Варварство онлайнА как стал Иван-дурак государем,
Как же править дураку? По-дурацки.
Ю.Лорес Мы уже привыкли, что название, начинающееся с "Age of...", означает стратегию. Но на сей раз ничуть не бывало - вовсе даже не стратегия, а многопользовательская RPG с сильным уклоном в action. Массовость, заложенная в жанре, в сочетании с названием может вызвать удивление - не могут же все игроки разом выступать в роли Конана-варвара? Они и не будут. И кто-то один тоже не будет, иначе остальным было бы обидно. Игра недаром называется Age of Conan, а не просто Конан: сам означенный персонаж в ней практически и не присутствует, не факт даже, что он будет фигурировать в качестве NPC (разработчики делают неясные намеки, что вроде бы игроки, прокачавшиеся до очень крутого уровня, смогут затесаться в его свиту, но все равно не ясно, означает ли это общение с ним самим).
Какая такая свита у варвара, спросите вы? Ну так действие происходит в эпоху, когда Конан стал королем Аквилонии, спустя некоторое время после событий, описанных в книге Роберта Ховарда "Час Дракона". Понятное дело, что, победив в финале этой книги очередное древнее потустороннее зло и спася очередную красотку, Конан не избавился от преследовавших его всю жизнь напастей (вообще, если взглянуть на его биографию непредвзято, то получается, что сей супергерой - не кто иной, как неудачник, постоянно вляпывающийся в неприятности и лишь с большими напрягами из них выбирающийся). Не знаю как там с красотками, но другое зло, ничуть не менее древнее и потустороннее, тут же объявилось в несчастном королевстве, которое сподобилось заполучить себе такого правителя. И для того, чтобы со всем этим разобраться, усилий его одного уже явно недостаточно.
Что любопытно и нетривиально для многопользовательских игр, Age of Conan: Hyborian Adventures состоит, по сути, из двух частей. Первая - это однопользовательская кампания со своим четко прописанным и при том еще и нелинейным сюжетом (написанным, кстати, теми же сценаристами, которые работали над прошлыми проектами Funcom - The Longest Journey, Dreamfall и Anarchy Online). Она не только представляет интерес сама по себе, но и служит для первичного развития вашего персонажа. После ее прохождения вы получаете доступ ко второй части - собственно приключениям в многопользовательском мире (правда, постоянного подключения к Интернету потребует не только вторая, но и почему-то первая часть).
Развитие персонажа происходит, в общем, по классической для RPG схеме с повышением уровня (и ростом возможностей, включая доступные для посещения места и предлагаемые квесты), но и тут есть нетривиальные моменты. На первых пяти уровнях деление на классы отсутствует как таковое, что вполне логично - научись чему-то сначала, а уж потом заявляй о своей специализации. Присутствует, впрочем (что опять-таки логично), национальность - персонаж может быть киммерийцем, аквилонцем или стигийцем. При переходе на шестой уровень уже появляется выбор класса - маг, жрец, воин или вор. Но это лишь базовые классы, и ими специализация не ограничивается. На двадцатом уровне каждый из них делится на три или четыре (в общей сложности классов становится 14). Наконец, для добравшихся до шестидесятого уровня каждый класс делится еще на два. В общем, как в жизни - чем выше квалификация, тем уже специализация. Кроме того, на сороковом уровне появляется дополнительная, параллельная классовой (и, похоже, необязательная), специализация по профессиям. Таковых 4: Craftsman может изготавливать вещи, Master заполучает постоянного спутника-оруженосца, Commander является "адептом многопользовательского геймплея" (не знаю, что это значит - по идее, такими адептами должны быть все), а General - специалистом по осаде и штурму (при котором, кстати, могут применяться осадные орудия, включая катапульты).
Возможность участвовать в штурме и обороне крепостей (а также других сооружений), да еще и вкупе с возможностью, в союзе с другими игроками, строить фортификационные сооружения - безусловно, одно из достоинств игры. Интересна также возможность командовать в бою подразделениями, состоящими не из NPC, а из других игроков. При этом можно настраивать, до какой степени подчиненные (как NPC, так и реальные люди) сохраняют свободу действий (интересно, при минимуме таковой они и идти смогут только туда, куда им укажут?) Подразделения могут выстраиваться в различные формации, причем не только в бою, но и в походе. Пренебрегать этим не следует - в некоторых случаях правильно выбранное построение спасает жизнь.
Бой в Age of Conan: Hyborian Adventures существенно отличается от большинства RPG, где он сводится к выбору оружия и кликанью на врага. Здесь схватка проходит по-настоящему, точнее говоря, в духе жанра action - вы управляете движением меча (или другого оружия), а не просто "применяете" его на противника. Возможно также нанесение комбинированных ударов, причем не только в ближнем бою, но также при стрельбе и использовании заклинаний. Похоже, можно будет сражаться и верхом. В целом бои в игре могут быть весьма масштабными и, благодаря возможности командовать подразделениями, не превращаться при этом в кучу малу. Такие объединения игроков, как гильдии, тоже будут.
Разработчики уверяют, что сохранили антураж творений Ховарда, его достаточно мрачный и полный насилия мир, и что никакой "политкорректности" в игре не будет. Что ж, хорошо, коли так, ибо они тут же оговариваются, что все же учли некие изменения, произошедшие с 30-х годов прошлого века, когда Ховард придумал своего Конана.
Имеющиеся скриншоты производят двойственное впечатление. Некоторые из них очень хороши - реалистичные пейзажи, отлично отрисованные животные без всяких следов угловатости - в то время как на других угловатость и другие характерные недостатки 3D-движков хорошо заметны. Зато озвучка рассчитана на системы объемного звука вплоть до 7.1. Впрочем, до официального запуска игры пока еще достаточно далеко - известно лишь, что это должно произойти в этом году.