Add-on превращается... Немецкие разработчики из Egosoft, не поддаваясь на ветры перемен в жанре, упорно продолжают развивать свою собственную X-вселенную. Торгово-космический симулятор X: Beyond the Frontier появился в далеком 1999-м году, с тех пор базовые принципы геймплея оставались неизменными. Вслед за add-on'ом X-Tension последовала триумфальная вторая часть X2: The Threat, и вот перед нами уже третий эпизод этой космической саги. Вообще-то, изначально X3 откликался на прозвище X2: The Return и должен был стать рядовым дополнением для Х2, привнося в игру новую сюжетную линию, сектора, космические корабли, оружие, но в результате переродился в полноценный сиквел. Видимо, пересев на новый графический движок, обладающий действительно впечатляющими возможностями, авторы уже не смогли удержаться в рамках довеска, отчего и решили сменить вывеску.
Впрочем, суть от этого все равно никуда не делась. При первом же знакомстве с X3 понимаешь, что перед тобой старый-добрый X2, которому сменили гардероб и подвергли косметическому ремонту. Как и прежде, мы вольны сами выбирать свою судьбу: строя ли торговую империю, состоящую из множества фабрик и торговых точек, просто исследуя огромную вселенную, включающую более полутора сотен секторов со своим набором станций, событий, снующих туда-сюда торговцев или пассажирских такси, или превращаясь в космического флибустьера с личной флотилией, которому законы не указ. Даже сюжет, как и раньше, напоминает о себе только тогда, когда вы этого захотите, позволяя возвращаться к нему по мере надобности.
Главную скрипку вновь доверили сыграть Джулиану Бреннану (во второй части известному под именем Джулиана Гардна), сыну Кайла Бреннана, первого землянина, по воле случая попавшего в Х-вселенную и пытавшегося найти путь обратно. Начинаются приключения Джулиана с того, что ему доверили обучить премудростям космических баталий зеленых новичков, потом он защищает от космических разбойников станцию гунеров, оказывает им содействие при транспортировке важного кристалла, который в результате попадает в руки пиратов...
Нередко нас усаживают за рычаги турели, в то время как кто-то в это время управляет самим кораблем. События истории развиваются постепенно и требуют от нас не только четкого следования букве повествования, но и самостоятельно развития. Ибо без солидной суммы кредитов на счету и мощного, маневренного корабля с надежными щитами и передовым вооружением пройти дальше будет просто нереально. Облегчить нелегкую судьбу пилота-фрилансера можно на самом старте, выбрав один из трех уровней сложности. Впрочем, если вы и вовсе не горите желанием влезать в шкуру потомка Бреннана, разработчики припасли три дополнительных сценария (за исследователя, торговца и панка-убийцу женского пола), сюжет в которых попросту отсутствует. В нагрузку прилагаются три обучающих уровня, который помогут разобраться с основами управления, хотя подробный и обстоятельный tutorial в такой масштабной игре явно был бы не лишним.
Изменений в третьей части появилось немало, однако многие стоит отнести к незначительным, поэтому остановимся на самых существенных. Начнем с интерфейса, который теперь больше напоминает систему окошек в Windows. Причем их можно открыть, заполнив чуть не весь экран, и после этого продолжать летать. Сначала немного необычно, но со временем привыкаешь. Вид из кабины корабля убрали, вернее сам вид оставили, но убрали кабину. Объяснили это тем, что, дескать, в игре представлено столько кораблей (порядка сотни видов, не считая их модификаций - еще одно новшество X3) и ко всем рисовать кокпиты было сильно утомительно. Поморщившись, вживаемся в управление. Нормальное, корабль легко слушается как связки "мышь + клавиатура", так и джойстика, все-таки аркадная физика полетов с легким налетом инерционности особо щепетильного отношения к себе не требует.
Экономическая система получила дальнейшее развитие. Так, торговать самостоятельно отныне стало выгоднее и интереснее, и затраты на рейс стали вполне сопоставимы с прибылью от работы нескольких фабрик. Правда, цены немного подросли и расстояния увеличились, что вынуждает больше времени проводить в дороге. Результатом торговых операций или помощи союзникам в борьбе с врагами стало изменение боевого и торгового рейтинга, а также рейтинга отношений с расами, который может быть положительным или отрицательным и состоит из 16-ти позиций. Например, у Аргона он варьируется от Enemy of the Federation до Hero of the Federation. Более высокий рейтинг позволяет покупать новые корабли, товары, технологии, вооружение, которые раньше были попросту недоступны, и даже присматривать себе новые виды работ.
Теперь в мире Х появилась масса независимых торговцев-конкурентов, которые носятся по вселенной и скупают еду, топливо, сырье и т.п., стараясь нагреть руки на разнице в ценах. С ними можно торговать и напрямую, но особой выгоды это все равно не принесет. Появилась возможность создавать огромные производственные комплексы, соединяя в единую станцию сразу несколько фабрик. Правда, стоит серьезно продумать их расположение, чтобы не создавать швартующимся к докам кораблям лишних трудностей, которые в X3 - не редкость. Количество различных шаттлов и суденышек (торговцы, боевые флотилии, пассажирские такси), бороздящих космические просторы, возросло, поэтому вселенная смотрится более живой и динамичной. При желании с ними можно связаться, но список запросов крайне скуден, либо вы справитесь о местоположении ближайшей верфи или дока для модификации, либо будете угрожать уничтожением.
Кстати, динамически изменяющийся мир - это еще один козырь в колоде создателей The Reunion. Улучшенная система искусственной жизни (Artificial Life), впервые появившаяся в одном из патчей к X2, теперь является неотъемлемой частью движка. Игровая вселенная реагирует не только на действия игрока, но и различные события вроде военных стычек, установлении монополии на какой-то товар. Конечно, подвижки налицо и здесь есть еще куда расти, но для начала неплохо бы ликвидировать имеющиеся ошибки, коих в X3 более чем. Впрочем, часть из них уже благополучно поправили несколькими вышедшими патчами. В том числе они устраняют ряд проблем с экономикой, искусственным интеллектом кораблей, сюжетными заданиями и многим прочим.
Повлияли патчи и на производительность, которая в первоначальном варианте вызывала массу вопросов. Красивая картинка, включающая фотореалистичные виды планет, обрамленные симпатичными туманностями, высокодетализированные космические станции и уникальные корабли у каждой из представленных рас, отменные взрывы, естественный металлический блеск поверхностей и манящий сноп пламени из дюз двигателей... - это, несомненно, хорошо, но когда все это великолепие заставляет "заходиться в кашле" даже самые мощные из современных компьютеров, есть о чем призадуматься. Если же особенно не придираться к проблемам оптимизации и непомерным системным требованиям - перед нами одна из самых красивых и захватывающих космических леталок последнего времени. Следующий логичный шажок после X2: The Threat, который еще два года назад доказал, что руки у Egosoft растут именно оттуда, откуда положено.
Звук всеми силами пытается дотянуться до графических красот и, честно говоря, отстает от них совсем немного. Эпические рулады в стилях техно и new age органически дополняют грандиозные космические панорамы, оторваться от созерцания которых под такой аккомпанемент удается с большим трудом. Голоса актеров особых нареканий не вызывают, поскольку со своей работой вполне справляются, и это все, что о них можно сказать.
X3: Reunion - это следующая ступенька в прославленной серии, которая серьезно отличается от последней части разве что существенно переработанным графическим движком. К ее достоинствам можно отнести (традиционную для серии) огромную, живущую по своим законам вселенную и свободу в выборе занятий, которой нисколько не мешает смирно покуривающий в сторонке сюжет, а также многочисленные улучшения, привнесенные в игру не без помощи советов со стороны ее поклонников. В недостатки же записываем долгую загрузку, тормоза, проблемы со стабильностью работы и достаточное количество багов, которые так до конца и не были ликвидированы вышедшими заплатками.
Но в любом случае - это достойный продолжатель линейки, которая довольно успешно пытается развивать идеи, заложенные еще в легендарной Elite. Если вы были без ума от X2, то берите не раздумывая, остальным любители космических полетов также имеет смысл взглянуть. Конечно, если в запасе есть несколько лишних недель, ведь время в X3 течет медленно и неторопливо.