Предатель Рейха После продолжительной спячки отечественные разработчики вдруг, словно сговорившись, начали засыпать нас шутерами от первого лица, которые вполне в состоянии не то что конкурировать, а заткнуть за пояс ряд западных проектов. До касты небожителей еще далековато, но подобная прыть в любом случае уже впечатляет. Итак, после "Вивисектора" и "Метро-2" к нам в окошко за раздачей слонов постучался "Восточный фронт: Неизвестная война" от воронежской студии "Бурут", авторов, мягко говоря, неоднозначного "Kreed'a" и "Златогорья". Рост профессионализма налицо и, даже несмотря на ряд программерских ляпов, излишне завышенные системные требования и бестолковую озвучку, перед нами, безусловно, не проходная и явно претенциозная игра, заслуживающая внимания всех поклонников самого популярного из жанров.
Секреты Тибета на службе нацистов.
Сюжет, плещущийся в ванне с альтернативной историей, не является сильной стороной "Восточного фронта". Нам в очередной раз рассказывают дежурную притчу о том, как нацистская Германия использует оккультные методы для создания живых мертвецов и настоящих машин смерти - Универсальных Солдат. На негнущихся плечах которых и готовится завоевать весь мир. Дескать, в 1938-м году немецкий ученый Эрнст Шеффер (в видении бурутовцев - очень смахивающий на артиста Моргунова) отправляется в Тибет (разработчики, кстати, утверждают, что так оно и было на самом деле - никак подглядывали), где и раскрывает секрет воскрешения мертвых. По возвращении домой злой гений возглавляет проект научного подразделения СС "Ананербе", занимаясь возвращением к жизни погибших немецких солдат, а после и промыванием мозгов живым военнопленным. Загвоздка непростой процедуры пробуждения состоит в том, что оживший труп начинает беспрекословно подчиняться приказам первого человека, которого увидит, разув после мертвецкого сна глаза.
На беду герру Шефферу вовсе не он был первым, кто попался в фокус возрожденного Карла Штольца, некогда немецкого офицера, погибшего летом 44-го от рук французского Сопротивления. Вместо ученого это оказалась забежавшая "по делам" в психлечебницу девушка-партизанка Мария, приказам которой новоявленный UberSoldier и начинает подчиняться, уничтожая до основания амбициозный проект Третьего рейха. Сначала слепо, а потом и более осознанно, поскольку разработчики решили разбавить скучноватую историю неким налетом романтических чувств. С чего вдруг бравому фашисту, убитому партизанами, вдруг захотелось сменить ориентацию - оставим на совести сценаристов. На протяжении 12-ти миссий одиночной кампании мы по доброй традиции расстреливаем несколько сотен фрицев, воюя бок о бок с ополченцами в разных уголках старушки-Европы, чтобы в итоге столкнуться нос к носу с последней модификацией суперсолдата (тупой и лишенной даже искры интеллекта) и полюбоваться на то, как два живых мертвеца попытаются стать новой ячейкой общества.
Галопом по Европам.
Несмотря на лишенный интриги сторилайн, геймплей явно не дает заскучать и до финальных титров пролетаешь практически на одном дыхании. В зависимости от выбранного уровня сложности и расторопности играющего процесс выкорчевывания вредоносной идеи Вермахта может растянуться от шести до восьми часов. Карты получились интересными, насыщенными объектами и событиями, к тому же не копирующими друг друга, и упрекнуть их по большому счету не в чем. Редко когда необходимо просто пройти из конца в конец эпизода, уничтожая всех на свое пути - то надобно задействовать машинерию, например, чтобы разломать краном стену, раздобыть динамит и взорвать танк, нефтехранилище или зенитку. Кровавая возня с психами сменяется экскурсией на секретный завод в Чехии, потом локомотив повествования делает остановки в Институте Аненербе, военно-морской базе, немецкой подводной лодке, тюремном комплексе, где томится брат лидера Сопротивления, рядом со штурмуемом силами союзников бункером на морском берегу (привет, D-Day!), и жмет на тормоз возле секретного комплекса Ze-8. Наиболее выделяющейся из общего строя была забавная миссия на подводной лодке, где сначала приходится в одиночку вырезать личный состав субмарины, потом торпедировать (мини-игра а-ля "Морской бой") все корабли по соседству и на сладкое расстрелять из парочки палубных пулеметов атакующие самолеты и торпеды, которые они сбрасывают. Если где-то еще и можно осмотреться и собраться с мыслями, то только не в случае с нацистской U-571. А вот от управления транспортом разработчики отказались, и, надо сказать, ничего при этом не потеряв. Зачастую бок о бок со Штольцом бегают товарищи из партизан (отчаянно пытаясь эмулировать военные баталии из Call of Duty, когда над головой летают самолеты, под ногами рвутся бомбы, и одновременно стреляют с разных точек с десяток автоматчиков) которых легко опознать издалека по ярким желтым меткам над головой, но только толку от них не так много. Командовать здесь никем нельзя, да и мрут товарищи как мухи, тупо подставляясь под пулеметные очереди или забывая отскочить от залетевшей под ноги гранате.
Выпускники старой школы.
Искусственный интеллект противников (в наборе несколько моделек солдат и офицеров, безоружные, но не менее опасные психи, суперсолдаты, встречающиеся всего пару раз за игру, и единственный финальный босс, намертво застрявший в своей крохотной комнатушке), впрочем, немногим лучше. Недостижимым изяществом F.E.A.R здесь и не пахнет, но и слишком уж тупых промашек фрицы стараются не допускать. Метко стреляют с любого расстояния, регулярно кидаются гранатами, прячутся за ящики а, находясь вблизи, стараются побольнее запинать прикладом. Единственное, что осталось непонятным - почему все они категорически отказываются преследовать Штольца, если он находится, скажем, в другом конце коридора. Так и будут стоять на своих местах, огрызаясь очередями и топчась на расстоянии в пару метров, но в атаку не побегут. И еще одно разочарование: обычно в конце очередной сказки о проделках нацистских ученых нас ожидали толпы модифицированных мутантов или полумеханических терминаторов, справиться с которыми было намного сложнее. Здесь же в этом плане наблюдается полный штиль, два раза появились эти самые uber'ы, поискрили молниями, покидались смерчами, и пропали. Нехорошо.
А пули висят, пули...
Зато скудность разновидностей пушечного мяса авторы попытались компенсировать необычной способностью, которой владеет Карл. Откуда она взялась - никто толком не объясняет, да и проку от нее в действительности не так много (например, опробовав вначале, я потом и не вспоминал), но сама по себе вещь довольно занятная. Штольц способен окружить себя защитным силовым полем (вокруг игрока появляется полупрозрачная цилиндрическая стена с "водным" эффектом), которое останавливает пули. Именно не замедляет (никакой Матрицы - чур меня, чур), а останавливает - кусочки свинца намертво прилипают к щиту и поворачиваются вместе с взглядом играющего. Правда, благополучно отсидеться за этим мистическим саваном не получится, он предательски задерживает пули не только, летящие в Карла, но и выпущенные из его собственного оружия. Желающие могут также немного поразвлечься, бегая с этим щитом и протыкая засевшими в нем пулями недоумевающих нацистов. При отключении щита пули либо просто свалятся на пол, либо, если энергии будет достаточно, полетят в сторону прицела. Энергия для магического барьера, который действует по обычному принципу "включил/выключил", восполняется за счет банальных убийств.
Еще одной интересной, но на практике столь же бесполезной побрякушкой, стала "новаторская система эмоций", позволяющая развить возможности главного героя. Одна из них называется "ярость": если вы заколете ножом трех противников за короткий срок (полоска и иконки черепов в правом нижнем углу подскажут), то к максимальному значению жизни "щедро" добавят лишнюю единичку. За всю игру у меня получилось "раскачать" здоровье таким образом всего на 4 пункта, правда, специально этим не занимался. Да, собственно, и незачем, поскольку аптечек в игре не просто много - море, валяются по всем углам и вываливаются из поверженных фашистов через одного. Вторая эмоция, "злоба" - совершите три хэдшота за аналогичный отрезок времени и полоска энергии, отвечающая за временный щит, немного подрастет.
Арсенал оружия Штольца, весьма, замечу, презентабельный внешне, включает штык-нож, с которым он никогда не расстается, три вида пистолетов, несколько винтовок, включая со снайперским прицелом и штурмовые, пистолет-пулемет МP-40, знаменитый пистолет-пулемет ППШ-41, ручной пулемет MG-42, а также гранатомет "Панцершрек" и огнемет "Феникс". Плюс один тип гранат и стационарные пулеметы, которые оказываются неплохим подспорьем при "общении" с выбегающие толпами фрицев. Одновременно с собой разрешается носить три типа огнестрельного оружия (пистолет, легкий пулемет и тяжелый), одно ультимативное спецсредство вроде базуки или огнемета и пучок гранат. При смене оружия одного типа, например, если закончились патроны, старое придется, скрепя сердце, выкинуть.
По стопам "Разрушителя".
Не в последнюю очередь погрузиться в атмосферу "Восточного фронта" помогает вовсе даже не кустарная графика и вызывающий уважение физический движок. Впрочем, по уже сложившейся традиции, для любования местными красотами вам понадобится очень серьезный компьютер, конфигурацию которого вы можете подсмотреть в системных требованиях, причем ориентироваться следует вовсе не на минимальные, ради которых придется пожертвовать большей частью модных эффектов. Усовершенствованный "мотор" от Kreed (X-Tend 2) способен выдать весьма приличную картинку с четкими текстурами, обилием бампа, шейдерными эффектами, нормальным светом, дымом, горящим воздухом и качественной анимацией. Прямо залюбуешься, как оглушенные близким взрывом гранаты "зольдатен" начинают, склонив голову, переступать с ноги на ногу и затыкать руками уши. Ну, а чтобы шероховатые и облезлые стены с естественными щербинками, царапинами в подтеках и ржавчине не чувствовали себя одиноко, комнаты и коридоры щедро завешали нацистскими плакатами и уставили мебелью, которую можно пинать и разрушать, разламывая буквально на досточки.
Местный физический движок ничуть не уступит знаменитому Havoc, ибо обучен практически тем же трюкам, то бишь обсчету силы трения и прочности объектов, учету смещения центра массы, характеру разрушения и т.п. Противники обожают скатывать вниз по лестницам взрывающиеся бочки, ну и мы отвечаем им тем же - расстреливая эти адские контейнеры-хлопушки издалека. Погибшие фрицы, потеряв каски и кепки и лихо разбросав по округе свой скарб, начиная от саперных лопаток, фляжек и биноклей и заканчивая боеприпасами и аптечками (снимите фрица на вершине здания и, возможно, его аптечка упадет вам прямо под ноги), естественно оседают на пол, скатываются по перилам или, цепляясь всем чем только можно за строительные леса, медленно и поучительно падают с большой высоты. А после взрывов даже умудряются подпрыгивать, находясь в другой комнате и за толстой стеной. Редкий случай, когда ragdoll не вызывает отрицательных эмоций. Кроме того, здесь присутствует масса мелких объектов, начиная от книжек или медицинских приборов, которые не прибиты гвоздями к своим местам. Представьте себе стол, на котором лежит груда всякого мелкого хлама, отстрелите у него ножку, и он повалится и рухнет, увлекая за собой и все содержимое верхней крышки. Нетрудно представить, какой бедлам может случиться, к примеру, в учебном классе, где можно сдвинуть с места любую парту, если кинуть туда гранату. Жаль подобрать что-то кроме оружия или аптечек с патронами здесь не разрешается, а баррикадировать двери так и вовсе без надобности.
Мухи в супе.
Впрочем, есть в этой бочке меда и полновесная ложка дегтя. Например, персонажи временами начинают дрожать и дергаться, казалось бы, на пустом месте. Показательна в этом случае вступительная сценка, когда Штольц едет в автомобиле. Немало грустных слов вспомнилось, когда пришлось покататься на местных люльках и лифтах. Вот только представьте себе, что вы садитесь в лифт, жмете кнопку, он начинает подниматься, а вы в это самое время странно так подпрыгиваете, неожиданно проваливаетесь сквозь пол и падаете в черное ничто! Пришлось несколько раз помучаться, чтобы пройти эти дурацкие места. А как выглядит в любовной сцене на корабле Мария - словами не передать. Почему нельзя было их хотя бы один раз отсмотреть, совершенно непонятно. Для наглядности попробую описать эту чудо-картину маслом: палуба корабля, двое стоят у поручней, он загадочно смотрит вдаль, а она - нижней частью туловища обращена строго к перилам, а верхней развернута совершенно в противоположную сторону, да еще согнута в три погибели... и при этом они еще и разговаривают. Бррр...
Противоречивые чувства вызывает и озвучка. Если к музыке, эмбиентам, стрельбе из "стволов" особых замечаний нет, то к голосам, простите, актеров масса. Мало того, что начитывают свой текст без особого выражения, так еще и умудрились вложить в уста немецких офицеров совершенно какие-то базарно-дворовые обороты. Очень сомнительно, чтобы бегущие в атаку фрицы кричали нечто вроде "мочи его", "выходи, собака", "иди сюда, козел", "ща рожу бить буду" и т.п. Совершенно непонятны и дикие крики "А-а-а..." при загрузке сохраненной ранее игры. Будто при своем появлении каждый раз неудачно наступаем кому-то на ногу, причем на самую больную мозоль.
Зачет.
И все же, несмотря на ряд недочетов, игра заслуживает того, чтобы на нее обратили внимание, потому что плюсы ощутимо перевешивают. Симпатичные этапы с современного уровня графикой (пусть и не высот Doom 3) и нормальной физикой, затягивающий геймплей, нормальная подборка оружия и вменяемые противники позволяют закрыть глаза на ряд промашек, "озвучку студентами", отсутствие мультиплейера или дополнительных игровых режимов (хотя упоминание об "оригинальном многопользовательском режиме" до сих пор маячит на официальном сайте проекта) и далеко не литературный стиль изложения, похоже, что пригласить профессионального сценариста или писателя никто так и не догадался. В итоге - интересный и запоминающийся шутер, не хит, но и не аутсайдер, пусть и с безнадежно избитым сюжетом, но на который вовсе не жалко вчистую потраченного дня.