Самураи против демонов Довольно популярная на приставках серия Onimusha впервые увидела свет на PS2 в начале 2001-го года (тогда именовалась Onimusha Warlords) и с тех пор не переставала радовать боссов Capcom миллионными продажами и растущей амией поклонников. Первая игра весьма напоминала другую популярную линейку Resident Evil, только рассказывала не о битве полицейских и зомби, а о борьбе самураев с армией демонов, а действие происходило во времена феодальной Японии. То есть бродить приходилось по плоским, заранее отрендеренным задникам, выкашивая остро отточенными клинками толпы чудовищ, попутно решая относительно несложные головоломки. Вторая часть немногим отличалась от первой, а вот третья, продолжая сохранять дух предшественников, уже осмелилась шагнуть в полноценное 3D, хотя и с фиксированной камерой. К сожалению, до наших палестин Onimusha 3: Demon Siege добралась слишком поздно, ведь на Sony PlayStation 2 она вышла полтора года назад. Впрочем, уж лучше поздно, чем никогда.
Начинается Demon Siege со штурма дворца главного злодея всей серии Нобунага Ода. Уже дважды его благополучно отправляли в лучший из миров, но он категорически отказывался там оставаться, возвращаясь обратно. В этот раз он приперся во главе армии демонов Генма и стал захватывать провинции одну за другой. Блуждавший где-то долгие девятнадцать лет самурай Саманосуке Акечи (Samanosuke Akechi) также возвращается к исполнению своих геройских обязанностей, добирается до покоев Нобунаги, чтобы покончить с этим зарвавшимся негодяем раз и навсегда. Свое изображение персонажу Акечи подарил японский актер Такеши Кенеширо (Takeshi Keneshiro). В самый последний момент перед носом самурая возникает временной портал, который его и засасывает, после чего переносит прямиком из Японии 1582-го года во Францию, Париж 2004-го. Разумеется, не одного - парижские улочки быстро наводняют стада адских отродий. Как позже выяснилось, портал времени создал ученый Гильденштерн (Guildernstern), занимающий должность главного изобретателя в армии демонов, которому, видимо, строить каверзы в одной средневековой Японии показалось слишком скучно. Оказавшись в Париже, Саманосуке встречается с полицейским Жаком Бланком (Jacques Blanc) в исполнении Жана Рено, который тут же отправляется на пять столетий назад в прошлое. Где его встречает воинственный дух и кратко объясняет суть происходящего. Чтобы попасть в свое время Жаку необходимо сначала выполнить миссию - попасть во дворец Honnoji и помочь Саманосуке победить лорда Нобунага. Вот так и мыкается бедный полицейский в чуждой ему эпохе, впрочем, хорошо еще не один. Компанию ему составляет управляемый компьютером Саманосуке Акечи, который ни в какое будущее, представьте себе, не летал. Другой Акечи, совершивший марш-бросок в настоящее, носится уже по Парижу наших дней в сопровождении девушки-полицая Мишель, по совместительству являющейся невестой Жака.
Прыжки во времени происходят в игре регулярно, причем порой они так тесно переплетаются, что несколько раз сталкиваются лбами даже на просторах одного уровня. То мы наведываемся к Жаку в дремучую Японию, то с Саманосуке изучаем достопримечательности современного Парижа (Триумфальная Арка, Нотр-Дам, Эйфелева Башня), наводненного упырями Генмы. Посредником в общении между эпохами работает крохотная фея-девочка Ако, которая сопровождает героев и способна не только собирать предметы, до которых трудно добраться, но и передавать послания и переносить различные артефакты сквозь время. Например, когда Жак уже отчаялся завести свой мотоцикл, чтобы запрыгнуть с пристани на уплывающий в море корабль, его сын Генри передал Ако ключи, который она сей момент и доставила из Франции 2004 в Японию 1582. Хотя то и была лишь сценка, самостоятельно также можно переправлять предметы сквозь века, но только в специально отведенных для этого местах. Прогулки по двум мирам для полноты ощущений дополняются короткими экскурсиями и в третий мир - мир демонов (Dark Realm). А под конец приключений дадут поиграть и за третьего персонажа - подружку Жака, Мишель.
Бои с монстрами занимают в третьей части, отчаянно продолжающей цепляться за традиции серии, чуть больше половины времени, поскольку вторая отдана на откуп поиску предметов, изучению секретов и решению несложных головоломок: найдите ключ от двери, дерните рубильник, вставьте потерявшийся череп в замок на воротах... Плюс в округе разбросано большое количество паззлов, напоминающих , за решение которых награждают ценными, но не существенными для прохождения , к примеру, увеличивающими полоску здоровья. Поэтому поклонникам LotR: Return of the King или Chaos Legion просьба особенно не беспокоиться, эффектных кинематографических приемов здесь нет вообще, а толпа местных страшилищ редко где достигает отметки в десяток особей на одном экране, в основном предпочитая атаковать по двое-трое. После себя монстры оставляют болтаться в воздухе светящиеся души разного цвета, которые, как и раньше, необходимо собирать. Одни добавляют очки опыта (которые позволяют улучшить уровень доспехов или оружия), другие восстанавливают полоску магии, третьи (понадобится найти пять штук) позволяют превращаться в Онимушу - практически неуязвимого воина с убийственными атаками. Оружие у каждого из героев разное, к тому же оно используется как своего рода ключи для отпирания дверей с магическими печатями. Акечи предпочитает держать в руках различные мечи, в том числе и использующие магию, а также может пострелять из лука. У Жака есть автомат, хотя о нем вы будете вспоминать крайне редко, потому что куда интереснее пользоваться особым световым хлыстом (в арсенале даже несколько разновидностей). Этой занятной штукенцией можно и противникам внутренности повыпускать, захватить и бросить куда подальше, притянуть к себе и добить контрольным в голову, а еще перепрыгнуть через пропасть в тех местах, где расположены особые светящиеся . Часто их прячут по ящикам, чтобы еще больше все запутать. Мишель, поскольку не является ключевым персонажем, так и вовсе обошлась без магии, ее стезя - это винтовки, дробовик, гранатомет и ручные гранаты.
Управление никто и не думал подгонять под запросы "рыцарей мышки и клавиатуры", поэтому оно получилось крайне неудобным. Мало того, все пояснения в игре относятся исключительно к особенностям использования геймпада от PlayStation, что говорит совсем уж о наплевательском отношении к портированию. В глаза так и лезут , которые вы не найдете ни на одной клавиатуре. А, скажем, когда нам напишут, что для стрельбы из лука необходимо давить X при зажатой R1 - на самом деле означает использование комбинации Ctrl + Enter. Бардак в квадрате, вот что это такое. Сохраняться, по традиции, можно только в определенных местах (у магических зеркал), там же дозволяется прокачать уровень оружия/доспехов, а также обучиться новым приемам, пройдя тренировку. Вот это уже правильно, хотите потренироваться - всегда пожалуйста, ну а нет - никто ведь не заставляет.
На приставках Онимушу всегда хорошо принимали, не в последнюю очередь благодаря зрелищному видеоряду, выставляя рейтинги в районе 90, не стала исключением в этом отношении и третья часть. Только все это было давно и неправда, ведь те оценки были справедливы для PlayStation2 и полтора года назад. Сегодня же на PC игрушка смотрится весьма скромно. Даже трехмерность не помогла, поведение камеры от нас не зависит, а сделать двери открывающимися, а не в виде моментальных порталов, соединяющих две соседние комнатки, здесь так и не удосужились. Немного выбиваются из общего ряда компьютерные видеоролики, а в остальном - типичный jRPG/Fighting порт со всеми вытекающими. Угловатые персонажи, размазанные текстуры, крохотные помещения, дефицит монстров, куцые возможности для роста, неудобное управление и инвентарь. Боевую анимацию можно и нужно похвалить, физиономии актеров узнаваемы, хотя для Жана Рено полигонов стоило бы настругать и побольше. Я уже не говорю о картах, которые выглядят, как неумелый чертеж первоклассника. За игровую музыку, где Восток встречается с Западом, и озвучку можно не волноваться - все-таки звезды отдали не только свою внешность, но и голоса. Правда, ограничившись родным языком, Рено - французским, а Канеширо - японским, по-английски говорят их дублеры.
Подобьем баланс. Для серии это, конечно, ожидаемый шаг вперед, но конкуренты успели уйти гораздо дальше. Головоломки упростили, битвы стали заметно легче, зато похорошела графика и прибавилось динамизма. Фанатам серии стоит обратить внимание. Остальным особо рекомендовать не станем, но и отговаривать от приобретения воздержимся. Продукт, в принципе, добротный, без явных оплошностей, местами интересно, с проблесками атмосферы, но без всяких уважительных причин катастрофически опоздавший на встречу со зрителем. Как говорится, если бы по пять рублей и вчера, взял бы, а сегодня и по три - увольте.