Очередной перебежчик из приставочного лагеря, бряцая доспехами и бурча что-то непонятное на китайском наречии, пожаловал к нам в гости. Серия Dynasty Warriors появилась в 1997 году еще на первой Sony PlayStation и с тех пор ее популярность только растет. По сути, банальный слэшер, но в то же время отчасти напоминающий стратегию, когда на поле брани сталкиваются лбами две массивные армии, да к тому же густо приправленный историей Древнего Китая, настолько полюбился миллионам фанатов, что авторам оставалось только успевать менять порядковые номера. Особенно не терзая игровой баланс, занимаясь по большей части косметическими улучшениями, они уже успели порадовать консольщиков пятой частью, не считая разных ответвлений и дополнений. Нам же решено было презентовать немного облагороженную и причесанную под возможности PC версию Dynasty Warriors 4, которая вышла на PlayStation 2 еще в 2003-м году.
После выбора одной из трех воюющих за воссоединение Китая сторон, боевого генерала и конкретной миссии, мы оказываемся на месте сражения двух армий, когда сотни китайцев, сбившись в кучки по пять человек, отчаянно пытаются изобразить эпическую кучу-малу, штурмуя крепости и вражеские бастионы. Взяв бразды правления своим военноначальником с видом от третьего лица (и крепко выругавшись в отношении кривоногой камеры, не поспевающей за его прыжками и кульбитами), прорубаемся к противоположной стороне карты, чтобы обезглавить там лидера противной стороны. Собственной армией командовать никак нельзя, даже осадные орудия (баллисты, тараны, штурмовые лестницы) - не более чем бутафорские декорации, активируемые скриптами, а мы должны их лишь защищать. Ожидаемая и неизбежная, как рассвет поутру, - это то, чем тут обычно все и заканчивается. Со смертью легендарного полководца, окруженного дружной толпой верных охранников, битва автоматически прекращается, как, впрочем, и наоборот, с безвременной кончиной своего персонажа. Получается почти обычный beat'em'up, только на огромных картах с сотнями совершенно хлипких статистов, падающих замертво с одного взмаха клинка, и раздающемся на заднем плане шуме битвы. Кроме базового удара можно пользоваться парой дополнительных атак (одна из них расходует специальную полоску энергии) и кучей комбо, которые у каждого из более двух десятков героев уникальны. Также дозволяется покататься на лошади, предварительно сбросив на землю ее хозяина, или боевом слоне, а при желании можно даже пострелять из лука. Если к верховой езде особых претензий нет, то стрельба из лука, идущая с , однозначно требует дополнительной шлифовки. Хорошо еще никто почему-то не додумывается атаковать, пока мы целимся, хотя это и несколько странно.
Разнообразить рутинный процесс истребления бесконечных призваны несколько вещей. Во-первых, охранники. Перед началом побоища можно выбрать себе двух стражников (можно никого и не брать), которые неотступно следуют за спиной и понимают значения трех типов приказов: , и . Пользы от них не так много, но, во всяком случае, вреда точно никакого. После сражения телохранители повышают свои уровни, как и главный герой, а также его оружие (вплоть до девятого, хотя особо дотошные могут заполучить и 10-й). В перерывах между миссиями разрешается выбрать другого офицера (из доступных для данного королевства), нанять ему новую охрану, и понавешать бирюльки (одежку, амулеты, сферы), улучшающие разные показатели вроде силы ударов или дальности прыжков. Подобные бонусы в больших количествах вываливаются из солдат противника, а также их можно найти, круша бочки или ящики, которые как раз для этих целей тут и поставлены.
Во-вторых, офицеры соперника. Уничтожая элитных вояк, стоящих как минимум дюжины рядовых китайцев, мы не только понижаем моральный дух противостоящей нам армии, но и получаем возможность двигаться дальше к логову главного злодея. Как правило, он заседает в самом дальнем углу крепости, подступы к которому наглухо закрыты несколькими воротами, охраняемыми каждая своим офицером. Существуют и другой тип офицеров, защищающих особые проходы, которых обязательно следует убрать, чтобы исключить прибытие пополнения. Время от времени офицеры высылают приглашение на дуэль , которое можно принять или отклонить. Конечно, этак биться с ключевыми противниками несколько легче, когда под ногами не суетится неугомонная толпа, но все же как-то, согласитесь, неспортивно. Вокруг идет бой, а два героя, отгородившись ото всего, устраивают собственный Mortal Kombat. Победа в дуэли, которая длится всего 45 секунд (не успели добить - будет ничья), принесет повышение морали своей армии и дополнительные очки при подсчете итогов, а поражение, как нетрудно догадаться, смерти подобно.
Игровых режимов в Dynasty Warriors 4 Hyper насочиняли немало, что радует. Ключевым, конечно же, является кампания (Musou Mode), где мы выбираем между тремя королевствами (Вей, Ву и Шу), на которые раскололся Китай после падения правления династии Хань, своего полководца и отправляемся завоевывать провинции одну за другой. Кампанию можно проходить и вдвоем с товарищем, причем часть второстепенных заданий как раз на это и рассчитана, например, когда необходимо быть одновременно сразу в двух местах. Всего необходимо одолеть более 50-ти этапов на 17-ти картах. Каждая битва предваряется краткой исторической справкой о выбранном месте и действующих лицах, которую можно расширить, если заглянуть в пухлую и подробную . Если предложенные кандидатуры не удовлетворят, то в прилагаемом редакторе можно создать и нового бойца (а также и телохранителя), выбрав ему пол, модельку, прическу, доспехи и даже тип удара. В перерывах между боями демонстрируются крохотные ролики, склеивающие воедино сюжет и позволяющие глубже проникнуться в сложные причины междоусобиц в Древнем Китае. Помимо кампании имеется режим сводного выбора миссий (Free Mode), а также по кучке дополнительных развлечений, предназначенных как для одного, так и для двух игроков за одним компьютером.
Начнем с одиночных. На выбор имеем: Endurance, где нужно просто завалить столько противников, сколько получится; Time Attack - уничтожить сотню китайцев и как можно быстрее; Bridge Melee - в потасовке на мосту главное не просто колоть и рубить, но вышвыривать с этого самого моста; и Demolition, как нетрудно догадаться из названия, требует уничтожать разрушаемые объекты. Для двоих играющих (экран делится по горизонтали) предусмотрены также четыре типа состязаний, включающих: Showdown - битва один на один; Encounter - выяснение отношений в подслеповатом сумраке помещений; Influence - необходимо использовать имперскую печать, чтобы воссоединиться с союзниками и одолеть неприятеля и, наконец, Escort, предполагающий уничтожение обоза противника и защиту своего собственного.
Управление в DW4H типично для большинства приставочных портов и, мягко говоря, плохо заточено под возможности мышки (во время игры она вообще, увы, не используется) с клавиатурой. Камеру нужно постоянно , чтобы она висела за спиной, а не сбоку, а о выполнении сложных комбо не может быть и речи, когда со всех сторон наседают десятки разъяренных пехотинцев и разобрать, где свои бойцы, а где чужие, становится крайне сложно. Вот уж действительно - "смешались в кучу кони, люди..." Поэтому и получается, что рубим в основном одним-двумя простыми ударами, активируя в критической ситуации или схватке с припасенную на крайний случай спецатаку. Со временем привыкаешь, но, как говорится, скрипя сердцем.
Графика и звук также особых восторгов не вызывают. Даже с использованием антиалиасинга, динамических теней, анизотропной фильтрации, с выкрученным на максимум количеством персонажей и прочих модных ныне фишек смотрится детище Omega Force откровенно бедновато. Модели воинов в лучшем случае средние, анимация не блещет, спецэффекты так себе, а о размытых текстурах ландшафтов, которые разбавлены считанным количеством деревьев, замков или совсем уж колченогих ящиках даже и говорить не хочется. Видимо, все дело в том, что в основу игры уже в который раз лег своими дряхлыми костьми переработанный движок от Dynasty Warriors, создававшийся еще для PS. Примерно похожая картинка недавно мелькала в Gun, которому все же удалось выехать за счет неплохого геймплея. В DW4 нет и этого, каждая последующая битва напоминает предыдущую, и даже фокусы противных генералов, которые сподобились запускать ветряки, сбивающие с ног, активировать подземные гейзеры или скатывать с горы огромные валуны, почти не вызывают интереса.
Звук являет собой странное сочетание тяжелого рока (понятно, что для файтинга самое оно, но при чем здесь Древний Китай?) и весьма посредственных актерских работ.
Появление представителя легендарной серии с давно устоявшимися традициями и богатой родословной на наших мониторах с одной стороны нельзя не приветствовать, но с другой - уж больно специфический это продукт, требующий к себе особого отношения. После нескольких успешно пройденных миссий адреналиновый душ быстро сходит на нет, уступая место вязкой, монотонной рутине. Чего, увы, и следовало ожидать от типичной приставочной "мясорубки". Динамичной, но с посредственным техническим исполнением, детальной историей, но интересной лишь любителям копаться в архивах и никак не влияющей на происходящее, массой героев, предметов и ударов, многолюдной армейской массовкой, но в то же время крайне однообразной.