Авантюрист с большой дороги "Лично у меня есть четыреста сравнительно честных способов отъема денег!".
Остап Бендер Первоклассный маркетинг - это когда все детали сериала известны большинству телезрителей еще до его премьеры; когда утренние повторы намеренно не ставятся в сетку вещания, чтобы, пропустившие эпизод, мучались догадками; когда после окончания показа с полок книжных магазинов "сметают" кем-то недавно заботливо переизданные литературные первоисточники, а на следующий день после окончания сериала появляется его же коллекционное DVD-издание, а рядом уже лежит одноименная компьютерная игра, которую разрабатывали около года в калужской студии Rootfix, что вовсе не помогло ей стать хорошим квестом.
Авторы изначально избрали не совсем верный, но зато самый простой путь. Они решили, что тратить время на создание сюжета не имеет смысла, ведь гораздо удобнее взять за основу литературное произведение и, почти ничего в нем не меняя, акцентировать внимание на том, что они стараются быть поближе к классике и не дозволяют себе вольностей в ее отношении. В результате по форумам уже прокатилась негодующая волна отзывов со стороны обиженных пользователей, которые совершенно справедливо усмотрели в игре слишком много от первоисточника, что иногда даже начинает казаться, что вместо игры была сделана какая-то аудиокнига с картинками и несколькими загадками, призванными лишь открыть вам новые главы уже и без того знакомой истории. В общем, отсутствие захватывающей интриги самым негативным образом сказывается на игре уже с самого ее начала.
Для тех, кто до сих пор не читал "Золотого теленка", можно пояснить, что по его главной задумке авантюрист Остап Бендер прибывает в небольшой городок Арбатов, набирает себе команду единомышленников и отправляется на охоту за подпольным миллионером Корейко, живущим в соседнем Черноморске, чтобы осуществить мечту детства о богатой жизни в Рио-де-Жанейро. Естественно, что попутно придется пытаться обмануть как можно большее число людей, чтобы справиться с финансовыми и прочими трудностями на пути к заветной цели.
Вступительный ролик почему-то отсутствует, хотя игра размещена на 2-х дисках и занимает аж 1,2 Гб. Почти никаких революционных изменений в плане геймплея не предвидится. В основе игры лежит простая схема, согласно которой на каждом этапе вам откроют неполный десяток локаций, между которыми можно свободно перемещаться. На этих экранах вы обязательно обнаружите несколько полезных предметов, которые можно пересчитать по пальцам, только взять вам их не разрешат до определенного момента, пока вы не разгадаете и не выполните определенную последовательность действий, например, по поиску и использованию других вещей. Передвижение серьезно осложняется прокручиваемыми в разные стороны экранами. Это означает, что где-то можно будет, не покидая локации, пройти вниз или вправо, увидев уже новую картинку со всеми вытекающими отсюда последствиями. Подобные места никак визуально не выделяются, что только затрудняет навигацию, хотя иногда можно и своими силами догадаться, что, если вам показывают лишь кусочек входа куда-то, то за этим входом может скрываться что-то еще.
Некоторые предметы в инвентаре придется комбинировать в 2-3 приема, другие - использовать на окружающих объектах. Обычно после применения вещь исчезает. Однако встретятся и недоделки, способные поставить в тупик даже опытных квестоманов. Так, однажды придется найти оригинальный с точки зрения интерфейса способ опустошить пивную кружку. Сбор предметов осложняется присутствием в кадре бесполезного хлама, при контакте с которым можно только получать нудные комментарии героя, а еще иногда разрешают подобрать совсем ненужную вещь, чтобы занимала место в карманах. Примерно половина из всех встречающихся загадок отличаются логичностью, а часть остальных можно пройти с помощью выдаваемых персонажами подсказок. Иногда же возникает закономерный вопрос, как обычный игрок, впервые познакомившийся с историей, должен догадаться попросить водителя машины проехать на своем транспорте в кадре, чтобы в это время ухитриться спрятаться за ближайшим кустом и швырнуть кое-что в кружку обедающим поблизости посетителям.
Диалоги не блещут оригинальностью и разнообразием и призваны лишь спровоцировать собеседников выдать вам свои желания и возможности, позволяющие дальше продвинуться в прохождении. При подходе к бармену Остап говорит, что ему нечем заплатить, а, как только появляются деньги, герой безапелляционно заявляет, что ему вообще пока не о чем разговаривать с барменом. Цель упоминания в этом контексте денег так и осталась тайной. Однако подобные моменты способны серьезно запутать и даже завести в тупик. Некоторые объекты невозможно взять из обнаруженного места их хранения, пока по сюжету вы не дойдете до осознания героем их необходимости, поэтому постоянно надо возвращаться назад и снова осматривать ранее бесполезный хлам в надежде, что теперь что-то может из него пригодится, ведь без этого дальнейшего продвижения не произойдет из-за полной линейности происходящего.
Разбавить однообразие призваны мини-игры, часть из которых являются весьма странными, наводя на вопросы об их необходимости. Героям (иногда ваши компаньоны даже будут следовать за вами в кадре) предстоит изготовить по рецепту самогон (трудоемкий процесс, требующий еще и скорости реакции), обмануть главу райисполкома, отвечая на серию вопросов о родственнике (несколько раз ошиблись - проходите этот же допрос заново), поднимать настроение Зосе, сопровождая ее на развлечения, петляя в ветвистом дереве диалогов, пытаясь угадать правильные реплики, и т.д.
Интерфейс является самым слабым местом игры. Доступ к невзрачной панели инвентаря сокрыт в иконке на черной полоске экрана, причем, чтобы взять предмет из кармана, надо протащить его до этой же кнопки обратно или просто воспользоваться "пробелом". Выходы из локаций обозначены нечетко, а, чтобы подобрать вещь, надо прокручивать возможные действия правой кнопкой мыши, пока не наткнешься на иконку с рукой. Такая система привела к непоправимым ошибкам, когда некоторые предметы так никогда и не будут подобраны, пока вы не вернетесь к последнему сохранению или не начнете игру заново.
Графическое исполнение оставляет желать лучшего. Конечно, видно, что над дизайном локаций трудились достаточно долго, но активная их часть обычно располагается в центре, в результате при попытке сойти с тропинки или просто пройти на соседнюю улицу, виднеющуюся на горизонте, Остап упирается в невидимую стенку. Разрешение 1024x768 - это хорошо, но этот трюк уже не новый, ведь сама картинка не дотягивает до этих цифр. В результате по краям присутствуют две неприятные черные полоски. Более того, активная картинка еще и в прямом смысле слова сдвигается вверх или вниз при начале диалога, что вызывает удивление. Анимация полна недоработок, а зачастую некоторые предметы попадают к вам в карман вообще без всяких визуальных жестов. К тому же большинство героев явно страдают прогрессирующим сколиозом позвоночника. Межмиссионные видеовставки, о которых хвалебно упоминает обложка, тут представляют собой некрасивые страницы книги с дословным текстом первоисточника (действительно, бОльшая ее часть буквально уместилась в игре).
Музыкальное сопровождение не соответствует духу того времени, но хотя бы не отвлекает. Звуковые эффекты почти не заметны, а в озвучивании чего-то не хватает. Видно, что текст читали профессиональные актеры, но вот их голоса и интонация зачастую не соотносятся с характерами подопечных героев.
Даже у больших поклонников литературного произведения после прохождения игры вполне может появиться чувство разочарования и неоправданных ожиданий, а, в остальном, если не считать неудачного интерфейса, проект представляет собой типичный отечественный квест из части их безликой и быстро забываемой массы.