Бунт Землекопа Мультфильм "Суперсемейка" был создан студией Pixar и вышел в конце 2004 года. При бюджете в 92 миллиона долларов картина собрала в мировом прокате 625 миллионов. Популярности DVD-издания ничего не мешало, поэтому авторы несказанно обрадовались, продав аж 17,5 миллионов дисков. Успехи одноименной видеоигры были намного скромнее из-за некоторых проблем с балансировкой сил персонажей, чересчур быстрым для некоторых темпом приключения и чрезмерно высокой для некоторых сложности, наблюдавшейся в схватках с боссами.
Поговаривают, что сотрудники студии тщательно скрывают, что уже давно приступили к созданию сиквела. Пока же свой вариант развития дальнейших событий представили разработчики из Heavy Iron Studios, являющейся подразделением, базирующимся в Лос-Анджелесе, компании THQ. На этот раз сюжет является самым слабым местом приключения и даже не отводит значимых ролей прежде игровым персонажам, оставляя за вами контроль лишь над Мистером Исключительным и Фреоном.
Придумывать истории для похождений супергероев - очень простое занятие. Вначале необходимо взять нескольких обладателей суперспособностей и трудоустроить их на охрану города от мелких преступников. В это же время одного коварного злодея нужно поселить где-нибудь очень далеко и глубоко, чтобы до его логова герои добирались хотя бы десяток миссий. Не менее важен и несложный мотив для самого узурпатора, которым может оказаться мрачное детство или нестабильная обстановка в мире. Эти или другие события обязательно подвигнут супостата, наделенного еще и способностями гениального инженера, на построение планов по установлению тотального господства. Разумеется, здесь должна быть создана смертоносная машина, способная за пару минут уничтожить то, что цивилизация создавала пару тысяч лет. Как это обычно бывает, эта машина на некоторое время окажется недееспособной, чтобы герои успели прищучить злодея, прежде чем он сможет ее запустить. Всем этим и руководствовался сценарист данной игры.
Приключение начинается там, где закончился сам мультфильм, когда из-под земли на ничего не подозревающих членов семейки вылезла гигантская буровая машина. За ней последовал и отвратительный карлик, именующий себя Землекопом и грозящийся устроить очередной Армагеддон (отравив моря и океаны и поменяв местами северный и южный полюсы) с помощью своих подручных-роботов, сделанных из прочного металла. На спасение мира разработчики отвели 14 миссий (11 основных и 3 бонусных), в которых предстоит пробираться все глубже и глубже к логову Землекопа, попутно "зачищая" различные подводные станции, подземелья и фабрики, стахановскими темпами производящие роботов, безуспешно пытающихся хотя бы немного замедлить продвижение героев.
Парочка друзей - Мистер Исключительный и Фреон - на протяжении всей игры будут командой, а еще между ними можно в любой момент свободно переключаться. У каждого из них - свои способности. Так, силач Боб может поднимать предметы и швырять их в окружающих, а его коллега Фреон освоил искусство управления ледяным лучом, быстро перемещается на небольшие расстояния скольжением и без труда может заморозить стальных противников, чтобы Бобу было легче одолеть обездвиженного недруга. Между тем, удар Фреона не отличается большой мощностью, поэтому в качестве движущей силы непременно выступает Боб.
За удаление с поля отмеченных специальным значком противников героям разрешают в тяжелый момент применить супердвижение, ликвидировав большую порцию врагов, заполонивших экран. Уничтожая соперников, друзья накапливают опыт, который можно израсходовать на увеличение жизненной энергии или эффективности суперспособностей Фреона и Исключительного. Очки опыта за каждого поверженного противника начисляются тому, кто приложил больше усилий или делятся поровну, если вдруг оба приятеля участвовали равноценно.
В арсенале помощников Землекопа значатся разнообразные роботы: летающие, стреляющие, бронированные и прочие. Изредка игра предлагает задействовать логическое мышление на пару с ловкостью и, к примеру, заморозить Фреоном вражескую ракету, быстро подобрать ее Исключительным и швырнуть обратно в скопление вражеских сил. Остальные действия подразумевают необходимость ломать кулаками двери и препятствия и прокладку ледяных мостов, для чего нужно просто достичь отмеченной на земле точки и нажать одну из клавиш. Будут здесь и схватки с боссами, а вот недостатком игры является то, что командный дух не всегда стоит на первом месте. Все приключение можно пройти одним героем, изредка переключаясь на коллегу для выполнения конкретных заданий.
Сохранение действует лишь между миссиями, кнопки управления можно изменить для нескольких игроков, затем передав управление вторым персонажем своему другу, что будет гораздо занятнее, чем доверять его компьютеру. Союзный AI оставляет желать лучшего. Для его обуздания предусмотрены три команды: оборона, агрессия и следование за вами, однако в большинстве случаев он делает прямо противоположное и бежит за вами, подставляясь под ракеты, или стоит на месте, когда вы с таким трудом ледяным лучом удерживаете наступающих противников; позволяет безрассудно себя окружить и уходит в нокаут, ожидая вашего прибытия.
Интерфейс чересчур затемнен, а для выхода в меню опций придется сначала нажать "Escape", а затем еще и "Backspace" (о чем сообщается только в мануале). Цветной буклет разрабатывался авторами локализации игры "Аладдин - Волшебные шахматы", но если там в конце был приведен средний по размеру кроссворд по игровому миру, то здесь последняя страничка описания ограничивается простым ребусом, на котором изображен чемодан Мистера Исключительного с бирками из городских аэропортов, чтобы определить, куда же он летал чаще. Локализация выполнена неплохо, а для озвучивания даже пригласили актеров, работавших над русской версией "Суперсемейки", а вот английская версия за рубежом довольствовалась лишь услугами голосоподражателей.
Ничего необычного в трехмерном графическом исполнении не предвидится, и оно во многом напоминает предыдущую игру. Как и раньше, могучие небоскребы рушатся перед носом у героев как карточные домики, анимация и модели персонажей сделаны нормально, а спецэффекты отличаются яркостью, многообразием и красочностью (лучше всего удались ледяные трюки Фреона). Видеоролики почему-то не сделали полноэкранными.
"Суперсемейка" была номинирована в 4-х категориях, но получила всего два "Оскара": за лучший анимационный фильм 2004-го года и за достижения в звукорежиссуре. Таланты создателей мультфильма не передались разработчикам, поэтому звуковые эффекты ничем не примечательны. Опытный композитор Майкл Джаччино, написавший саундтрек к "Суперсемейке" и получивший за это награду ASCAP, и для игры помог записать несколько мелодий, но получились они однообразными и скучными, лишь стимулирующими игроков бить все, что движется.
Если бы не яркая графика, несколько интересных находок по части геймплея и наличие дополнительных материалов (есть даже репортаж о создании проекта), игра мало чем отличалась бы от обычной серенькой трехмерной аркады с элементами платформера, да и сложность в сравнении с предыдущей частью явно поубавилась, т.к. продукт теперь рассчитан, в первую очередь, на юных поклонников мультипликационных героев.