Кофейные зерна проходят несколько стадий обработки, а затем из конечного продукта можно приготовить не один десяток горячих, холодных или даже алкогольных напитков, в которых кофе будет являться неотъемлемым ингредиентом, не говоря уже о том, что некоторые предпочитают покрывать шоколадом жареные зерна и употреблять их в твердом виде. Первые кофейни открылись в Персии в XVI веке, затем это же случилось в Вене, а вскоре подобная традиция покорила всю Европу. Деловые люди Англии каждый день общались за чашкой кофе, даже не догадываясь, что их встречи положат начало образованию Лондонской биржи и центра страховых сделок Великобритании, известного как "Lloyd's".
Без особых трудностей кофейные сети опутали территории США, чему способствовали законы некоторых штатов, запрещавшие посещение баров несовершеннолетними, которые быстро нашли замену запретным заведениям для встреч с друзьями. Российские предприниматели только недавно осознали потенциал кофейного бизнеса, поэтому найти место, где можно выпить кофе со всеми удобствами, теперь не составляет большого труда, если речь идет о крупных городах, а вот, как быстрее всего покорить регионы, пока неясно.
Студию Jamopolis Interactive основал разработчик Алекс Джеймисон (Alex Jamieson), в свободное время промышляющий также созданием веб-сайтов и комплектов тем оформления в стиле различных кинофильмов. Если в малобюджетных проектах "Name That Tune", "Age of Castles" и "University Tycoon" мистер Джеймисон выступал в роли дизайнера, то свою последнюю игру он создал почти без посторонней помощи.
"Кофейный магнат" за рубежом называется "Coffee Tycoon" и на деле является shareware-игрой, занимающей около 12 мегабайт и предусматривающей возможность скачать и опробовать бесплатную демо-версию, все ограничения которой могут быть сняты за 19,99 американских долларов. Усилиями локализаторов из "Руссобита" игра была полностью переведена на русский язык и помещена на целый CD-диск, более 80% которого заполнено рекламными материалами.
Обучающий режим представлен коротким руководством и несколькими советами на начальном этапе, хотя сама игра оказывается настолько простой, что ознакомление с ними вовсе не обязательно. Разумеется, начинать придется с определения названия своей компании, без чего не обходится ни одна экономическая стратегия. Далее последует выбор логотипа, представляющий не только знак вашего предприятия, но и его внешний вид. На выбор здесь доступно несколько вариантов: классический (подойдет для большинства посетителей), изысканный (для богачей), городской (для молодежи), экстравагантный (для эксцентричных) и техногенный (скромно, но со вкусом). Задний план будет представлен одной из пяти картинок, обозначающих различные города (Нью-Йорк, Чикаго, Сиэтл, Майами, Лос-Анджелес). Если пояснительный текст к некоторым мегаполисам содержит некоторые подсказки, к примеру, о том, где проще нанять персонал или выше спрос, то Нью-Йорку повезло меньше остальных, поэтому его описание скромно утверждает, что там вы найдете все, что нужно.
Для победы в игре необходимо собрать в своих заведениях один миллион постоянных посетителей. Игра протекает по дням, а о текущей дате дает представление календарь. Ваше влияние на происходящее в рабочее время минимально, поэтому остается лишь грустно следить за новостями. Последние обычно состоят из двух фраз, первая из которых уведомляет о поступлении денег, а вторая - о дневных операционных расходах, вычитаемых со счета кофейни в конце дня. В левой части экрана будет отображаться мнение посетителей о вашем заведении, к примеру, об уровне сервиса, качестве кофе или других случайных событиях, которых тут встретится несколько десятков. Так, если посетитель встретил поблизости друга, то это отразится на росте популярности вашего заведения. Как карточки в "Монополии", подобные происшествия могут нести положительный или отрицательный эффект, прибавляя денег, клиентов, новые филиалы или наоборот.
Нажав по кнопке "Конец дня" игра предложит распределить персонал на новую смену. Сотрудники делятся на 3 категории: бариста (те, кто непосредственно готовит и подает кофе), менеджеры и руководители. Если первые отвечают за выручку, то вторые занимаются привлечением новых посетителей, а третьи заботятся о расширении сети. Количество работников задается не числом человек, а процентным соотношением, которое в сумме по всем группам должно составлять 100%. Если вручную изменять пропорции вам не хочется, то можно просто кликнуть по иконке любой категории, что автоматически присвоит ей наибольший удельный вес (60%). Результат данного решения проявится не сразу, а только через 3-4 игровых дня, когда вы получите то, что заказывали.
Экономическая модель примитивна настолько, что ее следует называть аркадной. Если бы не кадровый менеджмент, то деньги вообще бы прибавлялись и вычитались после событий и без вашего участия. Остается загадкой, почему разработчик считает, что бОльшее количество менеджеров означает постоянный приток посетителей, будто они приходят не кофе пить, а на персонал любоваться и пересчитывать его списочную численность. В реальности же клиентов кофеен интересует именно возможность встретиться с друзьями в комфортной обстановке, а все остальное для них - лишь приятное приложение.
При таком раскладе игра могла ограничиться 5-ю минутами, поэтому автор решил пойти на хитрость, слегка ее усложнив несколькими возможностями и ограничениями. Так, нельзя открыть вторую кофейню, если у вас менее 10 посетителей (5 - минимальный порог для каждого филиала). Более того, свирепые банкиры запрещают хранить более 1 тысячи долларов выручки в одном филиале. В результате, коснувшись одного из лимитов, игра наведет вас на мысль о том, что больших денег вы не получите, пока не расширите сеть, а это, в свою очередь, не удастся сделать, пока вы не накопите должного количества посетителей. В случае успеха, как в аркаде, вас переведут на новый уровень, расширяющий максимально возможное число клиентов.
Деньги накапливаются довольно быстро, поэтому вполне понятно желание автора заставить игроков их тратить. Для этого предусмотрена сфера новых рецептов. Последние делятся на 3 категории: кофе и чай, эспрессо и добавки, в каждой из которых предусмотрено 12 отдельных вариантов. Так, прикажите подавать холодный травяной чай и получите прибавку в 5 клиентов ежедневно, что обойдется вам в одноразовую выплату тысячи долларов и потребует предварительно собрать в заведениях хотя бы сотню посетителей. Если же вы мечтаете о карамельном коктейле, то приготовьтесь расстаться с 25-ю тысячами, снимаемыми с банковского счета. Некоторые рецепты в расшифровке чуть ли не описывают способ приготовления напитка, в то время как другие довольствуются лишь краткой характеристикой.
Чем шире предлагаемый ассортимент, тем большее число посетителей к вам заглянет. Различные социальные и возрастные группы клиентов нашли отражение в 30 типах человечков, где найдется богатый наследник Ларри или умудренный опытом пенсионер Рейнольд. Данный аспект на игру не влияет, а призван лишь заполнить пустующее пространство зала.
В списке новых возможностей значится 6 категорий: филиалы, сотрудники, оборудование, здания, компания, реклама. Опять-таки тут можно обменять деньги на разнообразные бонусы, к примеру, открыв сразу несколько сотен филиалов за внушительный капитал, якобы поощрить сотрудников, заставив их привлечь новых покупателей, купить новый автомат, получив дополнительную прибыль, сократить расходы, заполучить большой одноразовый доход и т.д. В общем, все это и призвано мешать вам пробиваться к заветной цели, заставляя расходовать ресурсы и увеличивать продолжительность игры.
Прогресс можно сохранить, а парочка звуковых эффектов дополняется нудной джазовой мелодией. Графика включает десяток экранов для разных локаций и излишне упрощенную анимацию движений гостей. К переводу претензий нет (хотя на обложке указаны местами завышенные системные требования), а шрифты и общий дизайн можно с натяжкой назвать приемлемыми.
Если и дальше так пойдет, то рано или поздно в России займутся локализацией Flash-игр, а называть экономическим симулятором проект, где нужно постоянно нажимать всего 2-3 кнопки, почти не думая о происходящем, даже не хочется.