От картингов до грузовиков Компания Codemasters, давно и с успехом оккупировавшая нишу автосимуляторов, похоже, решила всерьез взяться за свою серию ToCA Race Driver, которая в самом начале наступившего года разродилась уже третьей по счету игрой. Отличия от второй части получились не столь существенными, хотя разработчики и напирают на громкие выражения вроде , но в количественном отношении прогресс действительно налицо. Такого количества чемпионатов и коллекции машин из абсолютно разных классов нельзя было встретить ни в каких других автомобильных гонках. А теперь их стало еще больше.
Если дела так пойдут и дальше, то через пару годиков вообще можно будет отказаться от приобретения специализированных симуляторов, посвященных какому-то одному виду соревнований, будь то Формула-1 или ралли, потому что все это можно обнаружить в ToCA Race, где все разделы с каждым сезоном немного прибавляют в качестве. Всего же разработчики в этот раз выдали на-гора аж 35 (вместе с бонусными чемпионатами вышло и того больше - 116) различных дисциплин. Для удобства все они разбиты на группы: Classics, GT, Oval, Touring Car, Off-Road, Open Wheel, TMS (The Motorsport Sensation) и Honda. Таким образом удалось еще плотнее охватить весь спектр автомобильных соревнований, начиная с 30-х годов прошлого века и заканчивая последним десятилетием. Автомобилей, правда, как обычно немного, в каждом чемпионате разрешают покататься всего на нескольких моделях, зато их общее число достигло отметки в 70 штук, причем все, согласно приятной традиции, имеют официальную лицензию. Так, при желании можно покататься на раритетных автомобилях начала прошлого века, серийных моделях вроде Renault Clio или Mitsubishi Lancer Evolution, в их гоночной конфигурации, грузовиках и , картингах, картоподобных и весьма неустойчивых спринткарах со смешной несимметричной крышей, багги, полноприводных внедорожниках, целой охапке формульных болидов и много чем еще. А кого на лицензию по каким-то причинам раскрутить не удалось, как Ferrari или Porsche, те и вовсе не попадают в игру, хотя авторы вполне могли бы немного видоизменить их внешность. Не хотят, за что и уважаемы во всем мире. Ибо каждый знает, что под маркой TOCA Race Driver его никто надувать не собирается. Здесь все по-честному. Точно с таким же подходом разработчики подошли и к созданию аутентичных треков, не поленившись раскошелится и на их различные вариации. Итоговое же число трасс умудрилось подпрыгнуть к заоблачным 80-ти. Ну и чтобы завершить жонглирование цифрами, отметим, что в одиночной гонке одновременно может участвовать до 21 машины, а в мультиплейере (который online, потому как есть здесь и split-screen) только до 12 гонщиков.
Игровые режимы включают одиночную гонку, заезд на время, вышеупомянутый мультиплеер и отныне целых два варианта карьеры. Аналогично прошлой игре есть World Tour, в котором мы должны пройти по карьерной лестнице 32 , охватывающие весь спектр местных автомобилей, на каждой из которых примостились сразу несколько чемпионатов. Выигрывать все вовсе не обязательно, достаточно осилить лишь часть, чтобы открылся доступ к новым соревнованиям. Как и прежде, в перерывах между стартами смотрим небольшие видео с собственным механиком/тренером, который хвалит за победы, журит после поражений, пытается шутить и вообще всячески скрашивает путь на вершину гоночного Олимпа. Вторая карьера, Pro Career, заставляет сфокусироваться на какой-то одной дисциплине (например, GT или Off-Road), что весьма разумно. Все-таки создатели прислушались к мнению фанатов, далеко не все из которых мечтают погонять сразу на всех типах авто, некоторым вполне достаточно и своей скромной ниши.
Поведение автомобиля на трассе, получаемые повреждения и их влияние на возможность продолжать гонку, интеллект противников - все в целом напоминает то, что можно было наблюдать в ToCA Race 2. То есть управление, нечто среднее между аркадой и симулятором, очень требовательно к контроллеру, но вполне можно обойтись и клавиатурой, хотя руль, конечно, намного предпочтительнее. На нормальном уровне сложности столкновения с отбойниками или другими автомобилями здесь все так же не смертельны. Если не отвалились колеса, то вполне себе можно ехать дальше, причем почти без потери в скорости. Только некоторое время помигают лампочки на приборной панели, символизируя об отказе разных узлов, а потом все стихнет, и машинка даже сама ликвидирует часть повреждений.
Уровень графики также не претерпел серьезных изменений, несмотря на то, что игра разрабатывалась сразу под платформы PC, Xbox и PS2. Автомобили все так же достоверны и радуют глаз обилием мелких деталей, яркими вспышками из выхлопной трубы, снопами искр при цеплянии за борта ограждений. Трассы стали чуть поживописнее, особенно раллийные, отличающиеся большим вниманием к окружающим ландшафтам и обстановке. Скажем, здесь можно встретить не только толпу несимпатичных статистов с фотоаппаратами за изгородью на коварном повороте, но и строительную технику в карьере, в которую легко и просто въехать, не рассчитав силу заноса. Со звуком также полный порядок. Все, что вы ожидаете получить от качественного автосима, тут имеется: бешеный рев моторов, уникальный для каждого автомобиля, скрежет покрышек по асфальту, грохот столкновений, гомон трибун и неплохая подборка сочных мелодий на закуску.
Напоследок еще немного о мультиплеере. Популярность у нового детища Codemasters такова, что вы всегда найдете себе компанию по вкусу, причем практически в любом чемпионате. Правда, ряд былых болезней так и остался не излеченным. Машинки постоянно как-то странно подпрыгивают и подергиваются, могут даже в режиме стороннего наблюдения за чужими соревнованиями проваливаться сквозь асфальт, а при столкновениях, которых здесь фактически нет, так и вовсе проскакивают друг сквозь друга, не причиняя никаких повреждений. Впрочем, ощущения при езде мало чем отличаются от того же сингла, зато противники здесь гораздо чаще ошибаются и более изобретательны.
Полагаю, никто не сомневался, что ToCA 3 выйдет ничуть не хуже предшественницы, дополнив ее новыми машинами, кубками и игровыми режимами. Так оно и получилось. Теперь у нас две карьеры вместо одной, десятки новых авто и чемпионатов. Прежнюю планку качества пока что никто серьезно поднимать не решился, хотя и этого оказалось более чем достаточно, чтобы претендовать на лавры лучшего автомобильного симулятора 2006. Пока. Удастся ли кому-то обскакать новый хит мы узнаем за оставшиеся десять месяцев, конечно, если планы конкурентов не будут нарушены внезапным выходом TOCA 4.