Автомобильное многоборье Когда рабочий день закончился, так хочется отдохнуть несколько часиков у компьютера, чтобы не сгоняли оттуда ни въедливое начальство, ни родные. При этом нет никакого желания забивать себе голову тоннами ненужной информации, а тянет откинуться в кресле и, прихлебывая из прохладной бутылки любимое пиво/колу/квас, просто получать удовольствие, накачивая кровь адреналином, а мозг - яркими и сочными вспышками эмоций... Для последнего вполне может сгодиться новая трюковая гоночная аркада от немецких разработчиков из компании Moon Byte Studios. Эти парни явно пересмотрели немало проектов, начиная от древних Carmageddon, Stunts и заканчивая относительно свежими FlatOut, TrackMania, перед тем как засесть творить свой собственный автобеспредел, где головокружительные трюки сочетаются ураганной стрельбой из бортовых пулеметов и пусками ракет вслед чрезмерно шустрому оппоненту.
Странное дело, при первом знакомстве с Crashday на языке только и вертятся слова вроде "примитивные" (трассы), "скромные" (спецэффекты), "неказистые" (модели машин), но оторваться от игры все равно не получается. Прилипаешь к ней, как банный лист к нижней части спины, и не отпускаешь, покуда не осилишь короткий режим одиночной карьеры. Только тогда и получается выдавить из себя вздох облегчения, оглядеться по сторонам и вспомнить, что в жизни на самом деле полно других интересов. Хотя по силам это далеко не всем, степень зависимости сродни алкогольной, а посему одни настойчиво стучатся в мультиплеер, где продолжают гонять по знакомым трассам и режимам, разбивая свои авто в лепешку, дни и ночи напролет; другие же отчаянно лезут в прилагаемый редактор треков, чтобы создать "полосу препятствий" своей мечты, а потом отправиться выписывать на ней виражи, которым бы позавидовали голливудские трюкачи. В общем, забористая получилась штука, и это есть главное достижение товарищей Роберта Клеменса и Жана Боденстейна, основавших в свое время "Кусачую луну" и начавших работать над игрой практически на неодетом энтузиазме.
Видов соревнований разработчики насочиняли целых 7 штук, хотя на самом деле их здесь гораздо больше. Почти все поддерживают командные состязания (что в мультиплеере особенно ценно) и имеют вдобавок несколько разновидностей. В вышеупомянутой карьере они свалены в кучу, а для любителей отдельных дисциплин автомобильного многоборья предназначена опция Single Event.
Побеждая в заездах мы получаем деньги и очки репутации. Первые тратятся на покупку всевозможных "обвесов" к машинам в магазине - авторы предлагают сменить колеса, подвеску, бампера, различные нашлепки, покраску, но совершенно не собираются открывать нам доступ к внутренностям автомобиля. Оно и понятно, ведь физика в игрушке дюже аркадная, повреждения копеечные, при этом мы даже можем немного управлять машиной в полете(!), разворачивая ее нос из стороны в сторону или кивая им вверх-вниз. Почти как лыжником, оторвавшийся от трамплина. Репутация же позволяет открывать новые машинки, коих тут всего дюжина.
В режиме отдельных видов, перечень которых будет представлен чуть ниже, разрешается включать или отключать оружие, выбирать его тип (в игре их, увы, всего два - крепящиеся сбоку кузова пулеметы и самонаводящиеся ракеты, боезапас ограничен, но полностью восполняется после восстановления уничтоженной машины), уровень повреждений, количество кругов и т.п.
Test Drive - самый тихий и спокойный из всех. Здесь нет соперников, никто не трясет секундной стрелкой над ухом и не атакует ракетами из-за угла. Наслаждаемся свободным вождением и в одиночестве изучаем треки, ничего более.
Wrecking Match - обычный дефматч с уничтожением оппонентов и набором фрагов, в котором можно выбрать простой или командный вариант, Last Man Standing или Wrecks in Advantage, предлагающий переколотить больше машин, чем соперники.
Stunt Show - работа для настоящих трюкачей, бывает либо на время, либо на очки. Хотя и в том, и в другом случае необходимо на треке, заставленном всевозможными трамплинами и мертвыми петлями, выделывать немыслимые прыжки, зарабатывая очки. У кого их будет больше, тот, стало быть, и отправляется забирать с полки пирожок.
Hold the Flag - вариация на тему CTF с той лишь разницей, что вместо флага здесь выступает улыбающаяся рожица, а отнести ее нужно не на базу, а проехать через цепочку чекпойнтов. Противники постоянно воруют ее друг у друга, поэтому игра из гонок превращается в некое подобие авто-салок, с постоянной сменой "лидера" и безумной чехардой на треке.
Нечто очень похожее наблюдается в Pass the Bomb, правда, с обратным знаком. Тут, наоборот, "лидер" с бомбой на крыше должен кого-нибудь догнать и пнуть, причем до того, как она разнесет его драндулет на кусочки.
В Bomb Run никого догонять специально не придется, главное - просто выиграть гонку, и пусть вас не смущает заложенная в машине бомба, которая заряжается на определенной скорости и потом взрывается, если ваш темп упадет ниже указанной отметки. Остроты заезду придает то безобразное обстоятельство, что нижний "лимит скорости" с каждым чекпойнтом растет, заставляя агрессивнее локтями расталкивать соперников, стараясь ехать по возможности гладко и без дурацких аварий.
Осталось упомянуть еще один режим, именуемый незатейливо и без лишних намеков - Race. В ассортименте парочка обычных и на выбывание.
В нагрузку к гонкам идут мини-игры, три штуки. Фантазии разгуляться почему-то не дали, поэтому получилось на удивление мало, не чета аналогичному разделу из FlatOut, где с бедным водителем чего только не выделывали. Здесь же предлагается: a) прыгнуть с высокого трамплина в длину (как на лыжах, только вместо лыжника автомобиль); б) прыгнуть с невысокого трамплина до того момента как в машине сработает бомба, а она превратится в груду обломков; в) проехать через чекпойнты на время (в данном случае чекпойнты расположены на бездорожье и близко, поэтому езда больше напоминает тот же лыжный слалом - спуск и шустрое прохождение вереницы ворот).
Интеллект соперников, еще как-то цепляющийся за жизнь в традиционных гонках, отправляется на боковую в трюковых или дефматче. Обойти по очкам или фрагам AI'шные мозги не cоставляет особого труда, тут одна отрада - мультиплеер.
По поводу графики можно сказать только одно - игровому процессу она не мешает. Хотя, конечно, при детальном рассмотрении наружу выплывает масса дефектов и странностей. Дизайн трасс стоит похвалить, а вот текстурки и авто вышли невзрачными (только в меню медленно вращающиеся автомобили заслуживают уважения), освещение поставлено неважно (почему-то почти всегда кругом полумрак), повреждения вообще никак не сказываются на управляемости. Можно сколько угодно долбиться бампером в деревья или отбойники, но машина при этом хуже слушаться руля не станет. Ну вылетят стекла, ну помнется слегка кузов, что с того? Хотя при каждом серьезном ударе такое ощущение, что в стороны разлетается чуть ли не половина всех имеющихся в наличии запчастей. В помощь начинающему трюкачу в левый нижний угол прикрутили мини-радар, помогающий отслеживать чекпойнты и соперников, а вверху экрана привесили для этих же целей толстенькую стрелочку. Замедленные взрывы собственного болида со временем начинают раздражать, а переключаемых внешних камер (о той, что внутри салона лучше даже не вспоминать) могло бы быть и побольше.
Зато саундтрек, наоборот, заставляет собой гордиться и ставить в пример менее расторопным собратьям по цеху, которые вынуждены забивать плейлист всяким барахлом, мало стыкующимся с рваным ритмом гонок, безумными прыжками и прочими ежесекундными взрывами.
Конечно же, новым Carmageddon'ом Crashday никогда не станет, да и с FlatOut'ом тягаться пока рановато будет. А вот составить конкуренцию серии TrackMania - уже в самый раз. А там глядишь, если подтянуть графику, углубить физику и проработать повреждения, можно будет замахнуться и на нечто большее, чем просто "приятная боевая автоаркада на пару вечеров". Впрочем, даже с такими данными в мультиплеерной "комнате ожидания" царит аншлаг, а это значит, что игра удалась. Что на небосклоне развлекательных гонок засияла еще одна звездочка, грозящая перерасти в настоящую комету. Если, знамо дело, разработчики не будут почивать на лаврах, а займутся доведением охапки своих, а также позаимствованных у конкурентов идей до ума. В общем, ни гвоздя, ни жезла тебе, Crashday!