Я знаю - город будет,
Я знаю - саду цвесть...
В.В. Маяковский.
Полку градостроительных симуляторов прибыло. Некто Basar Uyar в одиночку умудрился сочинить свой собственный ответ SimCity, который хотя и уступает знаменитой серии от Maxis в плане возможностей и графики, зато отличается простым и понятным интерфейсом, низкими системными требованиями и дополнительным режимом с оригинальными миссиями-головоломками. Одолеть которые намного сложнее, чем просто выстроить самодостаточный и эффективно функционирующий город. Но обо всем по порядку.
Основной задачей в Create City, как и в любой другой экономической стратегии, связанной с городским строительством, является возведение своего города-мечты. Который бы занимал как можно меньше места на карте, но при этом имел максимальную численность трудоспособного населения и, соответственно, приносил наибольший доход. В игре действие происходит в 18 веке, а задания мы получаем от короля, который требует построить город так или эдак. Ресурсов предусмотрено всего два - золото и еда, первый поступает в казну в качестве налоговых сборов, а второй дают фермы. Кирпичиков, из которых мы будем создавать свой мегаполис, не так много. Ключевую роль здесь играют дороги, возле которых можно строить жилые дома и общественные учреждения: рынок, храм, школу, больницу или бар. Отдельным пунктом идут фермы, необходимые для пропитания жителей города, которые можно соорудить где угодно. Вдобавок можно засадить город деревьями, но это уже не столь существенно, ибо на игровой процесс они уже никакого влияния не оказывают. Зато оказывают случайные события вроде грабежа казны или землетрясения, после которых приходится в спешном порядке латать дыры и на карте, и в экономике.
Эффективность построенного города зависит в данном случае не от общего количества возведенных объектов, а от их конкретного местоположения и связи друг с другом. Так, в отдельно стоящем доме будут жить всего два человека, но если его окружают пять общественных зданий, то количество его жильцов может вырасти до 48 человек. А это скажется на налоговых отчислениях и чистом доходе за отчетный период. Смена ставки налога - еще один рычаг воздействия на работу города. Если ее увеличивать, то вы получите больше денег, но популяция жителей резко пойдет на убыль и наоборот. В зависимости от целей сценария придется неоднократно менять налоговую политику или даже вообще перестраивать чуть не половину уже возведенной ранее застройки.
Игровые режимов в Create City ровно три штуки. Открытая игра без определенных целей и задач, миссии-паззлы и кампания, состоящая из тринадцати сценариев, включая один обучающий и один демонстрационный. Трудность прохождения кампании заключается не только в ограниченности ресурсов и сжатых сроках, в которые нужно успеть добиться всех указанных целей (доход города, количество жителей или построенных домов, уровень развития религии и т.п.), но и в том, что мы каждый раз продолжаем развивать один и тот же город. Поэтому, если при проектировании городского плана были допущены серьезные ошибки, то очередную миссию пройти не удастся, а возможно даже придется переиграть и предыдущую, чтобы стартовые условия были более благоприятными. Вдобавок к кампании автор придумал и 10 сценариев-головоломок, в которых дополнительно вводится еще одно серьезное ограничение - дефицит места под строительство. Тут уже не разбежишься, выстраивая улицы и проспекты согласно собственным предпочтениям. Приходится методом проб и ошибок нащупать то единственно верное решение (как минимум одно точно есть), заложенное изначально. В качестве помощи при прохождении к игре приложены советы по одолению кампании (в том числе и козырной туз в ваш рукав - план идеального города), а также детальные схемы-решения для всех 10 миссий-паззлов. Что тут скажешь, достойное уважения внимание об игроках, далеко не все этим в наши дни грешат.
Если бы у создателя этого бизнес-симулятора был под рукой солидный бюджет и достаточный штат из помощников, то, чем черт не шутит, сей проект мог бы вылиться в достойного конкурента тому же SimCity. Однако, ни того, ни другого у господина Basar'а не было, поэтому и получилась в результате скромная логическая игра-головоломка, затягивающая не столько технической реализацией, но грамотно и со вкусом подобранными задачками. В которых приходится совмещать навыки градостроителя и менеджера, при этом умело балансируя на тонких ниточках вечно ускользающих из-под носа ресурсов или катастрофически не хватающей земли под строительство. В общем, если вы обожаете строить города или решать на досуге головоломки, Create City позволит вам заниматься сразу и тем, и другим. Интересно, и почему это в Maxis до такого элегантного хода пока так и не додумались?