, в которое необходимо прийти, или вещь, которую нужно подобрать. В помощь только начавшим игру будет показан и путь, которым в это место можно добраться, но потом опознавать искомые локации по картинкам придется самостоятельно. Если вы будете пользоваться этими наводками, то вы сэкономите долгие часы блужданий по Академии в поисках возникших на полу и столах ключей или прочих мелочей после того, как вы сделали что-то важное. Если же на вашем экране загружена одна из головоломок, которую вы не можете одолеть, то система по очереди предложит вам 3 подсказки. Первую рекомендуется взять всем без исключения, ведь она лишь объясняет, почему важно сейчас разрешить эту загадку, и в чем заключается ее суть. Вторая подсказка дает общие советы о том, как данный механизм и его элементы функционируют. Третья подсказка выдает последовательность начальных действий, которые необходимо выполнить (здесь в словах и без картинок открывается примерно треть решения). Если же вам этого показалось мало, то всегда после 3-х подсказок можно запросить полное решение. Почти во всех случаях вы сами увидите в видеоролике, что нужно было сделать и в каком порядке. Данная система, впрочем, не поможет пройти некоторые наиболее важные моменты игры, где нужно действовать исключительно своим умом.
Интерфейс выполнен в стиле "point & click" и отличается простотой и удобством. Прислушавшись к просьбам бета-тестеров, авторы переместили панель интерфейса с нижней границы экрана к левой, чтобы освободить дополнительное пространство для удобства передвижения. В любой момент времени можно сохраниться, взглянуть в инвентарь (крупные планы предметов и страниц собранных текстовых отрывков) или просмотреть открытые видения Лидии, которые по ходу игры постепенно проясняют прошлое. Активные области сделаны крупными, чтобы вы не тратили лишнего времени на пиксель-хантинг. Для каждого действия предусмотрен собственный индикатор, поэтому даже к навигации по многочисленным комнатам с видом от третьего лица здесь удается привыкнуть довольно быстро.
Графическое исполнение оставляет самые приятные впечатления. Движок базируется на смеси технологий "CrystalSpace", "OpenAL" и "Cal3D". Авторы не только создали многообразие локаций, но и смогли точно передать волшебную атмосферу и восхищающие масштабы самой Академии, где есть столовая, погреб, кухня, библиотека, лекционный зал, чердачные помещения, сад, подвал, балконы, офис, колонны, статуи и огромные холлы. Внимание уделялось и деталям, в частности, интерьеру и прочим мелочам. К сожалению, бОльшая часть окружения обычно предстает в статике, но все же механизмы, шестеренки, некоторые фонтаны и головоломки анимированы. Самим героям досталось чуть меньше внимания, поэтому их модели представлены в среднем качестве, а жестов явно не хватает, и даже в процессе передачи предметов возникает нелепое махание руками, зато Лидия умеет приседать и наклоняться для того, чтобы лучше рассмотреть интересующий объект. Лучше всех удался волк, перемещение которого происходит с необходимой плавностью, а забавные движения его лап, показывающие многообразие эмоций Зака, заставляют многократно улыбаться. Основные видеоролики игры предстают в полном экране и блеклой цветовой гамме, чтобы подчеркнуть, что они - лишь видения героини, зато до или после решения загадок можно насладиться картинками оживающей Академии с включающимися фонтанами и прочими проявлениями волшебства.
Звуковых эффектов вполне достаточно (шум шагов варьируется в зависимости от типов поверхности), и они очень органично вплетены в атмосферу игры. Все это дополняется поистине великолепным музыкальным сопровождением с оркестровыми аранжировками. 23 трека обладают настолько красивым звучанием с использованием флейты, арфы и различных струнных инструментов, что большинство композиций хочется прослушивать и вне игры, а такой саундтрек можно смело издавать отдельным диском. Почти все это сочинил и записал Ив Бордело (Yves Bordeleau) - президент, один из основателей компании Wicked Studios, дипломированный специалист по связям с общественностью, активный участник процесса разработки проектов, профессиональный гитарист и звукорежиссер, часами посвящающий свое свободное время музицированию. Старания талантливого композитора были несколько странным образом интегрированы программистами в игру. Отдельные помещения были привязаны к конкретным мелодиям, причем, при удалении от этих комнат воспроизводимый трек будет постепенно затихать, пока не исчезнет совсем, что привело к появлению в Академии комнат, где музыка отсутствует вовсе, что странно при таком хорошем аудиоматериале. Озвучивание можно оценивать по-разному. Вначале голоса кажутся несоответствующими героям, но потом к ним очень привыкаешь. Заметно, что над данным аспектом работали настоящие актеры, хотя и не факт, что очень опытные. Лучше всех со своей задачей справились голоса Натаниэля и волшебных существ.
Все достоинства игры очевидны, поэтому нет ничего удивительного в том, что разработчики уже договорились об ее издании во многих странах Европы, Северной Америке и России. Пробная проверка выпала на долю несчастных немецких геймеров, получивших возможность ознакомиться с игрой на несколько недель раньше всех остальных. Им пришлось обнаружить множество технических ошибок в игре, сообщив о них авторам, которые к релизу английской версии провели основательную доработку своего продукта, который в окончательном варианте включает около 11 тысяч файлов, лежащих в тысяче папок. Если раньше игра вылетала в ОС в самых различных местах с периодичностью примерно раз в полчаса, то теперь этот период увеличился минимум до 5 часов, но все же сохраняться, на всякий случай, следует постоянно, да и действие это занимает всего пару секунд. Еще были изничтожены многие тупиковые места, возникающие при смене последовательности некоторых действий прохождения, а игра стала чуть более линейной, но все же о строгих правилах посещения верхней и нижней частей Академии не надо забывать. В целом, английская версия, поступившая в продажу уже с номером 1.3, является вполне играбельной, только вот совсем недавно разработчики выпустили патч до версии 1.4, убирающий возможный сбой приложения при встрече с парой конкретных головоломок.
Первая работа Wicked Studios, на которую у ее сотрудников ушло немногим более 2-х лет, несомненно, является удачной, и даже некоторые технические недоделки не могут на это повлиять, благодаря замечательному сюжету, отличным загадкам, прекрасной музыке и оригинальным новациям. Талантливым разработчикам явно не следует останавливаться на достигнутом, а всем любителям захватывающих волшебных историй, наполненных интересными героями и эмоциями, непременно стоит поближе познакомиться с игрой "Keepsake".