Российские разработчики обычно не думают о создании экономических стратегий, ведь издателям гораздо проще переводить уже вышедшие за рубежом продукты, чем финансировать какую-либо новую концепцию. Сотрудники московской студии G5 Software выпустили такие проекты, как "Карибский кризис", "Красная Акула" и "Метро-2", а теперь решили попробовать свои силы в среде виртуальных магнатов, попытавшись смоделировать сферу транспортных перевозок. Результат получился удручающим.
Обучающий режим составлен из одного сценария, показывающего, как проложить первый маршрут и на этом же заканчивающегося, и 42-страничного руководства. Оформление и состояние последнего оставляет желать лучшего. Куски невыровненного текста перемежаются с картинками, большинство которых выполнено в низком качестве, поэтому их содержание не всегда удается разобрать. К тому же остро чувствуется нехватка корректора, потому что в мануале часто встречаются орфографические ошибки, пропущены знаки препинания и даже целые слова в некоторых предложениях.
Игровых режимов несколько. Однопользовательский - представлен "песочницей" и 2-мя кампаниями: в Техасе и на территории штатов Вашингтон и Орегон. Сценарии могут протекать в 3-х вариантах: свободном, где деловые контракты нужно заключать самостоятельно; стандартном, где контракты будут предлагаться игроку с возможностью опционального выбора; и линейном, где часть контрактов является обязательной, а в случае несвоевременного их исполнения засчитывается поражение. Уровень сложности можно отрегулировать, воспользовавшись одним из 3-х готовых вариантов или модифицировав конкретные настройки (количество оппонентов, их время старта бизнеса и активность, минимальные издержки эксплуатации и другие). Генератор карт позволяет создать случайную местность после определения количества городов, рек, лесов, характера ландшафта и уровня развития промышленности в регионе.
Предлагаемая авторами концепция не содержит ничего принципиально нового, кроме пары идей, и представляет собой аналог во многом урезанных возможностей игры "Transport Tycoon". Определившись с названием, собственным именем и логотипом компании, можно приступать к построению своей транспортной империи, которой на этот раз суждено ограничиться исключительно парком грузовых машин, так что кораблей, самолетов, поездов и автобусов вы здесь не встретите. В отдаленных уголках региона имеются различные предприятия, часть из которых остро нуждается в ресурсах, а другие просто не знают, куда деть уже давно готовую продукцию. После ваших усилий на карте появится точка отправления, лежащая рядом с каким-либо заводом, и точка назначения, которой может являться другая фабрика или объекты городской инфраструктуры. Эти точки получили название транспортных терминалов, между которыми и будет беспрестанно курсировать ваш автотранспорт.
Первый грузовик вам даже не разрешат приобрести, пока строительство терминалов не завершится. Позднее вы сможете сразу купить столько машин, сколько это позволяют сделать имеющиеся средства. Перед расширением автопарка каждый его новый экземпляр можно слегка модифицировать с учетом желаемых свойств. Так, грузовик гораздо маневреннее тягача, но не настолько вместительный. Обычный двигатель позволит снизить расходы, а его форсированный вариант позволяет обменять дополнительные затраты на бОльшую скорость передвижения. Каждый грузовик также необходимо привязать к одной из станций технического обслуживания, которые должны быть размещены где-то поблизости от той дороги, по которой ему придется ехать, чтобы он периодически посещал депо для своевременного ремонта. Не менее важен выбор кузова, предусматривающий возможный тип перевозимых грузов (рефрижератор для продуктов, цистерна для жидкостей, самосвал, платформа, фургон и т.д.). Даже если вы здесь ошибетесь, в момент посещения депо можно внести изменения в характеристики грузовика, обменять его на другой (при этом остаточная его стоимость списывается в счет вновь покупаемого) или просто продать.
Только теперь можно будет пригласить наемных шоферов. Водители различаются портретом, фамилией и опытностью, причем, более квалифицированные сотрудники будут стоить дороже. Для управления вашими машинами им потребуется права соответствующей категории (для грузовиков или тягачей), а за дополнительные средства можно якобы отправить работника на обучение, на деле обменяв некоторую сумму денег на покупку лицензии на перевозку продуктов или опасных веществ. Для создания экипажа магистрального транспорта пару водителей можно объединить в одну команду.
Процесс создания маршрутов отличается трудоемкостью исполнения, что особенно заметно на стартовом этапе. Вначале нужно выбрать ключевые терминалы, затем назначить машину и водителя, а потом убедиться, что не было сделано никаких ошибок. Если в желаемое место дорога еще не проложена, что случается редко, то это можно исправить, самостоятельно протянув новый путь, причем, мосты, туннели, эстакады и развязки сооружаются без вашего участия.
Игровой период протекает с 1960 по 2007 годы. Сфера исследований представлена периодическим появлением новых машин по достижению определенной даты. В игре нашлось место для примерно трех десятков моделей различных грузовиков, призванных обеспечить необходимый транспорт для любого маршрута. Для стимулирования обновления постояльцев гаража предусмотрены штрафы экологической полиции, налагаемые за чрезмерное использование загрязняющих воздух машин.
Объекты инфраструктуры включают транзитный склад для осуществления перегрузки товаров с одного грузовика на другой на одном маршруте. Магазины являются универсальными потребителями различной продукции. Для каждого из этих зданий возможно несколько уровней усовершенствования. Список производителей и потребителей включает около 2-х десятков различных сооружений, куда входят нефтезавод, заправочная станция, порт, ферма, поле, шахта, фабрики, лесокомбинат, верфь, химический, металлургический заводы и другие, а мусор, скапливающийся в городах, необходимо вывозить к месту сжигания. Время от времени можно будет заключить новый контракт, получив дополнительную прибыль от соединения заданных точек или, наоборот, заплатить штраф в случае провала.
Экономическая модель слишком упрощена. Взятый кредит нельзя вернуть досрочно, а тратить накопленные деньги можно разве что на новые грузовики и станции их обслуживания. Компьютерные конкуренты быстро осваивают территорию, но им не хватает агрессивности, поэтому они ведут себя так, словно человеческого игрока вообще не существует. К тому же обширные пространства позволяют долгое время и не беспокоиться о наличии соперников.
Интерфейс выполнен в типичном для жанра стиле, а его недостатками являются не везде удачно выбранные шрифты и пропадание части всплывающих подсказок за границами экрана даже на высоких разрешениях. Звуковые эффекты ничем не примечательны, а вот музыка получилась приятной и ненавязчивой. Мультиплеер поддерживает до 4-х игроков по локальной сети или Интернету.
Графическое исполнение, базирующееся на движке V8 Engine, выглядит устаревшим. Трехмерный ландшафт отображается в изометрической проекции. Большинство объектов являются двухмерными спрайтами, а для самых важных вроде грузовиков и терминалов подготовили несложные 3D-модели. Карту можно вращать на 90 градусов или масштабировать на несколько уровней, причем, некоторые постройки в любом ракурсе выглядят примитивными квадратиками. Движение почти всего автотранспорта условно, т.е. машины даже на минимальной скорости перемещаются настолько быстро, что это можно даже не заметить, а переключение светофоров от красного до зеленого света на дорогах происходит менее чем за секунду. Редким исключением из этого правила являются объемные тягачи, которые катаются чуть медленнее.
В одном из своих интервью разработчики отметили, сколько сил они потратили на узнаваемость карт территорий США. Задействовав аэрокосмические снимки и переработав их содержание, они получили, по их словам, крайне реалистичную местность. Если же посмотреть на любую из карт, то зрелище одиноких деревьев и пустующих земель огорчает, зато авторы и в библиотеку не забыли сходить, добавив в текстовые справки информацию об экономическом развитии затронутых штатов. Конечно, наличие виртуальных воплощений некоторых местных достопримечательностей - забавно, хотя на игровой процесс и не влияет, но возникает закономерный вопрос о том, почему российские разработчики взялись моделировать пространство другой страны вместо того, чтобы, к примеру, включить в игру карты регионов России или хотя бы остального мира.
На себя быстро обращают внимание некоторые технические проблемы. После входа в игру около минуты приходится лицезреть черный экран, а по длительному времени загрузки карт Hard Truck Tycoon может даже отобрать пальму первенства у "Казаков 2". Движок может не разрешить проложить дорогу на ровном месте или разобрать ненужный перекресток, что резко усложняет задачу по прокладке того транспортного пути, который вам требуется в настоящий момент. После выхода из игры ее ключевой процесс иногда так и продолжает числиться в системном списке, спокойно оттягивая ресурсы памяти, с чем справиться можно только принудительным закрытием соответствующей строки в менеджере задач. Более того, на официальном форуме уже накопилось достаточно жалоб, где пользователи удивляются невозможности вообще запустить игру при наличии у них компьютеров, полностью удовлетворяющих заявленным системным требованиям. Учитывая все вышесказанное, остается загадкой смысл решения создателей об издании своего творения за рубежом.
Реализацию скучной идеи Hard Truck Tycoon вряд ли можно признать удачной из-за многочисленных технических недоработок и огрехов по части геймплея. Если вас интересует правдоподобная экономика железнодорожных перевозок, наделенная достойной графикой, то взгляните лучше на "Railroad Tycoon 3" с его дополнением. Если же графика для вас и вовсе не важна, а ключевую роль играет масштаб и возможности транспортной сети, то обратите внимание на римейк знаменитого проекта 1994-го года - "Transport Tycoon", сделанный его же автором, вышедший в прошлом году и названный "Chris Sawyer's Locomotion".