Джунгли выходят из моды, последний писк - уличные бои!
Выпустив два года назад атмосферный шутер Vietcong и дополнив его позднее add-on'ом Fist Alpha, чешская команда разработчиков из Pterodon, кажется, совершенно потеряла связь с реальностью. Все то, что являлось фирменным знаком серии, без тени сожаления было вышвырнуто на помойку, после чего с чистой совестью игру превратили в типичную и безвкусную стрелялку уровня криворуких бюджетных поделок.
Первым делом на свалку отправились джунгли вместе с их непередаваемым очарованием, попрятанными по укромным углам ловушками, умело расставленными триггерами, своевременными комментариями от членов группы и всем таким прочим. Отчего-то разработчики решили, что в сиквеле нам будет гораздо интереснее бегать по охваченному массированной атакой вьетконговцев городку и его окрестностям, чем рыскать по кишащим опасностями непролазным субтропическим лесам. И напрасно, ведь городских шутеров пруд пруди, а таких, как Vietcong, единицы.
Упомянутый выше удар, получившее название Tet Offensive ("Наступление Тет"), вьетнамские коммунисты нанесли 31 января 1968 года, надеясь подавить врага своей внезапностью. Южные вьетнамцы вместе с американцами, ничего не подозревая, чинно праздновали наступление Нового Года. Основным объектом нападения была выбрана бывшая имперская столица Вьетнама Хьюэ, куда направились более семи тысяч солдат регулярных войск, и в течение суток прибыло еще столько же. Но праздновать победу членам Национального освободительного фронта так и не довелось, очень скоро им пришлось оставить свои позиции, потеряв более тридцати тысяч убитыми и более пяти тысяч ранеными.
Именно в этом котле и приходится вариться капитану Дэниэлу Буну, сменившего на боевом посту Стивена Хоукинса и Уоррена Дугласа и играющему первую скрипку в новой одиночной кампании. Командование выдернуло своего верного сына прямо из теплой постельки публичного дома, чтобы он на протяжении тринадцати миссий только и делал, что бегал по улицам, спускался в канализацию, рыскал в домах или древних храмах, отстреливая толпы бестолковых "чарли".
Миссии плавно перетекают друг в друга, лишь на пару секунд спотыкаясь на экране загрузки, избавляя нас от необходимости разглядывать картинки штабных карт и вчитываться в дежурные брифинги. Изредка скучная зачистка территории и рутинные задания по спасению заложников разбавляются виртуальным тиром - прогулками на джипах, моторном катере или броневике, где нам всегда почему-то предлагают роль стрелка.
Компанию Буну иногда составляет несколько товарищей, но это уже совсем не тот отряд, что был раньше. С таким никакой каши не сваришь. Приказы теперь принято отдавать единственным курсором, который весьма напоминает тот, что был в Brothers in Arms. Прямо брат-близнец. Только не стоит полагать, что подопечные в точности выполнят приказ и вовремя окажутся под боком, когда в этом возникнет необходимость. Иногда вас успеют несколько раз "уронить на пол" (да здравствует ragdoll), прежде чем группа поддержки выбежит из-за угла. Впрочем, польза от них все же есть: и подлечат в случае необходимости, и боеприпасами всегда снабдят (а их понадобится немало, потому что в сиквел завезли более 50 видов оружия времен вьетнамской войны, чем чехи несказанно гордятся - на мой взгляд, напрасно). Да и в одиночку пробиться через пулеметные гнезда, засевших на крышах снайперов и радостно проявляющиеся толпы "из ниоткуда", учитывая ограниченное число сэйвов-чекпойнтов, крайне сложно. Даже на легких уровнях сложности одно-два ранения почти всегда фатальны, уже не говоря о "харде".
После окончания кампании за американцев становится доступна вторая - за вьетконговцев, этакий рояль в кустах и бесплатный бонусный довесок, который оказался почему-то в три раза короче главного "блюда". Здесь мы вживаемся в образ вьетнамского крестьянина, у которого убили всю семью и родных, заставив его взяться за оружие. Начинается кампания, кстати сказать, с его смерти. Главным отличием от игры за американца Буна является то, что тут мы носимся не по разрушенным городским улочкам, а уже по безвозвратно оплаканным было джунглям. Что не может не радовать, впрочем, с первым Vietcong'ом все равно это даже близко не сравнится.
В качестве десерта выступает мультиплеер, который снабдили небольшой щепоткой карт и стандартным набором режимов, куда затесались DM, Team DM, CTF, Assault и Coop, только не на ожидаемых картах из кампании, не надейтесь, а на специально для того созданных. Сетевая популярность у второго "Вьетконга", если судить по загрузке серверов, пока что получается гораздо меньше, чем у его предшественника, что и вполне объяснимо. Класс игрушки упал на порядок, и игроки это сразу почувствовали.
Да и как тут не почувствовать, если новый графический движок Ptero-Engine 3 так и не научился всем новомодным фокусам, а без них сейчас, сами знаете. Рассчитывать на достойное внимание просто даже как-то наивно, тем более с таким количеством появляющихся то тут, то там глюков. Вместо качественного скачка вперед нам предлагают лишь скромный шажок, а ведь за два-то года можно было бы сподобиться и на большее. Модели персонажей уважения не вызывают, техника средненькая, городские кварталы и внутренние интерьеры помещений (где можно пнуть считанное число предметов) вписываются в навязшие на зубах стандарты, туман невыразительный, вода вышла чуток поинтереснее. Откровенно расстроили "художественные" видеоролики с эффектом старой кинопленки, смотреть которые просто невозможно. Если в Pterodon действительно считают, что подобные размытые лица на мутном фоне способны навеять атмосферу Вьетнама 60-х, то на этот счет они серьезно заблуждаются.
Эту атмосферу вполне могла бы поддержать музыка, которая в первом Vietcong'е была одним из гвоздей программы. Видно, тот гвоздь кому-то серьезно мешал, поэтому его с хрустом выдернули, заменив нелепой и сумбурной безвкусицу. Мол, все так делают, так чем мы лучше. Теперь, к сожалению, ничем. В том числе, и потому, что как все.
Вместо надежды на качественное продолжение интересной темы Vietcong 2 превратился в надгробную плиту всего бренда. Лучше бы еще один add-on вылепили, право слово, чем совершенно никчемную стрелялку, без командного духа, тактики и живописных джунглей, которая проходится безо всякого интереса и забывается еще быстрее, чем заканчиваются эти кошмарные титры. Разработчики так уверены в своей неотразимости, что снабдили их десятками своих фотографий (явными претендентами на победу в конкурсе на самую нелепую позу, если бы таковой проводился), а нам строго-настрого запретили их "проматывать"! Впрочем, какова игра - таковы и титры. Как ни прискорбно.