В 1783 году швейцарский математик Леонард Эйлер придумал числовую игру и назвал ее "Латинские квадратики". В 1970 году американский журнал головоломок ее модифицировал, дав ей имя "Число в клетке". Через десятилетие ее видоизменило и предложило читателям уже японское издание, подарившее игре наименование "Sudoku".
С тех пор популярность этой странной забавы, которая при простейших правилах могла занять интеллект на несколько часов, все росла, а сама она стала в некоторых странах привычной альтернативой кроссвордам. Между тем, правила игры приобретали все более законченные очертания, а главным принципом стала определенная симметрия на игровом поле, хотя часть авторов до сих предпочитают цифрам объекты различной формы или цветов, что совсем не нарушает игровой процесс, а лишь вносит разнообразие.
Международная популярность к этой игре пришла только в начале 2005 года. Этому событию предшествовало то, что в 1997 году отставной судья Уэйн Гуд зашел в маленький магазинчик в Гонконге и приобрел себе на память сувенир с головоломкой Sudoku. Идея так захватила Уэйна, что он основал свою небольшую компанию и твердо решил автоматизировать процесс создания этих загадок с помощью компьютера. 12 ноября 2004 года ему крупно повезло, когда после долгих переговоров знаменитая газета англичан "The Times" согласилась опубликовать одно из его творений, а данное сотрудничество плодотворно продолжается и теперь. В феврале 2005 газета "The Daily Telegraph" пошла еще дальше, устроив Sudoku объемную рекламу на главной странице. В считанные месяцы все самые крупные газеты Великобритании начали вслед за конкурентами регулярно публиковать различные варианты этих загадок.
Мало того, что летом в эфир вышло телешоу, где 9 команд по 9 игроков состязались в скорости решения головоломки, так его авторы еще и в рекламных целях увековечили на холме под Бристолем самую большую в мире загадку, содержащую около 2 тысяч возможных вариантов решения. Разумеется, настала очередь разработчиков создавать виртуальные воплощения подобной забавы.
Самый типичный вариант Sudoku представляет собой поле размером 9x9 клеток, разбитое на 9 равных секторов. В зависимости от уровней сложности, которых у этой игры всего четыре, часть цифр уже находятся на своих местах, а главная задача заключается в том, чтобы полностью заполнить каждый сектор числами от 1 до 9, причем, в каждом ряду, столбце или секторе любая цифра может встречаться всего лишь один раз.
Игровых режимов здесь четыре. В Sudoku Classic правила полностью соответствуют вышеописанным, а для решения задачи неимоверной сложности подсказка рекомендует воспользоваться банальным методом перебора. "Восьмерки" - так называется поле размером 8x8, разбитое на 8 секторов площадью 4x2 и предполагающие исключение девятки из набора цифр. В "Sudoku Mini" секторов становится уже 6, а все числа выше шестерки исключаются, а для начинающих подойдет "Sudoku Junior", где поле ограничивается 16-тью клетками, а набор цифр варьируется в промежутке 1-4.
Для сохранения достижений игроков предусмотрены раздельные профили, которых здесь насчитывается 5, причем база может хранить по одной партии на каждую вариацию игры и уровень сложности. Цифры указываются с клавиатуры, а для выбора клеток предусмотрен указатель мышки. Головоломку дозволено отправить другу по электронной почте. В качестве подсказки можно использовать автоматические метки, когда компьютер заполняет клетки набором цифр, допустимых для данной позиции. В случае особых трудностей можно просто подсмотреть скрытое содержание любой клетки. Специальный таймер строго ведет отсчет времени, отведенного на каждую загадку. Команда отмены последнего шага дополняется возможностью сменить цифры на буквы или провести распечатку текущей ситуации, что выполняется на 2-х листах. На первой странице головоломка будет растиражирована 4 раза, чтобы можно было практиковаться, не беспокоясь об отсутствии ластика, а на второй - расположится готовое решение. Для тех, кто любит играть в рабочее время, предусмотрена клавиша F1, минимизирующая приложение в случае появления шефа.
Игра может произвести более 10 тысяч различных загадок, для решения которых потребуется знание основных используемых при этом методов, получивших научные названия: сканирование, разметка и анализ, что предполагает наличие определенных правил по выявлению недостающих цифр, ведь метод перебора здесь принято использовать в самую последнюю очередь. В качестве бонуса предлагается математический алгоритм, предлагающий заполнить поле своими цифрами, к примеру, взятыми из газеты и сразу получить решение задачи, благодаря способностям компьютера.
Музыкальное сопровождение отсутствует, как и эффекты. Наличие дизайнерской идеи можно поставить под сомнение, что дополняется примитивной подборкой шрифтов. Произошло это потому, что разработчики игры считают себя специалистами, прежде всего, в области создания самих загадок, а их техническое представление для них не столь важно. Примитивное графическое исполнение сочетает картинки пустого белого фона с разлинованными фрагментами, обозначающими поле, и шифровой комбинацией, соответствующей типу головоломки. Кнопки могли бы выглядеть и получше, или хотя бы следовало их анимировать.
Настоящие поклонники Sudoku на внешний вид обращают внимание в самую последнюю очередь, лишь бы все правила соблюдались. Именно в расчете на этих людей и создавалась игра.