Оставьте Рихтхофена в покое! По неподтвержденным данным, в последние годы на Кладбище Инвалидов в Берлине периодически наблюдается шевеление земли. Это вертится в гробу лучший ас Первой мировой, барон Манфред фон Рихтхофен. И в самом деле, как тут не вертеться, если всякий разработчик наколеночной поделки считает себя вправе примазываться к славе легендарного Красного Барона, используя его имя для раскрутки своего далеко не легендарного творения! Не проявляя, между прочим, должного уважения не только к великому летчику (придя в истребительную авиацию относительно поздно, в сентябре 1916, свои 80 воздушных побед Манфред фон Рихтхофен одержал всего за полтора года), но и к своим коллегам, уже использовавшим это название: кажется, нынешний Red Baron - уже четвертая игра с таким названием на моей памяти, причем по праву его носила лишь первая из них, отличный для своего времени симулятор, выпущенный Sierr'ой в 1997. Я в него, кстати, до сих пор периодически поигрываю - а что делать, если с тех пор, по совершенно непонятным мне причинам, ни одного приличного авиасимулятора Первой мировой так и не было выпущено? (Правда, появилась надежда, что к осени 2006 таковой, наконец, сделают на движке .) Увы, все более поздние были аркадами, причем достаточно примитивными, и нынешний - не исключение.
Игра представляет собой единственную линейную кампанию из 24 миссий (12 в Европе и 12 в Африке), проходимую на стороне Антанты. Никаких отдельных или миссий нет, многопользовательских возможностей тоже. Игроку доступны лишь 4 самолета, которые даже не названы (лишь про один в документации сказано, что это Sopwith Camel) - вместо названий машин зачем-то приводятся имена пилотов (два британца, американец и француз). И, что еще хуже, выбрав в начале самолет, вы уже не можете сменить его до конца кампании! Вероятно, разработчики понадеялись, что это заставит игроков пройти кампанию 4 раза, на каждой из машин - но такого желания, естественно, совершенно не возникает, учитывая линейность и аркадность игры. Самолеты различаются четырьмя характеристиками: меткость, скорость, мощность вооружения и прочность (способность выносить вражеский огонь и столкновения с препятствиями; перегрузки, естественно, не моделируются). Характеристики эти подобраны таким образом, что высокая меткость соответствует низкой мощности вооружения, а высокая скорость - низкой прочности (и наоборот); из четырех самолетов каждый имеет высокое значение одного параметра, низкое -другого и близкое к среднему - двух остальных. Но, в силу аркадности модели, разница между машинами не особенно заметна.
Аркадность эта доходит до того, что нет ни взлетов, ни посадок (в некоторых местах, где это необходимо по сюжету, таковые отображаются в виде мультика - попытка же сесть по-настоящему приводит к удару о землю), ни весьма важного для легких малоскоростных машин управления по рысканью (а только по крену и тангажу, что влияет на маневренность далеко не лучшим образом), ни плавной регулировки тяги. Самолет летает с постоянной скоростью, плюс имеются две кнопки, одна из которых включает увеличенную скорость, вторая - уменьшенную. И та, и другая не вечны, причем если повышенная скорость отключается из-за перегрева, то из-за чего отключается пониженная - вообще непонятно. С перегревом, кстати, разработчики вообще намудрили - он общий для двигателя и пулеметов! То есть активная стрельба помешает вам лететь в ускоренном режиме и наоборот. Что, конечно, бред даже для самолетов, у которых пулеметы установлены рядом с мотором - а уж тем более для тех, где они разнесены. В документации сказано, что злоупотребление замедленным режимом может привести к срыву потока, но это не соответствует действительности. Мотор периодически глохнет при маневрировании вблизи потолка (предельной высоты) самолета, но и в таком состоянии ваш аэроплан продолжает летать, разве что теряет в скорости. Чтобы запустить мотор снова, надо перевести машину в пикирование. Можно сделать бочку специальной клавишей (при этом не работает стрельба), но можно и честно, правда, на то, чтобы выполнить ее чисто, без вихляния носа, не хватает маневренности/управляемости. Мертвую петлю сделать тоже можно, хотя, похоже, игра на это не очень рассчитана - камера долго не желает переключаться на подходящий вид.
Ваш самолет выдерживает огромное число попаданий и вообще намного прочнее, чем у врагов (столкновение в воздухе гарантирует вам победу, если только вы не находитесь на последнем издыхании - правда, столкновение с бомбардировщиками и дирижаблями не отслеживаются вообще, равно как и с некоторыми наземными объектами, вроде ограждения моста). Стреляют по вам и с земли, и с воздуха. Стрельба в игре, естественно, тоже аркадная - без упреждения. Ваш самолет вооружен бесконечными пулеметами и кончающимися бомбами. Из пулемета можно забить любое сооружение, хотя, понятно, бомбой быстрее. Запас бомб, а также собственного , можно пополнять, подбирая бонусные контейнеры (обычно они образуются в результате уничтожения некоторых целей, но иногда попадаются и просто так, в частности, возле вашего аэродрома). Согласно документации, должны быть еще бонусы, временно увеличивающие одну из характеристик вашего самолета, но, пройдя кампанию до конца, я так ни разу их и не встретил. Зато все четыре характеристики подрастают (впрочем, незначительно) по результатам прохождения каждой миссии.
По части миссий, кстати, наблюдается некоторая оригинальность. Нет, сами-то они вполне стандартны - состоят из нескольких последовательных частей, чаще всего сводящихся к уничтожению наземных сооружений и истребителей противника, реже приходится разбираться с наземной техникой (включая конвои), бомбардировщиками и дирижаблями и оказывать с воздуха поддержку своим. Впрочем, вражеские истребители настолько неэффективны, что на практике задачи защиты (и самозащиты) от них сводятся к задаче охоты за ними: нужно сбить фиксированное их количество. Записываться можно лишь после прохождения миссии целиком (слотов для записи всего три). Оригинальность состоит в другом: пройдя миссию, вы не попадаете автоматом в следующую, а должны долететь (по той же карте) до точки, где вам ее дадут (место указывается не только точкой на карте, но и стрелкой). При этом в воздухе и на земле наличествует преизрядное число врагов (каковое с началом миссии может резко уменьшиться). Вы не обязаны лететь сразу к точке входа в миссию, а можете полетать по окрестностям и пострелять в свое удовольствие. При этом у вас общее как в миссиях, так и между ними, и автоматически ни при завершении, ни в начале миссии не пополняется. Оно восстанавливается до максимума, лишь если вы погибли и начали миссию заново или загрузились из записи (таким образом, если вы прошли миссию на последнем издыхании, имеет смысл самоубиться, прежде чем начинать новую). Что любопытно - при подведении итогов миссии учитывается, с какого раза вы ее прошли (а также затраченное время и количество уничтоженных врагов). Большинство миссий проходятся достаточно быстро; особой сложности не представляет ни одна из них. Уровней сложности, кстати, нет.
AI умом не блещет, зайти врагу в хвост несложно, в узких каньонах (коими богата африканская карта) самолеты запросто разбиваются. Взаимодействия с союзниками нет - как, по сути, и самих союзников. В некоторых миссиях вам нужно защитить наземные машины (невооруженные), и еще в воздухе можно встретить одинокий дружественный самолет, но он просто мотается кругами, и толку от него никакого. Кстати, если самолетов Антанты в игре 4 модели, то врагов не больше. Чаще всего встречаются трипланы Fokker Dr.I (в реальности - далеко не самые многочисленные истребители Германии), причем все как на подбор - в окраске Красного Барона, что уже вообще бред в квадрате. Изредка попадаются монопланы Fokker E.I и некие неуказанные в документации бипланы - скорее всего, какие-то из Albatros'ов. Ну и в паре миссий есть бомбардировщики Gotha. Что самое смешное, сам Красный Барон за всю игру так и не появляется!
Управлять можно джойстиком, мышкой или клавиатурой. Клавиши не переопределяются, можно лишь выбрать один из двух фиксированных наборов. У джойстика стрельба из пулемета навешена почему-то не на первую, а на третью кнопку; как быть тем, у кого джойстик двухкнопочный, вообще непонятно.
Графика типично аркадная, и по нынешним меркам явно устаревшая. Мельницы с крутящимися лопастями - это, конечно, хорошо, а вот плоская неподвижная вода в наше время уже никуда не годится. Деревья из пары перекрещенных плоскостей тоже не радуют. Единственный вид - на собственный самолет сзади (ну и сверху в режиме бомбового прицела), без масштабирования. Причем ладно бы еще он был жестко привязан к корпусу самолета - так ведь нет, камера держится горизонтально относительно земли, и во время петель поворачивается с крайней неохотой, заставляя вас некоторое время лицезреть собственный нос, а не то, что у вас по курсу. Пропеллер, кстати, не крутится. То есть круг якобы вращающегося винта имеется, но ясно видно, что он статический. Периодически ваш самолет становится прозрачным - очевидно, чтобы позволить рассмотреть, что впереди. Стрельба выглядит убого, взрывы тоже не ахти.
В общем, хотя и нельзя сказать, что продукт Atomix Planet не играбелен, однако он недостоин носить имя прославленного аса ни с какой стороны. Единственные достоинства - это безглючность и ненапряжность.