Закон улиц. "Только мертвый негр не идет играть в баскетбол..."
"Запрещенные барабанщики"
Crime Life: Gang Wars еще задолго до выхода многие почему-то принялись сравнивать с GTA: San Andreas'ом, хотя эти игры совершенного разного плана, хотя, конечно, обе и описывают жизнь главного героя, состоящего в негритянской уличной банде из бедного квартала. Если GTA - это экшн от третьего лица со свободной камерой, причем вождению там традиционно уделялось больше внимания, чем пешим прогулкам, то Gang Wars - типичный изометрический (с четко фиксированной камерой, которая позволяет менять лишь масштаб) beat-em-up с элементами стратегии - и никаких автомобилей! Кстати, весьма напоминая предыдущие гангстерские истории от Hothouse Creations - серию Gangsters. Только на этот раз экономика и микроменеджмент были отправлены в отставку (здания покупать нельзя, специальных способностей у бандитов нет и т.п.), а главную ставку разработчики сделали на уличный мордобой.
Так, впервые мы встречаем товарища по имени Tre не где-нибудь, а на арене уличных "боев без правил", где он должен намять бока татуированному негру, рядом с которым выглядит сущим цыпленком. Во время поединка нам подробно описывают способы применения различных спецударов (часть становится доступна только при наполнении на треть особой полоски "адреналина") и комбо, которых действительно много, намекая, мол, что драться впредь придется много и часто. Собственно, уличные разборки занимают практически все игровое время. Не со шпаной из конкурирующей шайки приходится за клочок территории воевать, так с приставучей полицией или владельцами магазинов, которые почему-то совершенно не расположены к тому, чтобы за просто так распрощаться со своим товаром. Чтобы недовольные оказались посговорчивее, весомыми "аргументами" в споре могут выступать бейсбольные биты, ножи, полицейские дубинки, огнестрельное оружие или коктейли Молотова. Причем расправы выглядят максимально жестоко: кровь тут экономить не принято, а камера с готовностью замирает, максимально откровенно и цинично демонстрируя десяток способов, коими можно лишить человека жизни. Подобная циничность, видимо, и послужила в результате поводом для Family Media Guide включить Gang Wars в десятку самых брутальных и жестоких игр этого года.
Как и положено настоящему гангстеру, Tre начинает свой подъем по иерархической лестнице, не гнушаясь грязной работы и бегая на побегушках у Big Dog'a, лидера группировки Outlaws. Задания, кои включают и погромы с вандализмом, и грабежи в богатом районе, и дворовые стычки, и уличную войну "стенка на стенку", и участие в подпольных боях (на которые к тому же можно делать ставки) будущий гроза улиц получает в виде SMS-сообщений. В вымышленном мегаполисе Grand Central City, где на наших глазах и разворачивается действие этой криминальной драмы, за выживание приходится бороться с промышляющими подпольной торговлей оружием The Pogue Mahones, одевающимися словно группа клоунов The KYC, и главными противниками Outlaws - Head Hunters, руководит которыми отъявленный головорез Justiss, мечтающий подмять под себя весь город. По ходу дела Tre не только по-черному бедокурит на улицах, но и узнает о тайных делах своего шефа, идет на сговор с копами и попадает в тюрьму, чтобы спасти близких ему людей, и, наконец, нос к носу сталкивается с наводящим на всех жуткий страх толстячком Justiss. Финал получился крайне печальный, как в известной "старинной итальянской" песне "Уно моменто". Видимо, именно здесь и кроется тот самый урок морали, который грозились преподать создатели.
Нередко за компанию с Tre бегают несколько членов банды, без которых справиться с превосходящими силами противника (например, чтобы захватить район - чем больше там будет ваших людей и меньше конкурентов, тем быстрее он перейдет под контроль Outlaws) было бы очень непросто. Руководить подчиненными напрямую нельзя, зато можно отдавать четыре типа приказа: "атакуй", "отступить", "перегруппироваться" и "поддержи меня". Подорванное здоровье (как себе, так и своим головорезам) здесь принято восстанавливать едой, покупая ее либо в ресторанах быстрого обслуживания, либо в фургончиках на улице, правда, ассортимент в последних отличается крайней скудностью. Вдобавок при желании можно накупить и выпивки в баре, на здоровье она почему-то не сказывается, зато приводит к другому забавному эффекту. После пары коктейлей начинает казаться, что строго одетые официантки щеголяют в одних лишь бикини, правда, держится этот эффект недолго. Основным источником заработка в Crime Life является банальный грабеж, помимо которого можно добывать "трудовую копеечку" и из парковочных автоматов, телефонных будок или музыкальных машин в забегаловках. Причем здесь можно не только потрошить кассы магазинов, уложив хозяина заведения и персонал на пол и не давая им подняться, но и выносить из них бытовую технику, предметы антиквариата или лотки с драгоценностями, чтобы отгрузить в поджидающий за углом фургончик. Аналогично дела обстоят и с домами добропорядочных горожан, из которых можно утянуть все то, что плохо лежит. Последние, конечно, тут же поднимут крик, на который сбежится полиция, но разве это кого-то остановит?
По аналогии с GTA, в Crime Life существуют уровни полицейской тревоги. Только обозначаются они не звездочками, а лычками, как на погонах. Если напасть на мирного жителя на улице или у него дома, то загорится всего одна (можно попробовать откупиться, если полицаи догонят), атака на стражей порядка заставит засветиться вторую, ну а серьезный вандализм вкупе с массовой резней способны активировать все три разом. В этом случае за вами станут охотиться уже не копы с дубинками, а вооруженные до зубов SWAT'овцы, что уже много серьезнее. Чтобы спастись от преследования, следует схорониться в каком-нибудь дворике и не показываться патрулям на глаза, уровень тревоги пойдет на спад, и скоро его совсем отменят.
В плане графики Gang Wars, откровенно говоря, не впечатляет. Хотя и не раздражает, что, учитывая мультиплатформенность, можно признать как несомненный плюс. Районы города слишком похожи друг на друга, за исключением самого престижного Blingsley Hills. При этом перемещаться по всему городу сразу нельзя, поскольку он, увы, не поместился на одной локации - чтобы попасть на соседние, нужно добежать до края территории и обождать несколько секунд, покуда не загрузится новая. Когда камера показывает сразу большой кусок улицы, картинка выглядит довольно стильно, но стоит опустить ее пониже, к самой земле, как натыкаемся на угловатые фигурки людей, неказистые детали интерьера или мебели. Зато здесь можно крушить и ломать если и не все, то многое. Витрины магазинов, вышеупомянутые автопарковщики, телефоны, шкафы/столы/пианино и даже автомобили. Не хочется руками, берем в руки что-нибудь длинное и твердое, на худой конец сгодятся даже валяющиеся под ногами ящики. Какая же жизнь банды, да без граффити - можно наляпать рисунок просто на любую стену, а можно и закрашивать логотипы других банд, тогда в соответствующих разделах откроются различные бонусные материалы. Концепт-арты, откровенные интервью артистов и т.д.
Звук адекватный, хотя актеры особенно не изощряются, пытаясь изобразить характерный гангста-треп "королей улиц". San Andreas покамест со своей бандитской атмосферой и дворовым сленгом остается вне конкуренции. Впрочем, специфической музыки завезли в изрядном количестве. Здесь все как полагается - саундтрек составлен из композиций дюжины интернациональных команд (надо полагать, широко известных в очень узких кругах: Doom Man, Mnemonic, Stylbrik, Seyi, Dek the Raw). А один музыкант из D12 так и вовсе "сыграл" в игре роль главного "плохиша".
Hothouse продолжает развивать идеи своих же "Гангстеров", в то время как весь мир уже давно переключился на динамичные криминальные экшены с безграничными возможностями, к коим изометрический файтинг Crime Life: Gang Wars не относится никаким боком. Прибитая гвоздями камера (которая, кстати, любит немного шалить во время поворотов), ничем не примечательное визуальное оформление, дежурные приставочные флюиды, включая и отсутствие нормальных save'ов, предсказуемая gang-story и однообразно-бесконечные уличные потасовки, составляющие стержень игры, в итоге тянут максимум на звание середнячка. Что, впрочем, не так уж плохо.