Сбежавший жених "Бьюсь об заклад на двадцать тысяч фунтов против всякого желающего,
что объеду вокруг земного шара не больше чем в восемьдесят дней,
то есть в тысячу девятьсот двадцать часов, или
в сто пятнадцать тысяч двести минут. Принимаете пари?"
Жюль Верн, "Вокруг света за восемьдесят дней"
Благодаря неуёмной фантазии Жюля Верна в 1872 году молодой английский аристократ по имени Филеас Фогг умудрился на спор совершить кругосветное путешествие за восемьдесят дней, что, безусловно, заслуживает уважения хотя бы потому, что ни самолётов, ни быстроходных судов, ни даже автомобилей в те времена просто не существовало. Во время своего путешествия Филеасу и его верному слуге Паспарту пришлось пережить немало головокружительных приключений, ставших затем источником вдохновения для многочисленных экранизаций, мультфильмов и постановок. Единственным жанром развлечений, где до последнего времени не существовало своей версии знаменитого романа, как ни странно были компьютерные игры. Исправить несправедливость взялась компания Frogwares, специализирующаяся на адаптациях приключений о Шерлоке Холмсе, а также выпустившая в 2003 году игру по роману Жюля Верна "Путешествие к центру Земли".
Я на тебе никогда не женюсь!
События игры "80 Days" ("Восемьдесят дней") хоть и основаны на истории, описанной в романе, но не повторяют его. На дворе 1899 год, то есть с момента путешествия уже минуло 27, что, впрочем, не мешает завсегдатаям лондонского Реформ-клуба вспоминать о Филеасе Фогге при каждом удобном случае, особенно если дело доходит до споров или пари.
В одном из таких споров престарелый Мэтью Лэвисхарт (Matthew Lavisheart) побился об заклад, что сможет за восемьдесят дней не только повторить путешествие знаменитого земляка, но и докажет всем, что он самый знаменитый в мире изобретатель со времён Леонардо да Винчи. Как и Филеас Фогг, английский лорд для придания весомости своему заявлению поставил на кон многое - не только все свои сбережения, но и титул. Поставить-то поставил, но когда способность трезво рассуждать вновь вернулась к почтенному лорду, он осознал весь ужас своего положения. Во-первых, он уже давно не мальчик, а во-вторых, патенты на его изобретения разбросаны по свету, и неизвестно ещё - сохранились или нет.
К счастью, у лорда был любимый племянник Оливер - сорвиголова двадцати двух лет от роду, готовый пойти на что угодно, лишь бы не жениться на невесте, заботливо выбранной для него родственниками. Недолго думая, дядя заключает с племянником сделку: пока Оливер совершает за него кругосветное путешествие, лорд делает всё возможное, чтобы отменить свадьбу и позволить молодому человеку остаться счастливым холостяком. Сказано - сделано, и вечером второго октября на закате солнца Оливер отправляется из Лондона в Каир, где вы с ним впервые и встретитесь, чтобы стать его верным Паспарту на ближайшие два с половиной месяца.
Большие гонки
За время игры вам предстоит посетить три континента и японские острова. Путешествие начинается в Каире, затем действие переносится в Бомбей, оттуда в Иокогаму и, наконец, на улицы Сан-Франциско. Каждый из четырёх городов не только полноценно представлен, но и полностью трёхмерен, что позволяет игроку по-настоящему ощутить себя путешественником, а не сторонним наблюдателем, разглядывающим альбом с красивыми фотографиями.
Впервые оказавшись на улицах Каира, невольно вспоминаешь последние игры серии GTA (Grand Theft Auto) - настолько красиво и правдоподобно передан город и его повседневная жизнь. Никто не мешает вам просто прогуляться по улочкам в своё удовольствие, поболтать о жизни с прохожими, купить "горячую крысу" (местный вариант "хот дога") на обед, полюбоваться закатом, стоя на смотровой площадке в окружении древних пирамид. Если вы утомились, осматривая окрестности, или на город опустилась ночь, то к вашим услугам отель, где за небольшую плату ваш герой получит чистую постель и завтрак.
Так как карты в игре довольно большие, то для перемещения по ним помимо самого древнего способа - на своих двоих, за небольшую плату Оливер может взять напрокат одно из транспортных средств, традиционное для данной местности. В Индии вы сможете прокатиться на слоне, в Сан-Франциско проехаться с ветерком на гоночном автомобиле, а в Каире почувствовать себя волшебником, путешествующим на ковре-самолёте.
В путешествии вокруг света вам также придётся воспользоваться куда более серьёзным транспортом, чем ослик Иа - кораблём, поездом и дирижаблем. Все три вида транспорта не просто присутствуют в игре номинально, на каждом из них вам действительно придётся попутешествовать. Например, если вы сели в Каире на пароход до Бомбея, то приготовьтесь к долгому путешествию, полному сложностей, загадок и опасностей. Чтобы пароход прибыл в Индию точно по расписанию, вам придётся изрядно попотеть: предотвратить террористическую атаку, починить механизмы, отвечающие за работу парусов, заделать пробоину в трюме, устроить цирковое представление и даже поработать барменом. Поезду и дирижаблю посвящены не менее захватывающие и продолжительные по времени уровни.
Здравствуйте, я ваша тётя из Бразилии
Во время путешествия вы повстречаете множество интересных, опасных и назойливых людей, имеющих то или иное отношение к героям романа Жюля Верна. В игре присутствуют: полковник Стэмп В. Проктор - участник битвы при Гетисбурге (он командовал отрядом, защищавшим стратегически важную кучу компоста); детектив Фикс - сын того самого инспектора Фикса, пытавшегося обвинить Филеаса Фогга в краже, миссис Ауда - индуска, в которую влюбился герой Верна, и которая в игре представлена в амплуа молодой и честолюбивой актрисы из Болливуда. Болливуда, спросите вы? А не рановато ли для 1899 года? На самом деле не рановато, тем более что игра едва ли претендует на хронологическую точность. Во время игры вы не раз услышите о людях и событиях, ставших известными многим позже, чем 1899 год. В то же время шутки о GPS, Стивене Спилберге, хоббитах и так далее не режут ухо, гармонично вписываясь в общий ход повествования, что ставит "Восемьдесят дней" в один ряд с такими играми, как The Curse of Monkey Island и Broken Sword. Если вы будете достаточно внимательными, то заметите много смешного и интересного не только в диалогах, но и в интерьерах домов и на улицах городов. Разработчики повеселились на славу, переиначив плакаты известных фирм и повесив на стену одного из офисов почётную грамоту на русском языке.
Кроме вышеперечисленных персонажей Оливер познакомится с эксцентричным немецким археологом; с певицей, обладающей необыкновенным по силе голосом; с метательницей ножей; с художником, разрисовывающим панцири черепах; с барменом - агентом ЦРУ; с директором цирка; с капитаном корабля, страдающим морской болезнью; с капитаном дирижабля, боящимся высоты, и ещё со многими не менее колоритными личностями. И всё же пальма первенства по количеству комичных моментов принадлежит не им, а "Обществу любителей и почитателей килта", членом которого вы опрометчиво станете в начале игры. Члены общества задались целью одеть всех мужчин в мире в килты, и вы непременно должны помочь им в этом. Не буду портить вам удовольствие, скажу только, что зрелище вас ждёт незабываемое.
Загадки и разгадки
Задания в игре не слишком сложные, и в то же время их нельзя назвать примитивными. Как правило, подсказки расположены прямо на уровне и для решения очередной головоломки вам всего лишь надо будет открыть третий глаз (и наладить связь с космосом).
Большинство заданий связано с рычагами и подбором комбинаций, но встречаются и уникальные загадки, например, в Индии вам надо будет принести в жертву змее приправы в правильном порядке, который записан на хинди, а в Японии подобрать код к сейфу при помощи масок театра кабуки.
Помимо традиционных для квеста загадок, в игре присутствует несколько аркадных заданий: вам придётся управлять дирижаблем, маневрируя между стаями обезумевших птиц, а также получить заданное количество очков в тире Луна-парка. Кроме того, вас попросят вернуть угнанный дирижабль, принять участие в археологических раскопках и даже обезвредить целую шайку грабителей.
Управление и прочие мелочи жизни
Управление в игре осуществляется с видом от третьего лица при помощи мышки и набора клавиш под кодовым названием "в сад", знакомого любителям стрелялок. Рекомендую обязательно научиться пользоваться картой, чтобы не плутать затем часами по уровням в поисках отеля или продавца цветов для икебаны.
В зависимости от уровня сложности, выбранного в начале игры: турист, путешественник или искатель приключений, вы либо будете постоянно нуждаться в деньгах, и смотреть в правый верхний угол экрана, где изображён календарь, либо будете вести спокойную и размеренную жизнь, наслаждаясь пейзажами и пешими прогулками. Для игроков, не любящих задания на время и выбравшим уровень сложности выше "туриста", неприятным сюрпризом может оказаться тот факт, что время в игре не стоит на месте, а постоянно движется вперёд, час за часом приближая "день икс" и уменьшая шансы на победу. Если вы не большой поклонник безумных гонок наперегонки со временем, то всё же лучше выбрать уровень сложности "турист", где и денег на дорогу даётся больше и фактор времени присутствует лишь косвенно.
Ложка дёгтя
К сожалению, несмотря на всё своё внешнее великолепие, игра не может претендовать ни на трон, ни даже на подступы к нему. Причин для этого несколько. Во-первых, игра крайне нестабильна, и без установки патча пойти её практически невозможно. Во-вторых, в игре много откровенных глюков - например, вы можете намертво застрять между ящиками или в один момент лишиться каюты, которая пропадёт в неизвестном направлении. И, в-третьих, для меня остаётся загадкой, почему в игре используется технология автоматической записи, и нет возможности сохраняться там, где хочется. Конечно, иногда такая технология встречается в компьютерных играх, но, как правило, это вынужденный шаг и касается это только игрушек, портированных с приставок. В данном же случае, игра вышла только в виде версии для персонального компьютера и такой ход со стороны разработчиков, особенно на фоне нестабильности движка, выглядит настоящим издевательством.
Графика и музыка
О графике можно сказать одним словом - восхитительно! Огромные, полностью трёхмерные пространства, с любовью прорисованные пейзажи: мосты, реки, озёра, погодные явления (дождь, снег, туман). Путешествовать по таким картам очень приятно, причём не перестаёшь удивляться объёму проделанной работы: в озёрах плавает рыба, в траве порхают бабочки, в небе носятся стаи птиц, на улицах валяется мусор, огрызки яблок, обёртки, бумажки. Сразу отмечу - нормально играть можно лишь при рекомендуемом гигабайте оперативной памяти, иначе вы обречены на долгое ожидание при загрузке очередного уровня.
За музыкальное оформление игры можно смело ставить высшую оценку. Ни разу за всю игру мне не хотелось выключить звук или сделать тише закадровую музыку. Звук в игре настолько гармонирует с картинкой, что воспринимается не как дополнение, а как часть происходящего на экране. В игре также много песен, а по окончанию каждого из четырёх больших уровней вас ждёт настоящий музыкальный клип в исполнении героев только что пройденного этапа.
Озвучка в игре также на высоте. Голоса героев озвучены добросовестно, с соблюдением акцентов и изрядной долей юмора. Не обошлось и без русских реплик, так что, даже не зная английского, кое-что вы всё-таки поймёте и без помощи словаря.
В игре присутствуют субтитры, что также облегчает понимание.
Вердикт
Безусловно, это самая удачная игра компании Frogwares, причём прогресс по сравнению с предыдущими проектами просто огромный, и касается это всех направлений: графики, сценария, музыки, озвучки и так далее. Если бы не проблемы со стабильностью движка, мы бы сейчас однозначно говорили об "одной из лучших приключенческих игр 2005 года".
Выпущенный патч устраняет фатальные ошибки, позволяя пройти игру до конца, и есть надежда, что в будущем проблемы с движком будут решены, и мы станем свидетелями появления на свет настоящего шедевра ("но осадочек-то остался").
"Восемьдесят дней" хочется порекомендовать всем, кто любит приключения и готов пуститься в долгое путешествие, прохождение которого занимает никак не меньше пяти дней с перерывами на сон и принятие пищи. В добрый путь!