Уж послали, так послали... Вышедшая в 2003 году первая часть игры отличалась невысокой сложностью, яркой пластилиновой графикой и занятной атмосферой. С одобрения создателя мультфильма Александра Татарского и с легкой руки разработчика Александра Ефремова, написавшего сценарий и отвечавшего за программирование, и его команды, включившей около десяти человек, появился сиквел, во многом похожий на оригинал.
Мужик опять поссорился с Женой, которая зачем-то выбросила его любимую волшебную палочку в окно. Разумеется, разгневанный владелец отправился спасать потерянное имущество, но не успел, потому что палочка стукнула по голове ворону, которая превратилась в трехглавого дракона, подхватила нашего красавца-мужчину и выбросила его в далеком и неизвестном лесу. И придется ему теперь пройти сказочный мир вдоль и поперек, повстречаться с Бабой-ягой, которая отправит его еще дальше, Кощеем, от которого придется плыть на реактивной ванне, Штирлицем, Чапаевым, Серым волком, которому придется отомстить за агрессию, и даже колдующей Василисой Прекрасной, чтобы найти способ вернуться домой.
В общей сложности, игра включает 46 локаций, в список которых попала родная деревня с ее окрестностями, тридевятое царство, заколдованный лес и даже ледяная избушка. Бесполезных экранов здесь почти нет, т.е. в каждом месте нужно либо что-то взять, либо использовать. Сбор предметов сильно упрощен тем, что число активных точек на каждом участке местности сведено к минимуму (1-2), причем, визуально вещи почти всегда выделяются на фоне остальных декораций, поэтому их сложно не заметить. Для дополнительной помощи прилагается интерактивный курсор, принимающий форму большой руки при наведении ее на что-то ценное.
Главным предметом в кармане будет волшебная палочка, с которой герой никогда не расстается. С ее помощью можно осуществить чудесные превращения, казалось бы, бесполезных вещей в те, которые действительно необходимы. Несколько раз нам придется использовать предметы на самом себе или, наоборот, передавать их кому-то.
Вся игра разбита на 4 области, предполагая свой набор предметов, укладывающихся в неполный десяток, и заданий, главным из которых является нахождение отправной точки или транспорта для перехода на новый уровень. Все загадки выстроены очень логично, поэтому если тяжелую гирю не удается поднять, то нужно ее уменьшить, а уж если предстоит падать в большую яму, то, зная, где она, можно смело руководствоваться народной пословицей.
Кое-где встретятся забавные мини-игры, проверяющие наблюдательность, сообразительность и скорость реакции. Мужику придется необычным образом подобрать код к подъемному мосту, соорудить переправу через пропасть, манипулируя большим механизмом, пройти лабиринт с ловушками и даже сразиться с семью головами Змея Горыныча по просьбе Кощея.
Одной из отличительных черт квестов от Александра Ефремова является нестандартный для жанра подход к организации диалогов. Кликнул на собеседника - получил реплику, активировал где-нибудь триггер, взяв или сделав что-нибудь, и кликнул снова - получил другую или какой-то новый предмет. Все это негативно сказывается на продолжительности игры. В этой связи выглядит странным то, что разработчики называют всю совокупность локаций "огромным" пластилиновым миром.
После инсталляции игра запускается без компакт-диска в приводе, что порадует любителей делиться с ближними, а при вставке оного вместо автозапуска сразу предлагается удалить игру.
Интерфейс, выполненный в стиле "point & click", прост и удобен. Однако курсор, сделанный в виде стрелки, при касании значимой области начинает незаметно шевелиться, что можно не увидеть, а главное правило игры предполагает, что каждая вещь, попавшая в карман, обязательно должна быть использована до выхода из данной области. Панель с инвентарем можно свернуть "пробелом", правой кнопкой мыши можно сбросить неверно выбранный предмет, а на экране сохранений при попытке записать игру можно увидеть название локации, что помогает сориентироваться.
Игра создавалась на том же движке, но яркости у здешнего пластилинового графического исполнения не убавилось. Хотя максимальное разрешение экрана все еще равно 800x600, нельзя не заметить, сколько усилий художники вложили в наполнение окружающего мира забавными деталями и сочными красками, стремясь во всем сохранить дух мультфильма. Статичный скелет, смотрящий в окно, дополняется пьющим Кощеем и Серым волком с пластырем на морде, спросонья принимающим куст за Красную Шапочку. Анимации могло быть больше, но и та, что есть, удалась неплохо, а каждую вещь Мужик аккуратно сворачивает и помещает в бездонную шапку, что искуснее всего у него получилось с огромной ступой. Здесь нашлось место даже для нескольких интересных спецэффектов, когда с помощью бутылки от шампанского можно избавиться от одного вредного персонажа.
Музыкальное сопровождение содержит несколько мелодичных треков (примерно по одному для каждой области) с очень приятными аранжировками, правда, в некоторых локациях музыка почему-то исчезает совсем, оставляя игроков в полной тишине. Звуковые эффекты на этом фоне как-то теряются и вовсе не заметны, хотя невозможность манипулировать громкостью сопровождения из приложения можно отнести к недостаткам. Игру озвучивали несколько человек, но наибольший объем работы по этой части снова выпал Станиславу Садальскому, который со своей задачей справился прекрасно, в чем можно было и не сомневаться. В результате, пререкания находчивого Мужика и строгого Автора получились в лучших традициях мультфильма, но, если бы создатели потрудились сделать множество предметов на экране интерактивными, то они бы смогли не только резко увеличить сложность, о чем все поклонники их так долго просили и теперь будут это делать с новой силой, но и позволить игрокам еще дольше наслаждаться смешными диалогами.
Юмористическая составляющая построена на оригинальном сочетании сказок, реальности и особенностей пластилинового мира. Исследовать непредсказуемые локации интересно. Русалка привиделась разработчикам секретаршей с ноутбуком, оккупировавшей Волшебный дуб, а в тексте теперь звучат такие слова, как "Терминатор" и "бонусные скидки".
Короткие видеоролики оставляют приятное впечатление, но для их просмотра понадобится пакет видеокодеков Intel Indeo 5.06. Тем, у кого он или его более поздняя версия уже есть, можно не беспокоиться, а вот все остальные найдут необходимую программу на первом диске.
Как показывает игра, для создания хорошего сценария к отечественному квесту вовсе не обязательно неумело копировать идеи кинофильмов, пытаясь завлечь еще и их аудиторию. Простая и всем понятная история о русском Мужике, снова потерявшем дорогу домой и попутно попавшем в сборник русских сказок, получилась настолько интригующей, что до финала захочется дойти всем, кто познакомится с завязкой. Пускай здесь низкое разрешение, а герой обычно ходит слева направо, но это все равно лучше, чем заполнить игру некрасивыми и мрачными однотипными задниками, как в "ШтырлиТце". Конечно, опытные геймеры снова справедливо пожалуются на невысокую сложность и крайне малую для двух дисков продолжительность, зато игра прекрасно подойдет для новичков, желающих впервые попробовать свои силы в жанре. Хотелось бы, чтобы к следующей части приключения авторы все-таки прислушались к просьбам покупателей.