Marc Ecko's Getting Up: Contents Under Pressure ( YuN )
МазилаНу тогда - статью о Васе:
Он измазал стены в классе!
"Он мой друг, - сказал Максим, -
В первый раз его простим!"
Детский стишок Как меня все-таки достали кретины, делающие официальные сайты своих игр на flash'е! Почему-то разработчики и издатели симуляторов и других почтенных игр до такого не опускаются. Они понимают, что анимацией и звуком пользователь будет наслаждаться в игре, а на сайт он пришел за информацией (и если ему захочется чего-то мультимедийного, он сам это скачает в разделе Download). Но у продуктов спинномозговых жанров, у которых в качестве главной фичи значится участие "звезд хип-хопа", всенепременно сайт сначала будет грузиться полчаса, а потом порадует всех домочадцев и соседей оглушительным ревом из динамиков аккурат посреди ночи. При этом если опция отключения звука где-то и будет, то в самом дальнем углу экрана, и притом изображенная таким шрифтом и цветом, что разглядеть ее можно будет, только выкрутив на максимум яркость и контрастность монитора... Кстати говоря, игра имеет возрастной рейтинг "детям до 16 низ-зя" - надо полагать, из-за лексики в устах героев - и сайт, прежде чем начать грузить все это безобразие, чопорно спрашивает о дате рождения посетителя. Покажите мне хоть одного несовершеннолетнего, которого такой вопрос остановил бы... Лучше бы спросили, желаю ли я слушать их идиотскую музыку и еще более идиотские спецэффекты!
"Звезду" хип-хопа, которая, точнее, который, надо полагать, и несет прямую ответственность за упомянутый рев, зовут, представьте себе, Талиб (полностью - Talib Kweli), и он озвучивает главного героя, которого зовут Trane. Упомянутый в названии Marc Ecko непосредственного отношения к хип-хопу вроде бы не имеет, но и крутым гейм-дизайнером тоже не является - это просто какой-то там тип из мира моды, который возомнил, что известность в одной области делает его крутым во всех остальных. Так что Marc Ecko's Getting Up - это вовсе не Sid Meier's Civilization и даже не American McGee's Alice.
О чем сама игра? Ну, в свое время пачканьем городских стен с целью самоутверждения и заявления претензий на территорию занимались только собаки. Потом этот обычай переняли недалеко ушедшие от них по интеллекту члены уличных банд. Правда, в силу определенных отличий от собаки в устройстве органов чувств, они использовали для этого вещества не столько пахучие, сколько яркие. Вроде как первые такие банды были итальянские, откуда и пошло понятие "граффити" (кстати, вопреки распространенному мнению, произносится с ударением на второй слог).
Соответственно, тот самый Trane носится по родному городу New Radius и повсюду эти граффити малюет. Попутно ввязываясь в разборки с членами конкурирующей банды, красноречиво именующей себя Вандалами (а кто такой тогда сам Trane, интересно?) и местными силами правопорядка (Civil Conduct Keepers). Но при этом, представьте себе, он не просто занимается хулиганством - он борец за идею! Городом, оказывается, правит злой мэр-тиран, его подчиненные из Civil Conduct Keepers - вообще каратели-изуверы, никакой вышестоящей управы на них почему-то найти невозможно (вроде как мэр - все-таки не президент и уж тем паче не вождь народов?), и последняя надежда борцов за свободу - это те самые граффити, которые откроют людям глаза на то, какая нехорошая у них власть и как ее надо свергать. Ну не бред? Да бред, конечно.
Впрочем, если оставить в стороне всю несуразность сюжета, своя оригинальность и свои интересные черты у игры все-таки есть. По ходу миссии Trane должен, во-первых, добраться до того сооружения, где будет рисовать свои граффити - где прокрадываясь мимо врагов двух вышеупомянутых категорий, где нападая на них со спины, а где вступая в бой лицом к лицу (разумеется, без традиционного обещания крутого AI не обошлось и здесь). Это весьма напоминает классический 3D-action с блужданием по лабиринтам, каким мы его знаем со времен зарождения жанра, причем упор здесь не на стрельбу, а на контактный fighting - соответственно, со спецприемами, комбо-ударами и т.п., ну и оружием ближнего боя, конечно, тоже. Далее нужно долезть непосредственно до тех мест, где будут наноситься надписи и рисунки - таких мест обычно несколько, часть из них обязательны, часть - опциональны; как сказано в описании игры, конкретное их расположение Трэйну подсказывает его интуиция, хотя на самом деле вам, очевидно, просто покажут стрелкой или как еще - вон там, вон там и вон там. Но, в любом случае, эти места обычно труднодоступны (очевидно, чтобы приспешники гадкого мэра не могли быстро стереть граффити), и туда придется долго карабкаться и прыгать в духе всяких игр про принцев Персии, женщин-кошек и прочих человеков-пауков (впрочем, на сей раз без всякой мистики). А в каких-то случаях, похоже, придется даже и решать по ходу паззлы.
Ну и далее уже собственно рисование граффити, которое хоть и не потребует от вас на самом деле создавать рисунок так, как это делает художник в каком-нибудь графическом редакторе, но все же будет более сложным, чем просто разовое нажатие на кнопку в нужном месте (похоже, мышью с нажатой кнопкой все же придется как-то поводить). Если сделать это неправильно, картинка будет испорчена, ваша репутация пострадает, и вы не получите ожидаемых бонусов. Кстати говоря, граффити можно будет наносить с помощью разных инструментов - простого аэрозольного баллончика, красящего валика, маркеров, стикеров, трафаретов и т.п. После чего еще нужно унести ноги, получив, в случае удачи, рост репутации и, возможно, доступ к новым инструментам; по ходу игры можно будет также узнавать новые комбо-удары и находить оружие. Таким образом, каждая миссия (всего их в кампании, кстати, 20, в 11 районах города) сочетает в себе несколько стилей игры. Вопрос, однако, насколько они окажутся сбалансированы.
Что любопытно, граффити разработчики игры рисовали не сами (или, во всяком случае, не только сами), а использовали работы тех, кто занимается этим делом всерьез - таковых набралось аж 50 человек, причем шестеро из них представлены в игре в качестве наставников главного героя. Еще в игре фигурирует некая "черная книга", позволяющая сохранять эти рисунки - надо полагать, для последующего любования. Они относятся к различным стилям, демонстрируя эволюцию жанра со времен 1980-х, когда граффити бурно расцвели в туннелях и подземках, и в более позднюю эпоху, когда городские власти начали с ними борьбу.
Графика игры в целом смотрится неплохо, хотя не сказать чтобы революционно. Типичный современный action в духе все тех же "кошек" и "пауков". А вот что для современного action нетипично, так это отсутствие многопользовательского режима.
Ну а в общем, конечно, эта игра представляет собой воплощение мечты юного балбеса, который, не умея и не желая заняться чем-то более полезным, шляется по улицам, ввязывается в драки, малюет на стенах и мечтает свергнуть власть (представителей коей не любит не столько по политическим, сколько по возрастным причинам) и перевернуть мир. В игре из такого, может, и выйдет толк, а в жизни едва ли. Так что рейтинг "детям до 16", возможно, и оправдан. Здесь их плохому научат.