Стиральная машина времени Знаменитая троица веселых казаков - невозмутимый Грай, могучий Тур и хитрый Око - впервые появились на экранах в 1967 году в анимационном фильме "Как казаки кулеш варили" производства студии "Киевнаучфильм", где они пытались раздобыть табачок. Эта история стала дебютом тогда еще молодого режиссера Владимира Дахно, также участвовавшего в создании сценария. С того времени в среднем раз в два года появлялись новые мультфильмы сериала. Казаки играли в футбол и хоккей, покупали соль, гуляли на свадьбе, становились олимпийцами, выручали из беды невест и мушкетеров и даже встречали инопланетян. В общем, герои вдоволь поездили по свету и просящим в помощи не отказывали.
За рубежом один из эпизодов отметили бронзовой медалью на Всесоюзном фестивале спортивных фильмов, другой - серебром на международном фестивале в Швейцарии. Создатели были также награждены Государственной премией Украины им. Т.Г. Шевченко. Творческая команда все-таки распалась, но их идея вновь обрела жизнь уже в компьютерной игре.
Студия Jam-Games была образована в 2004-м году в Одессе. Основной костяк команды составили опытные программисты, художники и аниматоры. Также в авторском коллективе нашлось место для талантливых композиторов и даже для одесских КВН-щиков, часть из которых являются создателями некоторых телепередач. Продюсеры уже успели все распланировать и уверенно собираются выпустить не только линейку двухмерных квестов, но и аркаду, трехмерную стратегию и даже ролевую игру. Такое жанровое разнообразие будет отличной проверкой возможностей собранной команды.
После своего очередного приключения казаки отдыхали, наслаждаясь сном на родной горе любимого села, когда вдруг в небе пролетел горящий самолет, сбросивший на головы героям стиральную машину "ВОШ". К этому чуду техники прилагалась записка от прапрапрадедушки Грая, которому и был предназначен грустный рассказ о том, что столь любимая родственником Мона Лиза была утрачена. В послании также говорилось, что упавший с неба бытовой агрегат - не что иное, как машина времени, создатель которой попал в большие неприятности, из которых не может самостоятельно выбраться, поэтому и просит помощи, намекая на оставленные в разных уголках мира подсказки. Особо не задумываясь, казаки собрались в очередной поход для поиска упомянутых ключей и топлива для машины времени, потребляющей обычно алкогольные напитки и некоторые реликвии.
Игра включает 12 глав, в которых обычно один из героев отправляется в конкретное место с одной определенной целью. Прибыв в Италию, Грай умудряется сломать скрипку Страдивари, который отказывается изготовить для казаков фирменный барабан, пока те не выпрямят Пизанскую башню, в Мексике Туру придется осваивать основы самогоноварения, чтобы добыть бутылочку текилы, а Око отправится в средневековую Францию, чтобы хитроумным способом раздобыть хорошего коньяку. Так и будут герои скитаться по миру, а по воле сценаристов судьба также занесет их в Рим, Амстердам, Венецию, Трою, Лувр, Россию, на Украину и даже на Чукотку.
Каждая глава составлена примерно из 10-15 экранов. Первоочередной задачей является сбор предметов. В каждой локации таких может быть 0-3 штуки, причем, обычно вещи хорошо замаскированы на фоне окружения, но зато все они обладают полезным свойством интерактивности, поэтому при наведении курсора на них его форма меняется на руку и пройти мимо полезного предмета вряд ли возможно, хотя процедура пиксель-хантинга является обязательной при знакомстве с каждым новым экраном. Некоторые вещи необходимо комбинировать, соединяя вместе 2-3 предмета, чтобы в результате получить объект, которым удастся заинтересовать одного из окружающих.
В каждой главе встретятся 5-10 разнообразных персонажей, каждому из которых есть что вам предложить в обмен на ответную услугу или какую-либо вещь. Всех NPC можно условно разделить на 2 группы: те, для кого авторы потрудились написать хотя бы несколько реплик для диалога, и те, кому предназначены лишь монологи. В первом случае вам на выбор предоставят несколько фраз, где только одна будет способствовать продолжению недолгого разговора, откуда можно почерпнуть подсказки, а все остальные являются тупиковыми. Во втором - вам открытым текстом скажут, что от вас требуется и чем вас вознаградят, поэтому останется лишь поразмыслить, как достать искомую вещь.
Большинство загадок отличается логичностью. Так, если для пиццы нужен томатный соус, то придется найти того, кто сможет его приготовить, а также лично вырастить и принести главный ингредиент. Если скрипка развалилась на части, то собрать ее воедино можно средством из группы канцелярских принадлежностей. Если же владелец магазина намекает, что и в случае пожара не отдаст любимую бутылку, то его слова можно смело воспринять как руководство к действию.
Предметы после использования зачастую исчезают и обычно не переходят из одной главы в другую, но главная трудность заключается в том, что объекты иногда разрешают использовать практически в любом месте экрана, включая окна и даже дверные проемы, хотя для дальнейшего продвижения вперед будет необходимо найти единственно верное место. Другой странный момент заключается в том, что здесь вполне возможны ситуации, когда вы будете опережать просьбы NPC и с удивлением обнаружите, что требуемая вещь уже давно без дела лежит у вас в кармане. В результате при повторном прохождении игры можно будет вообще почти ни с кем не разговаривать, а сразу отдавать якобы незнакомым собеседникам желаемое, получая вознаграждение. Некоторые предметы нужно дважды использовать в одном и том же месте, а в нескольких локациях пиксель-хантинг проявляется и во время применения вещей, поэтому, к примеру, веревка здесь разрезается касанием ножницами края столба, к которому она привязана, и никак иначе.
Юмора в игре предостаточно, что является одной из самых сильных ее сторон. Эта составляющая отличается тут гораздо большим разнообразием и меньшей предсказуемостью, что легко позволяет ей превзойти многие российские квесты, включая "Братьев Пилотов" и "Петьку", идейный потенциал создателей которых уже давно себя исчерпал. Игровой юмор авторы называют многослойным, и, действительно, пародии на культуру, обычаи разных народов дополняются политической сатирой и забавным недопониманием между персонажами. По сценам везде разбросаны "визуальные шутки", как их называют сами разработчики, - смешные объявления и надписи, заставляющие игрока еще раз улыбнуться. Что интересно, при таком количестве юмора довольными могут остаться представители самых разных возрастных категорий. Кому-то понравится напоминание неумелым грабителям банка о руке, которую необходимо держать в кульке, предлагаемом прямо при входе в финансовое учреждение, или фраза мексиканского бармена о том, что в Мексике смотрят исключительно российские сериалы, а кто-то предпочтет любоваться правилами эвакуации с крыши или оригинальным цирковым номером - котом в клеточку.
Интерфейс выполнен в стиле "point & click". Общий дизайн удался, а вот невзрачная панель инвентаря не закрывается при выборе предмета, да и шрифт в диалогах мог бы быть получше.
В части графического исполнения приятно радуют разнообразный дизайн локаций, внимание авторов к мельчайшим деталям и украшение экрана предметами, не принимающими участия в прохождении, а также преобладание ярких и сочных красок. Приятное впечатление оставляют красивые полноэкранные видеоролики, хотя и непродолжительные. Самым слабым местом являются примитивные модели персонажей, включая главных героев. Где-то авторы не поленились сделать целый анимационный ряд для них, а где-то - предметы поднимаются однообразным взмахом рукой по воздуху.
Игра включает более сотни звуковых эффектов и около 30 мелодий, в которых за электронными аранжировками угадываются знакомые народные песни. Главных героев озвучили Олег Филимонов, Олег Школьник и Борис Барский. Голоса остальных персонажей в подавляющем большинстве этому уровню уступают. Игра вышла на DVD, но занимает около 1,5 Гб, причем, около 1 Гб составляет звуковое сопровождение, состоящее из файлов в экономном формате "Ogg Vorbis" и их объемных дубликатов в "Wav".
В результате получился неплохой квест, в выгодную сторону отличающийся от большинства вышедших в 2005-м году российских собратьев по продолжительности, юмору и занятному сюжету.