Продолжение акелловской саги о корсарах, вышедшей аккурат перед праздниками и обещавшей стать одним из самых ярких событий в игровой жизни, все ожидали с большим нетерпением. Еще бы, ведь после сделанных под присмотром Диснея "Пиратов Карибского Моря" (ПКМ), мнения в отношении которых разделись, разработчики обещали вернуться к вольной жизни и свободному геймплею первых "Корсаров" образца 2000 года, но только, разумеется, на новом витке технического прогресса. В "Корсарах 3" (легко и непринужденно мутировавших из "Корсаров 2") обещали и улучшенное графическое исполнение, и возможность захватывать колонии, и переработанный интерфейс, и новые способности, и новые приемы фехтования, и даже, представьте себе, мультиплеер. К превеликому сожалению, все эти переделки потонули под фонтанирующей лавиной багов, которая и задушила претенциозный российский блокбастер.
Знатный питомник насекомых
Собственно, с этого, пожалуй, и начнем. При первом запуске K3 ощущаешь себя стопроцентным бета-тестером, которому доверили потыкать пальцем в сырую и откровенно рабочую версию проекта (с подозрительным номером 0.99), который вываливается в "окошки", подвисает и натужно скрипит, шурша дисководом, буквально каждые несколько минут. Картинки загрузки локации намертво застревают на экране, игрок не может выбраться из собственной каюты после разговора с одним из своих офицеров, корабли отказываются ремонтироваться в море, даже имея на борту запас парусины и досок, при смене капитана корабля вдали от берега следует немедленный вылет, часть названий в меню и имена персонажей написаны по-английски, плюс еще ворох глюков с квестами, магазинами, офицерами, глобальной картой и прочая, прочая. К тому же из "финальной" версии почему-то вовсе не убрали "читерские" программерские утилиты, позволяющие, например, по F4 телепортировать себя и корабль на любой остров, а, переключившись на вид от первого лица на корабле, за пару секунд потопить неприятельскую посудину нескончаемыми(!) ядрами, выстреливаемыми со скоростью пулеметной ленты. Одумавшись, создатели таки начали выкладывать упитанные патчи, добавляющие лишнюю головную боль пользователям модемного dial-up'a, которые хотя и правят большее количество недоразумений (список исправлений включает более 80(!) позиций), но в тоже время умудряются добавить ряд новых. Например, у меня после установки 1.03 вдруг началась чехарда с управлением.
Получили корсарский патент...
От четко прописанного сюжета в этот раз решено было отказаться в пользу вольного круиза по волнам Карибского бассейна. Мол, плывите куда хотите и делайте, что душе угодно. Конечно, свобода - это хорошо, но все же большее внимание к персонажам и проработанный сюжет пошли бы игрушке только на пользу. Мимолетное вступление, в котором нам представляют двух главных действующих лиц - Блейза, приемного сына Николаса Шарпа (героя первых "Корсаров"), и его сводную сестру Беатрис, едва начавшись, тут же и обрывается, оставляя нас наедине с собственными мыслями. Половинка карты, которую всучил на пристани незнакомец, найдет свою "вторую половину" только после того, как герой дорастет до внушительного 10-го уровня. Здесь главная история, продрав глаза, вспоминает, что она все-таки есть, и продолжает развиваться дальше. Впрочем, первоначальный выбор между братцем или сестрой особенно ни на что не влияет, как, к слову, и стороны, на которую собираетесь "работать". В игре представлены четыре традиционные для Карибов XVII столетия нации - Испания, Голландия, Франция, Англия и, конечно же, разудалое Береговое братство. Альтернативных концовок, похожих, как две капли воды, выложили по пять штук для каждого из потомков Шарпа, но главная цель везде осталась неизменной. Захватить все колонии, создав новую республику, о чем в свое время так мечтал Николас Шарп, и стать вице-королем(королевой) архипелага. Выбирая своего виртуального двойника, можно также серьезно подкорректировать и уровень сложности игры, который варьируется в широких пределах и включает 11 пунктов. Начиная от скорости развития колоний и частоты случайных стычек и заканчивая временем на спуск/подъем парусов, перезарядку пушек и уровень искусственного интеллекта противников. Что ж, хоть что-то можно признать удачным.
Постращали народ на суше...
Игровой процесс со времен ПКМ остался прежним (былой движок, похоже, не сильно мучили), поэтому кардинальных изменений не наблюдается, зато перелопачиванию подвергся интерфейс, ряд организаторских моментов. Мы все также вольны плавать от острова к острову (всего их 18, из которых три необитаемы, а один пиратский), нанимать команду и офицеров, покупать новые корабли, улучшать свои характеристики, торговать, выполнять щепотку второстепенных квестов или губернаторских поручений, уносить ноги или, наоборот, топить или брать на абордаж проплывающие мимо флотилии. Бродить по островам отныне категорически запрещено, для пеших прогулок оставили только скромные портовые городки, где можно заглянуть в резиденцию губернатора, верфь, таверну и магазинчик. На верфи можно не только прикупить новое судно (всего имеется 6 классов судов, причем, если приобрести не соответствующее своему текущему рангу - начинаем получать штрафы ко многим умениям) или отремонтировать прохудившееся (забавно, но до установки патча ремонт мог обойтись дороже стоимости нового корабля), но и сменить ему тип парусов, добиваясь большей быстроходности и маневренности, а также модернизировать корпус. В ассортименте, помимо деревянных, есть еще с бронзовыми и медными пластинами, которые замедляют скорость, зато существенно улучшают крепость. Тут уж кому что больше нравится. Выбор палубных орудий, как и раньше, ограничен пушками и кулевринами, последние наносят меньше ущерба, зато дальше стреляют и быстрее перезаряжаются. В таверне можно, расставшись с небольшой суммой пиастров, узнать последние слухи (состряпанные как бог на душу положит) и нанять к себе офицеров и команду, которая разбита на четыре части: матросы, солдаты, мушкетеры и канониры. Офицеры, как и вы, набираются опыта, повышают умения и ко всему прочему периодически начинают требовать прибавки к жалованью. Если ее проигнорировать, то офицер легко может и вовсе уволиться. Нанятых помощников можно назначить на должности навигатора, боцмана, канонира, врача, казначея, плотника или бойца, в обязанности которого отныне входит функция сопровождения капитана при сходе на берег или драках во время абордажа или захвате форта.
Набор заданий, выдаваемых прохожими с огромными восклицательными знаками над головой или самим губернатором (он выдает патент, позволяющий делать карьеру, вершиной которой как раз и является чин вице-короля), крайне скромен и состоит всего из нескольких дежурных предложений: потопить указанный корабль, пленить рабов, перевести товар или пассажира куда попросят, сопроводить торговца. По мнению авторов, все это как раз и составляет "масштабный игровой мир - живой, многогранный и независимо развивающийся от действий игрока". Если первую часть утверждения в расчет можно не брать, то постепенное развитие мира действительно происходит. По волнам шныряют, обрастая жирком, корабли других искателей удачи с характерными зелеными парусами, города растут, предлагая большее количество товаров в магазинах и более опытных матросов и офицеров для найма на службу. В то же время крепчают и их форты, поэтому разбить их становится сложнее. Зато теперь появилась возможность захватить колонию (если нет желания ее просто разграбить или уничтожить) и сделать ее губернатором одного из своих офицеров. На подконтрольном острове можно модернизировать форт и выстроить массу дополнительных сооружений, повышающих уровень матросов и офицеров, позволяющих строить корабли более высокого класса и добавляющих лишних денег в казну - бараки, склады, церковь, верфь, морскую академию, золотую или серебряную шахту и т.п.
...и на море.
Морские баталии интереснее не стали, наверное, потому что модернизированный Storm Engine, поменявший вывеску с 2.0 на 2.5, но по-прежнему опирающийся на DirectX8, обучить новым фокусам было крайне сложно. По глобальной карте мы управляем маленькой лодочкой, уклоняясь от штормов, посредством традиционной раскладки WSAD, а при переходе на экран битвы или, подплывая к острову, уже отдаемся на волю ветра. Как и раньше, можно управлять кораблем с видом от третьего или, бегая по палубе, с видом от первого лица. Для смены маневренности предназначены три варианта установки парусов, а попотчевать наглеца дозволяется четырьмя типами снарядов: ядрами, бомбами, книппелями и картечью. На месте и меню быстрых команд (которые работают и в городе), что позволяют быстро пришвартоваться в порту или переместиться к ближайшей цели, в роли которой может выступать форт или парусник противника. Также быстрыми командами можно отдавать приказы другим кораблям своей эскадры, хотя их исполнение оставляет желать лучшего. Особый колорит морским сражениям добавляют ночные стычки, когда даже в подзорную трубу разглядеть очертания такелажа, подсвеченные фонарями на реях, бывает крайне сложно. С попавшим под горячую руку вражеским судном можно сделать всего две вещи: потопить или взять на абордаж. В последнем случае сначала нужно лично побегать по верхней палубе, помогая своим матросам расправляться с командой противника (а можно и тихо постоять в сторонке), а потом уже в капитанской каюте с честью выдержать дуэль с капитаном. После чего павший корабль благополучно грабится или включается в состав своей эскадры, а капитан становится рабом, за которого можно выручить солидный выкуп. Пленить можно и собственных пассажиров, если не бояться испортить отношения с их нациями, о которых сообщает новый экран "дипломатии".
Обросли соленой морской шерстью...
Как видно, захват чужого судна не в последнюю очередь зависит не только от состава и обученности команды, но и от уровня развития вашего собственного персонажа. Блейз или Беатрис набираются опыта, повышают свой ранг и дают нам возможность улучшить один из 12 базовых умений (максимальное значение, кто угадает? вы знали - 10). Список немного поменялся и теперь включает: авторитет, навигацию, тактику, пистолеты, фехтование, орудия, меткость, абордаж, защиту, починку, торговлю и удачу. Вдобавок к ним прилагаются вторичные способности, которые отдаленно напоминают то, что было в ПКМ. Еще разработчики любят сравнивать их с перками из Fallout. Каждая из таких способностей имеет несколько степеней развития, например, если желаете улучшить навигацию, то следует обратить внимание на способность "ловец ветра", которая в дальнейшем вырастет в "человек-парус" и потом "говорящий с ветром". Захватив корабль, можно пополнить инвентарь героя новыми подзорными трубами, шпагами и пистолетами - только эти три предмета разрешено навешивать на "куклу" себя любимого. Фехтование обросло новыми приемами и дополнительной полоской энергии, которая тратится во время ударов и самостоятельно восполняется со временем. Поэтому самая выигрышная тактика сводится к пинку противника и последующему изматывающему бегу вокруг него, пока энергия не позволит совершить новый пинок, число которых выросло. Теперь у нас в арсенале пять типов ударов, парирование, блок и отскок, плюс любимый пистолет, который за секунду может переломить исход уже, казалось бы, проигранного боя. Несмотря на все ухищрения создателей, серьезных подвижек в удобстве все равно так и не появилось. Даже возможность стрейфиться добавили только с патчем.
Полюбовались на закаты и оказались...
Графически "Корсары III" выглядят как очень незначительно измененная версия "Пиратов Карибского Моря" двухлетней давности. То есть практически с теми же плюсами и минусами. Морские виды уже не сказочно, но просто хороши, а колышущаяся на волнах лунная или солнечная дорожка еще вызывает в душе приятный трепет. Корабли лучше не стали, зато обросли матросами, которых заставили карабкаться по вантам и бегать по палубе, правда, при переключении на "вид из глаз" вся команда, как и прежде, загадочным образом куда-то пропадает. Путешествия по суше, увы, потеряли всякий интерес, и тут дело даже не в том, что для нас закрыли все, кроме малюсенького городка на побережье, а в том, что эти города удивительным образом похожи друг на друга, как и убранство однотипных магазинов, кабаков или верфей.
Звук стоит оценивать с двух сторон. Все что касается музыкального оформления, выполненного симфоническим оркестром под управлением А.А.Ведерникова, сделано очень стильно и откровенно радует слух. А вот озвучка персонажей уже ни в какие ворота - скрипит, хрипит и издает совершенно не свойственные человеческому голосу звуки.
Пару слов уделим появившемуся мультиплееру. Именно пару, потому что найти в Сети хоть один доступный сервер оказалось неразрешимой задачей. Если вам повезет больше, то знайте, что массовые морские баталии рассчитаны максимум на 16 игроков и включают четыре режима: "дефматч", "защитить конвой", "групповой бой" и "захват форта".
На дне...
Сдается, что у "Акеллы" не получилось реализовать все свои задумки, потому что уж больно спешили успеть с продолжением "культовой пиратской саги" к предновогодним и рождественским праздникам. Вот и выложили для всеобщего обозрения безобразную и кишащую дырами тестовую версию, которую еще не мешало бы погонять основательно на тестерах несколько месяцев, а то и больше. Впрочем, даже если всех жуков таки передавят патчи, уже добравшиеся до версии 1.04 (ну, хотя бы предположим), интересной игры из третьих "Корсаров" все равно не выйдет. Виной тому однообразные задания и локации, тупые и однотипные диалоги, состоящие из двух предложений, и какой-то неинтересный, застывший, впавший в "день сурка" мир, пиратствовать в котором, ну совершенно не хочется. И все-таки Корсары-3 умудрились стать самым ярким событием последних дней уходящего года: вот только, к сожалению, с большущим отрицательным знаком. Не иначе - сказалось проклятье "Черной Жемчужины"...