Не так давно основанная в Швеции компания Legendo Entertainment провозгласила своей целью разработку и издание оригинальных компьютерных игр. Пока что у ее сотрудников не нашлось времени для создания полноценного корпоративного Интернет-сайта, а сил хватило лишь на презентационную страничку и веб-сайт, посвященный их первому проекту, предлагающему всем желающим выступить в роли Портоса и пройти немало опасностей.
Когда авторов спрашивают об их творении, они сразу спешат заметить, что первыми выпустили игру, созданную по мотивам знаменитого литературного произведения Александра Дюма - "Три мушкетера". Между тем, все, что у их продукта есть общего с книгой, - имена главных героев: Атос, Портос, Арамис и д'Артаньян. Обычно сюжет в аркадах не играет важной роли, но все-таки разработчики упустили свой шанс сделать интересный сценарий на прекрасном материале, поэтому их история предсказуема, лишена интригующих событий и призвана лишь придать хотя бы какой-нибудь смысл скитаниям ключевого персонажа.
Итак, Атос, Портос и Арамис весело проводили время в парижской таверне "Красная голубка", не забыв обсудить недавние исчезновения королевских мушкетеров, когда вдруг в дверях появился д'Артаньян, радостно сообщивший, что виновником похищений является коварный граф Ксавьер, мотив которого навсегда останется загадкой. Мгновения спустя таверну окружили люди злодея и его подручного - графа Орсини. Бравые мушкетеры были схвачены, а в пылу боя Портоса даже выбросили в окно, что и спасло его от неминуемого ареста. Оставшись на свободе, герой, конечно же, найдет, как помочь друзьям. Происходящее далее линейно, поэтому в случае успеха все злодеи обязательно будут повержены, а друзья - освобождены и доставлены в Париж. Однако для этого придется пройти несколько больших локаций (Париж, нормандский городок, систему стоков, аббатство и замок Ксавьера на горе Монблан). Каждая миссия разбита на 3-5 подуровней, состоящих, в свою очередь, из нескольких десятков экранов, которые необходимо пробежать слева направо.
Обучающий режим заменяет короткий мануал, в котором единственным полезным моментом является описание иконок интерфейса. В самой игре встреча с каждой новой особенностью предваряется короткой текстовой подсказкой. Основные трудности во время приключения обеспечиваются часто встречающимися ловушками. Среди последних числятся рвы с шипами, бездонные пропасти, колья, движущиеся в разных направлениях гильотины, бесконечно падающие с гор бочки и раскручивающиеся с разной скоростью молоты. Столкновения с некоторыми объектами отнимают целую "жизнь", в то время как неудачное попадание под большинство других лишь снимает часть очков энергии. У Портоса в любой момент времени может быть до 6-ти таких очков, которые пополняются сбором сердечек, заботливо положенных авторами в труднодоступные места. В данной игре ловкость рук наиболее важна, поэтому вполне возможны ситуации, когда целые уровни могут быть пройдены без единого ранения, а неудачная встреча с какой-либо серией ловушек, напротив, способна сразу лишить нескольких "жизней".
Враги здесь встречаются постоянно, но схватки с ними можно лишь назвать скучными. Вражеские солдаты почему-то представлены здесь мечниками времен Столетней войны, а не гвардейцами кардинала. В распоряжении неприятеля имеется несколько типов воинов: недосягаемый лучник, целящийся в героя, от стрел которого нужно быстро убегать на соседний экран; медлительный стражник-верзила со щитом, обладающий большим запасом здоровья; полусонный охранник, который просто выставил вперед меч и, не останавливаясь, бежит вперед, расправиться с которым можно, лишь не отпуская кнопку удара. В аббатстве обитают монахи-призраки, в лесах - ядовитые пауки, а для бОльшей сложности все эти враги часто комбинируются в разном количестве на небольшой площади. Разумеется, не обошлось и без встреч с боссами. Ксавьер и Орсини по 2 раза бросят вызов Портосу.
Герой обучен исполнению всего одного удара - взмаху шпагой, разбивающей все, что попадается ей на пути. Именно с ее помощью предстоит ломать коробки с сокровищами, являющиеся своеобразными блокираторами для патрулирующих солдат, не позволяющими им пройти дальше определенной точки. Повсеместно разбросаны также серебряные монеты, каждая из которых обладает достоинством в одно очко. Их золотые собратья стоят уже десять очков, а по завершению каждого уровня вам покажут, сколько призовых объектов было собрано, причем 100%-й результат здесь - далеко не редкость. Затем при наличии сотни накопленных монет их обменяют на одну дополнительную "жизнь" для следующего уровня.
Путь слева направо иногда получает различные ответвления, когда приходится спускаться вниз (в подземелья) или карабкаться наверх (в башню). Иногда дорога напоминает плутания по лабиринту из-за отсутствия карты и обилия похожих друг на друга комнат. Некоторые двери оказываются закрытыми, поэтому для того, чтобы их миновать, потребуется отыскать ключ, обычно лежащий на одном из соседних экранов. В тщетных поисках выхода можно даже случайно набрести на сокровищницу, полную золотых монет и обязательно содержащую лишнюю "жизнь". Обычно места с такими подарками охраняются многообразием ловушек, поэтому при проникновении в них можно даже больше потерять, нежели приобрести, а в случае неудачи уровень придется проходить сначала, ведь игра сохраняется лишь между подуровнями.
В сфере логических задачек разработчики продвинулись весьма недалеко. Любимым занятием Портоса, помимо несложного управления подъемниками и рычагами, является перетаскивание ящиков, которые можно либо толкать, либо тянуть, воздвигая опору для прыжка до поднятой над землей лестницы. Другая вариация данного мероприятия предполагает необходимость уронить такой ящик с высоты, чтобы воспользоваться им на другом экране. К сожалению, до более оригинальных головоломок в стиле игры о трех викингах авторы не дошли, хотя вполне могли бы использовать различные возможности четырех мушкетеров, но вместо этого предпочли до финала запереть троих в тюремной камере.
Интерфейс отличается простотой. Иконки не загораживают обзор, клавиши управления (их составляют передвижение и действие) можно изменить, выбрав геймпад в качестве альтернативы для клавиатуры. Прыжку не помешала бы добавочная чувствительность, потому что достичь места назначения не всегда удается, а еще авторы придумали регулятор дальности полета, позволяющий прыгнуть чуть выше при удержании соответствующей кнопки. Звуковых эффектов мало, зато были добавлены приятные музыкальные мелодии. Игру озвучил известный актер Валентин Смирнитский, выступающий здесь, скорее, в качестве рассказчика, не забывшего о редких комментариях главного героя в процессе перемещения по экранам.
Игра без труда поместилась бы на одном диске, но в России она вышла на двух и занимает около 750 мегабайт. При этом более половины места заполнено рекламными материалами: 2 одинаковых трейлера к этой же игре, комплект черно-белых эскизов и коллекция избранного арта, позволяющая проследить этапы работы художников. Наибольший вес занимает сюжетный видеоклип, составленный из видеовставок. Общая его продолжительность достигает 5 минут, но при этом далее некоторые его фрагменты многократно повторяются, что бессмысленно увеличивает размер файла. Местные видеоролики оставляют желать лучшего и напоминают слегка анимированный комикс. В каждой сцене Портос непременно должен перехитрить глупых стражников, что вскоре перестает радовать.
Графическое исполнение причудливо сочетает двухмерный фон и некоторые трехмерные объекты, к числу которых относится и главный герой. Анимации и спецэффектов недостаточно, художникам лучше всего удались роскошные залы, но по воле создателей им пришлось чаще рисовать темные подземелья. Иногда камера показывает интересные ракурсы крупных планов или даже ненадолго поворачивается на 90 градусов. Игру можно запустить в режиме окна.
Потенциал игры был реализован не полностью, из-за чего ее монотонность проявляет себя довольно быстро. В результате получилось нечто среднее между двухмерной и трехмерной аркадой, однако "Трем мушкетерам" по увлекательности очень далеко даже до игры 1994-го года "Disney's Aladdin", где каждый элемент геймплея был продуман гораздо лучше, а дизайн уровней отличался куда бОльшим разнообразием.