Космические дрязги Что будет, если к очередным дежурным обещаниям выпустить сногсшибательный футуристический шутер от третьего лица (с горами оружия, управлением техникой, умными врагами, честной физикой и т.п.) присовокупить технологию Unreal Warfare и вдобавок писателя-фантаста с мировым именем, на которого возложили нелегкую задачку по сочинительству эпического сюжета, достойного стать началом планируемой трилогии? Шедевр? Проект, способный на крыльях успеха легко ворваться в десятку игр по итогам года? Да, наверное. Но в случае с Advent Rising мы имеем лишь заурядную посредственность, коим несть числа. Но обо всем по порядку.
Ожившая легенда.
Возможно, Орсон Скотт Кард и неплохой литератор, но сценарий для Advent Rising в итоге оказался слишком прямолинейным и предсказуемым. Если бы не качественно прописанные диалоги, местами занимательные, местами смешные, и неожиданный финт ушами в самом конце истории (почему-то после титров), то сочинительство второй части товарищу Карду не стоило бы доверять ни под каким соусом. Итак, высокоразвитые расы, объединившиеся с благородными побуждениями, давно промеж себя мусолили одну легенду, в которой говорилось про расу, которая сможет объединить вселенную. Называлась она Человечество и больше всего не нравилась четырехногим и двуруким ящероподобным существам, именуемым seekers (ищущие). Которые выискивали все людские колонии и уничтожали их без суда и следствия, швыряя из космоса огромные астероиды. Вы выступаете в роли молодого человека по имени Гидеон Вайет, которому суждено стать спасителем Вселенной. Ни больше и не меньше. Его старший брат Итан, невеста Оливия, а позже и девушка-пилот Мэрин Стил засасываются мощным сюжетным торнадо, которое, не сбавляя хода, через денек бдения перед монитором разбивается об вполне ожидаемую (в трилогии-то) to be continued... В промежуток между вступлением и заключением получилось запихнуть встречу с ранее неизвестной инопланетной расой аурелианцев, которые пришли предупредить о грозящей людям опасности в виде злобных пришельцев, битвы с seeker'ами на разных планетах, обретение Гедеоном сверхспособностей (правда, совершенно непонятно с какой такой стати), потерю почти всех близких ему людей (ближе к началу можно сделать выбор, кого спасать - брата или подружку, только потом счастливчик все одно погибнет) и финальные откровения возрожденной невесты, которые вызывают массу повисших в воздухе вопросов.
Если следить за перипетиями фантастического сторилайна еще хватает запала (благо создатели не поскупились на многочисленные и продолжительные видеоролики, сопровождающие буквально каждый чих, и занимающие из 5GB на жестком диске более 3-х, от чего порой создается впечатление, что мы не играем в игру, а смотрим кино), то интерес к геймплею безвозвратно угасает уже после первых же миссий. Никаких особых заданий тут выполнять не приходится, так что мозги можете оставить на полке - просто зачищаем крохотный уровень от монстров и благополучно переходим к следующему. И так - пока не надоест или не упретесь в титры. Разве что иногда попросят нажать кнопку, открывающую двери или поднимающую лифт, или продержаться некоторое время до подхода подкрепления.
Супермен...
Управление вряд ли можно назвать особенно удачным, хотя для порта бывало и много хуже. За каждую руку отвечает своя кнопка мышки, поэтому стрелять можно как сразу из двух , так и по очереди. Кроме того, помимо оружия, включающего вполне обыденные пистолеты-пулеметы, бластеры-шмастеры и гранаты (пушки имеются как земные, так и позаимствованные у пришельцев), Гидеон обладает и рядом сверхчеловеческих умений, что регулярно выдаются в контрольных точках повествования. Ничего особенного, конечно (защитный щит, ударная волна, fire bolts из ладоней, суперскорость, жонглирование в воздухе предметами или противниками), скорее приклеили для галочки, хотя помощь от них все же чувствуется. Скиллами можно пользоваться аналогично оружию, также любую способность на любую руку, как удобнее. Для облегчения боев с тучами двухметровых ярких кислотных раскрасок предусмотрено автонаведение, легко приклеиваемое к очередной жертве простой прокруткой колесика мышки. По мере прохождения оружие и способности и повышают уровни, позволяя наносить больше ущерба или увеличивать радиус действия. У первых даже появляется альтернативный режим стрельбы. Недостатка в боеприпасах обычно не ощущается, а здоровье в мире Advent Rising принято восстанавливать из настенных ящиков-аптечек, удивительно смахивающих на своих прародителей из Half-Life.
...с больными ногами.
Акробатические трюки авторам совершенно не удались, поскольку то, как наш герой бегает и прыгает, вообще ни в какие ворота не лезет. В дешевых аркадках и то порой изобретательнее кувыркаются, чем получается у Гедеона, перемещающегося с грацией плохо смазанного робота, да к тому же на почти негнущихся ногах. При такой бутафорской хореографии даже прыжок на соседний уступ может стать проблемой. Ни о какой честной физике и "тряпичных смертях" мечтать также не приходится, хотя разработчики и заявляли об использовании физического движка Karma, возможности которого почти нигде не проглядываются. Мебель и декорации намертво прикручены к своим местам, а рушатся стены только там, где ими помыкают скрипты. Последние высовываются на свет божий крайне редко, проявляясь по мере необходимости и только по делу. Разве что к можно отнести выбитые стекла или подпрыгивающие от ударной волны трупы поверженных врагов. Но вряд ли это кого-нибудь сильно развеселит.
Каскадеры, каскадеры...
Помнится, авторы обещали управление техникой - есть такое дело. Полеты на шаттле упомянем вскользь, а на местном багги остановимся чуть подробнее. Эту необычную машинку, способную одновременно поворачивать сразу четыре колеса, отличает какая-то странная физика. Безусловно, аркадная, но в то же время отдающая некими зачатками реалистичности. Например, в горку она едет натужнее, чем наоборот, а вот заносит ее вообще на каждой кочке. Благо, что с крыши на колеса она легко перевернется практически из любого положения. Посидеть в этом транспорте можно как за местом водителя, так и стрелка, а список дополнительных возможностей включает прыжки, кратковременное ускорение, позволяющее перемахивать через небольшие овраги, и полицейский разворот на скорости в обратную сторону. Остается лишь добавить, что миссий крайне мало.
По проторенной дорожке
Графика - типичная для гостя с приставки, страдающая от размазанных текстур, недостатка детализации, полупустых помещений, посредственных моделей персонажей, популярных несколько лет назад, далее по списку... Зато она может похвастаться бросающейся в глаза водой (хотя и не факт, что это вам понравится) и яркими, где-то даже попугайскими тонами, в которые выкрашены не только внутренности чужеродных кораблей, но и сами пришельцы. Довершают картинку черные полоски по краям экрана, призванные добавить эффект кинематографичности, и разноцветные энергетические сгустки, которые дружными гирляндами устремляются к вашей скромной персоне. Так что, если хотите жить - не топчитесь на одном месте, ведь сказано было, движение - жизнь. Видеоролики почему-то сильно разнятся в качестве, и если некоторые хочется пересматривать по нескольку раз кряду, то другие не терпится уже после первого просмотра. Сумбур, да и только.
Чего никак нельзя сказать о звуке, который получился просто выше всяких похвал. Голоса и эффекты вполне приемлемые, зато музыка - просто по высшему разряду. Эпические мотивы сменяются лихими боевыми, потом медленными лирическими, эстафету у которых перенимает запоминающееся хоровое пение. Подборка мелодий, вокал, оркестровое исполнение - все для того, чтобы душа развернулась, сжалась в кулак или проронила скупую слезинку именно там, где это задумывали создатели.
Однообразие и рутина
Несмотря на внятную и местами цепляющуюся за струнки сознания историю, играть в Advent Rising на удивление скучно. Могильщиками проекта оказались закадычные друзья - однообразие и рутина, которые берут бразды правления в свои руки с первых же секунд и не отпускают до самого финала. Плюс ко всему, ряд неприятных глюков оставляет скверный осадок. Например, можно посадить в машинку свою подружку, но она, как ни в чем не бывало, продолжит давать советы. Солдат, поставивший ногу на колесо, не замечает, что оно находится в добром метре от него, а ступня просто повисла в воздухе. Не всегда срабатывают нужные триггеры, поэтому приходится грузиться с последнего чекпойнта, недостатка в которых, к счастью, не ощущается.
Все еще ждем-с?
Наверное, только истые фанаты жанра после прохождения Advent Rising будут сгорать от желания познакомиться с продолжением, а ведь авторы замахнулись аж на целую трилогию. Будем надеяться, что у них хватит ума загнуть развитие истории в бараний рог, чтобы не смотрелось таким прямолинейным, подчистить свои оплошности в геймплее, поработать, наконец, с физикой и анимацией персонажей, а заодно отшлифовать управление. В ином случае, до логического завершения трилогии серия может и не дотянуть.