Порхающие грузовики и пять мешков картошки И вот опять к человечеству подкрался "дедушка Кондратий", переобнимал большую часть населения и стал подкарауливать оставшихся. Не уточняется, что именно привело к столь масштабному вымиранию представителей homo sapiens, однако факт остается фактом - большая часть людей вымерла, а немногие уцелевшие попрятались по труднодоступным местам. Впрочем, спустя 200 лет (223 года, если быть точным) человечество более-менее пришло в себя, поднялось на ноги и принялось старательно восстанавливать утерянное. Возникли новые города, новые фракции и объединения, новая культура и новая религия. А самое главное - теперь каждый человек носит маску. Такую тонкую пластиковую маску, заменившую противогазы и респираторы. Ибо без маски теперь на планете Земля, человек (а также, судя по всему, и остальные млекопитающие) жить более не может, поскольку сразу отбрасывает коньки.
Такова предыстория новой экшн-игры "Ex Machina". Сколько раз уже автор давал себе зарок не верить рекламе и броским надписям на коробке. Вот и на этот раз, увидев вынесенное на обложку игры "Fallout на колесах. В лучшем смысле этого слова", автор поверил, потом поиграл, потом почесал тыковку и вновь дал себе зарок. Ибо с "Fallout" "Ex Machina" не имеет ничего общего, разве только постапокалиптический мир. Зато с вышедшей в 2004 году игрой "Механоиды" прослеживаются весьма тесные родственные связи. Если не сказать больше...
Итак, наш герой достиг своего совершеннолетия, и посему его отец приготовил своему чаду сюрприз. В качестве первой части оного, юный покоритель пыльных дорог и вольного ветра получил возможность самостоятельно порулить стареньким семейным грузовичком. А пока он рулит в сторону ближайшего города с посылкой в кузове, отец готовил вторую часть сюрприза. К сожалению, пока юноша катался с посылкой до города и даже получал соблазнительные предложения от подозрительных девиц (это совсем не то, о чем вы подумали), на его родной поселок напали неизвестные, сожгли все дома и тяжело ранили отца. И в лучших традициях классического сюжета, наш герой узнает, что он не настоящий сын, а приемный, получает в зубы странную блестящую штуковину (CD-диск, проще говоря), а его отец, который не отец, испускает последний вздох. Так что теперь у нас одна дорога - найти настоящего отца и тех, кто спалил родную хату. И наш герой вновь садится за баранку старенького грузовичка...
Как вы уже догадались, вся игра будет проходить на 4-х (иногда 6-ти) колесах. Грузовик в "Ex Machina" - это не только средство транспортировки груза, но и толстая броня, и множество всякого рода оружия. Если вы играли в "Механоидов", то здесь вы найдете тот же самый менеджмент транспортного средства, с самыми минимальными отличиями.
Наш верный "железный конь" можно разделить на 5 составляющих: основа, кабина, кузов, бортовое вооружение и различные примочки.
Основа - собственно, модель машины, которую мы и будем впоследствии наворачивать всякими прибамбасами. Моделей в игре не так уж и много, и в принципе - это самая дешевая часть нашего автомобиля.
Кабина отвечает за скорость и маневренность, а также обладает еще несколькими параметрами вроде массы, мощности двигателя, максимальной брони и сопротивлений различным типам повреждений. Может иметь несколько слотов для оружия и несколько - для апгрейда.
Кузов отвечает за количество перевозимого груза. Также на кузов ставятся самые тяжелые оружейные системы и всякие хитрые выкрутасы вроде миноукладчика и разбрызгивателя масла.
Оружие. Здесь разработчики развернулись по полной программе, выдав игроку целый арсенал средств уничтожения. Пулеметы разных калибров, автоматические и крупнокалиберные пушки, минометы, ракетные установки, а также футуристическое лазерное и плазменное вооружение и даже дробовики. Все оружие обладает рядом параметров (целых 10 штук), начиная с наносимого повреждения и скорострельности и заканчивая прочностью и временем перезарядки. Что интересно - практически все оружие не нуждается в закупках боеприпасов, исключая самые толстые пушки и самые крупные ракеты.
Примочки. Сюда входят всякие разные устройства для повышения скорострельности, точности и наносимого повреждения к оружию, а также дополнительные броневые листы, увеличение топливного бака, мощности двигателя и т.д. для нашего грузовика.
Осталось упомянуть еще два немаловажных показателя и одно плохо работающее устройство. Показатели - это общее количество НР и топливо в баках. Если по каким либо причинам наше "здоровье" закончилось, машина взрывается, а нам наступает "Game Over". Если заканчивается топливо, то грузовик резко теряет в скорости и начинает плестись со скоростью пожилой черепахи. И то, и другое можно восстановить за денежку в городах или заправочных станциях.
Что касается устройства - то это радар. К сожалению, сей девайс обладает малым радиусом действия, отчего визуально противник виден раньше, нежели на экране радара появляется его отметка. Масштабированию разрешение радара не подлежит. Кстати, упавшие или валяющиеся бесхозные контейнеры наш радар в упор не видит, так что всякие хитрые тайнички придется искать исключительно на глаз.
Итак, наш герой в кабине грузовика колесит по новому миру в поисках своего отца. Как и в "Механоидах", мир "Ex Machina" разбит на несколько крупных локаций, в которых мы будем выполнять основные и вторичные квесты, а также зарабатывать деньги на апгрейд путем торговли и боевых действий. Опять же, чтобы перебраться в новую локацию, сначала необходимо выполнить все сюжетные квесты - в противном случае герой откажется ехать в неизведанные земли.
Впрочем, прежде чем перебираться на новую локацию, неплохо бы и машинку получше взять, и пушек посолидней на нее навешать, не правда ли? Как водится, есть три основных способа заработка: торговля, задания и бои. Вкратце пробежимся по всем трем.
Торговля. Помимо уже упоминавшегося всуе "Fallout'а" в PR-кампании игры фигурировала "Elite-образная система торговли"... Гм... У нас есть аж 10 (десять) видов товара. На каждой локации активно торгуют не более чем двумя-тремя видами. Впрочем, главное разочарование отнюдь не в этом. К сожалению, количество перевозимого товара ограничивается отнюдь не максимально допустимой нагрузкой (такое понятие вообще отсутствует), и не объемом груза, а всего лишь его размерами. То есть наш кузов обладает определенной вместимостью, которое исчисляется определенным количеством ячеек-клеток. Соответственно, каждый предмет в игре имеет свой размер, так же исчисляемый в ячейках клетках. К примеру, мешок картошки занимает 2х2 клетки, а вот электроника - 1х2. Просто? Еще проще - поскольку одинаковые предметы не суммируются (не складываются в один слот) - то, к примеру, в 20-клеточный кузов мы можем положить всего 5 мешков картошки! Если конечно, конфигурация кузова позволит.
Впрочем, есть еще пара нюансов. Во-первых, как и должно быть, переизбыток товара в городе ведет к снижению цены на закупку, в то время как уменьшение товара - к увеличению. Но! Есть еще и "во-вторых": как ни странно, города не оперируют крупными партиями, а всего лишь единицами. Так что целых 20 мешков картошки в городе - это уже переизбыток. Вот так-то! Про то, что NPC-торговцы в игре присутствуют чисто символически (в качестве машинок на дорогах), то вы, можно сказать, держатель монополий на все виды товара - если вам, конечно, захочется заняться не только междугородной торговлей на одной карте, но и перегонкой товара с локации на локацию. Кстати - далеко не самое выгодное дело.
В качестве второго способа заработка выступают вторичные квесты. Обычно мы можем зацепить их в баре - местном аналоге конторы для найма. Чаще всего встречаются почтовые задания (отвезти посылку) и охота за головами (за отпущенное время перебить как можно больше бандитов и получить награду за каждую голову). Реже - контракты на убийство (отловить отдельно взятого бандита), сопровождение груза и пассажирские перевозки. Еще реже попадается что-нибудь более любопытное (в плане награды, а не самого задания, разумеется - поскольку все равно все сведется либо к доставке, либо к боям). И сразу хочется сказать, что все эти задания - лишь подспорье в заработке, не более того. К сожалению, награда за задания оставляет желать много лучшего, и редкие исключения лишь подчеркивают правило.
И, наконец, третий способ заработка - "вольная охота". Выезжаем в чисто поле, ловим бандитов, отстреливаем их, собираем выпавшие трофеи и продаем добытое в городе. Довольно неплохое денежное подспорье, если предварительно найти точки появления бандитов. Также можно подманивать оных под огонь защитных пушек городов - ничем не рискуя, мы можем поживиться чем-нибудь ценным. Правда, опять же есть пара нюансов. Во-первых, воевать необходимо очень аккуратно - ремонт грузовика может влететь нам в копеечку, да так, что никаких трофеев не хватит. А во-вторых, если поначалу бандиты довольно щедро делятся картошкой, дровами и металлоломом, то чем дальше мы будем продвигаться в своих приключениях и чем ценнее товары на локации, тем реже они будут выпадать из убиенных бандитов. Впрочем, что действительно часто падает с бедных разбойников - это оружие. Так что пожива будет в любом случае, главное - чтобы все поместилось в кузов.
Что ж, теперь пара слов о социальной жизни в мире "Ex Machina". Как и в "Механоидах", здесь отсутствует какая-либо живность. Единственное исключение - праздношатающиеся вокруг городов или деревень пешеходы, которые так и норовят попасть под колеса нашего грузовика. К счастью, за задавленного разгильдяя нам никто по шее стучать не будет, иначе переигрывать пришлось бы довольно часто, особенно поначалу. Зато присутствуют всякого рода автомобили. В основном - это уже упомянутые бандиты, наш самый прибыльный источник дохода и самая большая статья расходов. Реже попадаются автомобили дружественных торговцев - как поодиночке, так и в виде конвоев. Кстати, все встреченные нам NPC делятся на множество фракций, с которыми мы можем как враждовать (единожды поссорившись - нет пути назад, кроме перезагрузки), так и мирно сосуществовать. Поссориться с фракцией достаточно просто - достаточно просто взорвать дружественную машину. Выстрелить, к примеру, или просто на нее наехать. Да-да, легкие машины можно спокойно протаранить - так что будьте осторожней на дороге!
Третий вид NPC, которых мы можем встретить в своих странствиях - это так называемые "боссы", к каждому из которых нужно будет подобрать свою собственную тактику и индивидуальный подход.
Напоследок пройдемся по технической составляющей. И первой в нашем списке будет физика игрового мира. Вопрос: что будет с машиной, если на скорости 100км/ч она врежется в дорожный столб? Правильно - зависит от машины, но в целом - ничего хорошего. Так что всякого рода лихачества в "Ex Machina" караются повреждениями автомобиля, согласно всем реалиям жизни. Но вот что интересно - как вы считаете, может ли тяжелый грузовик марки "Урал" скакать по кочкам аки заяц? Вот и я думаю, что не должен. А он скачет! Причем лихо так, словно законы физики не для тяжелых грузовиков писаны. Не менее странно дел обстоит с заносами. Понятное дело, резко крутить баранку при скорости под 120 км/ч не стоит на любой машине, но почему наша машина настолько чувствительна? Порой складывается впечатление, что мы не на грузовике ездим - а все на том же глайдере, поскольку сцепления колес с почвой не ощущается совершенно.
Графически игра удивляет. С одной стороны, это тщательно прорисованные модели автомобилей и бортового оружия. Это отображаемые повреждения и геометрическая деформация машины - то есть, если нам упорно стреляли в лоб, то капот и лобовое стекло будут напоминать решето, а сам кабина будет выглядеть изрядно помятой. При этом грузовик начинает пускать всякого рода искры, огненные всполохи и клубы дыма. С другой стороны, эти самые огненные всполохи и клубы дыма выглядят весьма непрезентабельно, в виде классических "огненных шариков".
Окружающие пейзажи из окна кабины лучше рассматривать на приличной скорости. Если рядом с городом еще есть всякого рода грядки-огороды, ржавые остовы машин, дома и гуляющие пешеходы, то сельские картины за окошком несколько бедноваты, радуя нас исключительно травой, редкими деревьями, еще более редкими каменюками и высоковольтными линиями. Зато деревья довольно симпатичные... если не таранить их бампером... ибо падают они весьма ненатурально.
Звуковая составляющая на высоте - звук работающего мотора, грохот пушек, взрывы и звук отлетающих гильз. Хотя мотор мог бы реветь и погромче. Динамичная музыка удачно вплетается в игровой процесс, а персонажи обладают вполне "характерными" голосами. Единственная промашка - у встреченных по дороге NPC-машин всего два голоса: один для враждебных машин, второй - для дружественных.
В итоге - неплохой action, способный занять игрока на несколько дней. Более того, вам даже можете захотеться переиграть - ввиду наличия нескольких альтернативных концовок. Главное - не обращать внимания на святые для геймеров названия "Fallout" и "Elite", которые приплели совершенно не к месту. Самый явственный аналог - Механоиды", от которых "Ex Machina" отличается большим уклоном в перестрелки, нежели на задания и торговлю. В общем, если вы готовы провести свое свободное время за баранкой машины и гашеткой пулемета - добро пожаловать в мир "Ex Machina". Мир, где царят большие бронированные монстры, увешанные от бампера до бампера броней и оружием.