Плечом к плечу Все выше и выше накатывает волна борьбы с терроризмом в компьютерных играх, и на ее гребне очередной тактический FPS от компании "Konami" - "The Regiment". События "The Regiment" перенесут нас в туманную Англию, где мы будем играть за членов отряда британских Special Air Service (S.A.S.). Наша задача - освобождение заложников и нейтрализация террористических формирований. Основной приоритет - спасение жизни заложника.
Надо сказать, что игра "The Regiment" весьма претенциозна по сути, содержанию и исполнению. Во-первых, разработка велась при сотрудничестве с ветеранами отряда S.A.S., в качестве консультанта выступает инструктор Rhett Butler, в качестве внутриигровых заставок и бонусных видеоматериалов игроку предлагают интервью с одним из ветеранов отряда - John MacAleese. Во-вторых, игровые сценарии, реальные и вымышленные, опять же созданы в тесном сотрудничестве с ветеранами S.A.S. Ну и в третьих, требования к игроку во время операции выдвигаются такие же, как и к реальному бойцу контртеррористического отряда. Последний пункт мы рассмотрим ниже.
Итак, суть игры, думается, всем понятна: вошли, перестреляли плохих парней, спасли хороших, вышли. Первый ключевой момент - выполнение задания оценивается в конце по нескольким критериям: время, количество убитых террористов и заложников, количество захваченных террористов и спасенных заложников, меткость и т.д. Основных критериев здесь четыре: время, спасенные заложники, убитые террористы и выжившие члены отряда S.A.S. Идеальное сочетание: минимальное время, террористы все мертвы, все заложники и спецназовцы - живы. Чем дольше мы тянем задание, чем больше заложников погибло - тем больше штраф при оценке наших действий. Оценка проводится по 100-бальной шкале, при этом необходимо набрать более 75 баллов для того, чтобы открылось следующее задание. Если не получилось - придется переигрывать по новой.
В качестве ознакомления с игрой и получения навыков борьбы c террором игроку предложен весьма солидный tutorial. Обучение проходит в тренировочном комплексе S.A.S - "Killing House". Конечно, со стороны разработчиков это всего лишь громкая фраза, однако пройти обучение настоятельно рекомендуется как новичкам, так и бывалым игрокам. Во-первых, для осознания девиза отряда: "Speed, Aggression, Surprise" (скорость, агрессивность, неожиданность). Во-вторых, чтобы научиться не только быстро и метко стрелять, но и взаимодействовать с командой. В-третьих, чтобы получить определенные навыки, в том числе и весьма неожиданные. К примеру, спасаемые заложники предварительно заковываются в наручники - поскольку террористы имеют свойство маскироваться под своих жертв. Так что, согласно механике игры, не надев наручники на спасаемого (а предварительно - не положив его мордой в пол), мы не сможем его отвести в безопасное место. Опять же, террористы имеют свойство прикрываться заложниками, однако голливудских сцен с бросанием оружия на пол здесь нет - зашли, увидели, выстрелили в террориста, положили заложника на пол, надели на него наручники. Если террорист по чистой случайности еще жив - надели наручники и на него. Вот и все - никаких замираний, взятия на прицел и долгих и бессмысленных переговоров - в противном случае заложник просто умрет.
Еще один ключевой момент - "Clear!" ("чисто"). Поскольку трое наших товарищей не подчиняются игроку напрямую и им нельзя отдавать приказы, то с командой мы можем лишь взаимодействовать. Ворвавшись в помещение, бойцы занимают ключевые позиции, держа под прицелом максимально возможную площадь. Соответственно, лишь после этого волшебного слова они сойдут с места и продолжат следование за игроком. Хотя периодически бывают исключения, но именно такую процедуру по зачистке помещения нам будут усиленно вдалбливать в процессе обучения.
Еще один довольно интересный нюанс - оптимальный режим стрельбы для бойцов S.A.S., так называемый "double tapping". Это понятие означает два одиночных выстрела по цели для экономии боеприпасов, а также - максимально возможной кучности попаданий.
Также в процессе обучения отрабатываются возможные способы штурма помещения - обычный, с применением гранат и штурм запертых дверей. Для упрощения жизни игроку (а вполне возможно и себе) разработчики пошли на небольшое жульничество - во втором варианте гранату кидает игрок и только игрок. И пока граната не залетела в комнату, наши товарищи терпеливо ждут за косяком. В третьем случае, дверь вышибается тремя выстрелами из дробовика по косяку одним из бойцов (не совсем понятно, почему три - может, двери в Англии вешаются на три петли?). Кстати, третий вариант можно сочетать с применением гранат.
Раз уж речь зашла об оружии - стандартный арсенал игрока и его боевых товарищей представлен: а) ПП H&K MP5 (возможны варианты с оптическим прицелом и глушителем), б) пистолетом (в том числе с глушителем), в) ножом (без вариантов), г) дробовиком, д) тремя видами гранат (осколочные, вспышки, газовые). Данный набор выдается в начале задания по умолчанию. Однако в процессе мы может подобрать оружие убитых (или плененных) террористов. А террористы в игре пользуются довольно внушительным арсеналом автоматического оружия: АК-47, АКСУ, Steyer, M16, Узи, микро-Узи, пулемет М60. Все оружие имеет два вида (навскидку и прицельный - по правой кнопке мыши) и несколько режимов стрельбы (одиночный, полуавтоматический и автоматический).
К счастью или к сожалению - но по неизвестным причинам в игре отсутствуют гранатометы в любом виде. Почему их нет у S.A.S - понятно (впрочем, не до конца - где 40-мм гранатомет с газовыми гранатами?), но совершенно непонятно, почему их нет у террористов.
В качестве дополнительного снаряжения нам доступны фонарик и очки ночного видения. Стоит ли говорить, что никаких аптечек и бронежилетов мы на карте не найдем?
Как уже говорилось, наши товарищи не подчиняются игроку напрямую. Взаимодействие с ними сделано на уровне одной управляющей клавиши и контрольных точек, а-ля "Republic Commando" - к сожалению, без той простоты и динамики. По сути, все наше активное взаимодействие сводится к двум уже упомянутым вещам: штурму дверей и команде "Clear!". Во всем остальном компаньоны действуют сами, подчиняясь одному жесткому правилу - не отходить далеко от игрока. Кстати, тут следует помнить об одной важной вещи, которую нам долго и упорно вдалбливали на тренировках. Уже догадались? Да-да, если ворвавшись в помещение, мы забыли произнести волшебное "Clear!" и ломанулись в следующую дверь, то рискуем остаться в гордом одиночестве среди превосходящих сил врага.
Исходя из данной ситуации, весь набор доступных действий придется совершать игроку. А именно: процедура ареста (проще говоря - надевания на жертву наручников), обезвреживание растяжек и заминированных заложников, простое открывание дверей и бросание в них гранат, укладка взрывчатки и работа с компьютером. После "Republic Commando" подобное кажется странным, ведь в аналогичной ситуации там можно было и товарища послать на обезвреживание мины, и заняться этим самому. Все упиралось только в расстояние до объекта.
Напоследок коснемся интеллекта наших подчиненных и оппонентов. В целом наши бойцы ведут себя пристойно: метко стреляют, прикрывают игрока и друг друга. Правда, с использованием укрытий у них туговато, а в тесных помещениях - просто беда. Периодически возникает толкучка, причем игрок тут принимает не последнее участие, пытаясь пробиться к двери или коридору. Штурм в таких условиях - сущее наказание. Бойцы врываются внутрь и тратят драгоценное время в поисках своих контрольных точек. Террористы терпеливо ждут (некоторое время), но воспользоваться этим игрок не может, поскольку линию огня блокируют свои же сотоварищи, которые занимают позиции. Стоит ли говорить, что заканчивается данная ситуация отнюдь не в нашу пользу. В общем, тесные помещения в игре - страшное зло, хорошо хоть, как и полагается страшному злу, встречается нечасто.
Противники гораздо лучше используют укрытия, приседают на колено и активно перемещаются с места на место. Более того, периодически сии нехорошие люди делают вид, что сдаются или притворяются ранеными. Впрочем, бывает, они действительно сдаются, и тут главное - успеть надеть на них наручники. В общем, гениальности у супостатов не отмечено, но и особо критиковать не за что.
Кстати, о гибели. В игре реализована система зон поражения и ранений разной степени тяжести. О чем нам опять же будут объяснять на тренировках. Точнее - показывать на примере мишеней с делением на данные зоны. Понятное дело, это касается не только врагов, так что схлопотав пулю в голову (нечастое явление), придется переигрывать.
Игра сделана на Unreal Engine с большим пристрастием к деталям, как-то: модели оружия, модели персонажей, текстуры зданий и внутренняя обстановка. К сожалению, несмотря на профессионализм разработчиков, выжавших если не максимум, то многое, из старенького движка, создать красоты уровня третьего "Doom'а" им, понятное дело, было не под силу. Так что графика остается на уровне "четверочки с минусом".
Звуковая часть на высоте. Наши подчиненные активно переговариваются, громко орут заложникам "На пол" и т.д. Террористы в свою очередь зовут подкрепление, подозревают, что "они где-то рядом", истерично вопят "Не подходите ближе - я убью его" и пр. Что радует, так это звуки оружия - перепутать М16 и "калашников" будет сложно.
В качестве своеобразного бонуса присутствуют еще два режима прохождения: arcade и action. В первом случае - перед нами экран классического FPS. Во втором - с экрана исчезает информация об усталости персонажа, здоровье товарищей, крестик-прицел из центра экрана и количество патронов в обойме. Все как в жизни.
В итоге - занятный тактический FPS с отчасти устаревшей графикой. Реалистичен без абсурдности, но некоторые особенности в силу ограниченности движка получились несколько неудачно (к примеру, бой в лесу). Обладает двумя значительными недостатками. Первый - несмотря на то, что мы являемся "одним из", все приходится делать игроку. Сотоварищи способны лишь на поддержку огнем. Второй - протяженность игры катастрофически мала. Для одиночного прохождения доступны лишь 4 операции по 3 карты на каждую плюс обучение. Существует мультиплеер, но в нем используются карты одиночных миссий - оригинальных нет. Определенно подойдет любителям шутеров с мыслительным уклоном, но вряд ли будет оценен широкой общественностью, поскольку игра достаточно специфична, а проходить по пятому разу одну и ту же карту ввиду недобора баллов, понравится далеко не всем.