Школа диверсантов В портфеле британской компании Team 17, основанной еще в 1990 году, значится много проектов, но наибольшую известность им принес неподражаемый сериал Worms, в 2003-м перешедший в трехмерное пространство. Не забывают создатели и про обладателей приставок, активно занимаясь портированием своих новых творений, а еще они любят экспериментировать, что можно было наблюдать в прошлогодней Worms Forts, понравившейся не всем из-за концентрации геймплея на строительстве и использовании укреплений. Тем интереснее узнать, что же приготовили авторы к 10-летнему юбилею сериала.
На этот раз обучающий режим отличается минимализмом и напоминает мини-кампанию. Освоение управления и простейших движений уступило место трем сценариям, в которых необходимо только лишь ликвидировать противников, обделенных интеллектом, вначале даже не сопротивляющихся. Однако тут все же можно ознакомиться с тактикой использования некоторых видов вооружений и опробовать их на практике, а также получить несколько базовых подсказок.
Теперь можно перейти к созданию главных героев - собственной команды, что гораздо забавнее, чем просто довольствоваться уже готовыми составами. На этот раз возможностей в этом плане стало еще больше. Каждому из 6 червяков можно не только задать имя, выбрать речевую палитру, включающую иностранные языки и просто смешной выговор, внешний вид надгробия умерших, но и определиться со стилем подопечных, для чего предусмотрены как различные шапки (от тюрбана до алого берета) и очки (от монокля до солнцезащитных), так и перчатки (от пиратских до рыцарских). Естественно, что без указания названия и флага тоже не обойтись.
Разработчики настолько отточили свои творческие навыки, что однопользовательский режим с некоторых пор являются одной из сильнейших сторон сериала, а данный случай исключением не является. В разделе сценариев представлены конкретные короткие задания, проверяющие ваши способности, к примеру, по меткой стрельбе по подвижным целям из ружья, скоростному перемещению по пересеченной местности своим ходом или через перелеты. Здесь можно попытаться даже побить рекорды разработчиков.
Сюжет кампании получился не настолько интересным, как в Worms Forts, где присутствовали очень удачные пародии на мифы и легенды, египетских, древнегреческих и прочих лидеров. В данном случае ваша команда приезжает в некий университет, где опытный профессор Червинкль сразу приступает к обучению новобранцев особенностям диверсионных операций. В роли обезличенных противников выступают курсанты соперничающей школы и группа червей, обобщенных под словом "враги". Позднее появится завязка, из которой прояснятся обстоятельства поломки машины времени, собранной профессором, а его ученикам придется пройти 25 уровней, чтобы в финале вернуться домой.
Все без исключения карты кампании отличаются интересным дизайном и собственной идеей, зачастую кажущейся бессмыслицей, как, к примеру, задание ликвидировать линии снабжения оппонентов, взорвав три бульдозера. Поручения предполагают сочетание элементов платформенной аркады, где ваши черви должны добраться до места назначения ползком и прыжками, что-либо собрать или взорвать по дороге при минимальной активности соперников, и сражений, которые бывают масштабными или не очень, когда передвижению вперед пытаются мешать слабые и глупые враги.
Уровень сложности постепенно возрастает, а оппоненты начинают метче стрелять и обладают большим запасом здоровья. Вдобавок, в кампании действуют авторские условия, т.е. на некоторых миссиях начинать приходится с ограниченным боезапасом или вовсе без оружия, которое нужно собирать из ящиков, или же переключение между червями в команде может быть запрещено.
За выполнение каждого задания в небольшом количестве начисляются призовые очки, поступление которых можно увеличить, если попытаться уложиться в отведенный на каждый уровень лимит времени, с чем справятся только самые опытные, ведь понятно, что, например, пройти прыжками несколько этажей за 45 секунд (или примерно 2 хода) практически невозможно, если, конечно, не обнаружить хорошо спрятанный реактивный ранец для мгновенного взлета. Авторская задумка состояла в том, что, в любом случае, желающим заполучить максимальные призовые придется переигрывать уровни по несколько раз.
Каждая пройденная карта открывает следующую, а назначение видеороликов, щедро расставленных между миссиями, состоит в обзорной экскурсии по локации, позволяющей заблаговременно увидеть все стратегически важные точки и от души посмеяться, поскольку с чувством юмора у разработчиков все в порядке.
Накопленные очки можно потратить в магазине, где, помимо дополнительных аксессуаров для улучшения внешнего вида вашей команды, есть и более ценные товары, к примеру, секретное оружие, авторские игровые схемы и, конечно же, карты. К сожалению, использованная авторами технология по-прежнему не позволяет генерировать случайную местность с заданными настройками рельефа на манер второго эпизода сериала, поэтому предстоит иметь дело с уже подготовленными ландшафтами, однако сюрприз заключается в том, что количество призовых за успешное прохождение любого уровня обычно равно той их стоимости, которую надо уплатить, для того чтобы эта карта открылась для свободной игры, поэтому, если вам захочется еще и других бонусов, то придется проявить терпение.
Создавая арсенал Worms 4, авторы решили вернуться к истокам со ставшим классическим набором средств для ликвидации вражеских червей. В списке оружия значатся около трех десятков предметов, где найдутся бейсбольная бита, удар, дробовик, гранаты (обычная и осколочные), овца, старушка, мина, динамитная шашка, молот, самонаводящаяся ракета, базука. В соседней категории присутствуют их более мощные аналоги - суперовца, банановая бомба и другие. Имеются и более экзотические варианты, к примеру, попытка вызвать наводнение или устроить звездопад, когда один из ваших червей привязывает себя к снаряду фейерверка и с вашей помощью отправляется в стан врага, надеясь ценой собственной жизни нанести весомый ущерб. В лист изначально закрытых вооружений, с которыми можно познакомиться в кампании, попала снайперская винтовка с оптическим прицелом, не наносящая, впрочем, смертельного урона и сравнимая по мощности с базукой, только стрельба из нее осложняется дрожанием червячка, периодически сбивающим прицел в разные стороны. Нашлось тут место и для многим уже знакомой "Святой гранаты".
Практическую пользу несет и десяток предметов экипировки. Парашют и веревка с крюком позволяют заняться альпинизмом, балки в виде платформ - строительством, реактивный ранец - полетами, функция выбора - свободным переключением между участниками команды, а защитное поле просто представляет собой мыльный пузырь, отражающий в прямом смысле слова вражеские атаки на протяжении нескольких ходов.
В плане тактики изменений немного, поэтому можно либо вести прицельную стрельбу издалека, либо попытаться приблизиться к врагу вплотную и нанести смертельный удар. Для дистанционной атаки можно выбрать бомбардировку, только ее снаряды не всегда попадают в цель и не помогут, если противник прячется под крышей. Искусственный интеллект отличается предсказуемостью поступков, что наблюдалось и раньше. AI, представленный в 3-х основных уровнях сложности, может либо раздражать глупостью, либо поражать мастерством, бросая гранату во впереди стоящий столб так, что рикошетом она отлетит точно вам по голове, где бы вы не находились. Не менее искусно червяки компьютера владеют базукой, предпочитая ее всем прочим видам вооружения, но все-таки изредка они промахиваются из вежливости, пуская ракету на дно или взрывая ее в двух шагах от вас так, что она совсем не причинит повреждений. Хотелось бы, чтобы виртуальный соперник использовал и другие виды оружия, помимо вышеназванных и авиаударов, но это случается очень редко, а уж отправиться собирать ящики AI решается, только если они падают прямо на нос его червячкам.
До 4-х игроков могут состязаться в режиме Hot-seat, а еще имеется возможность сражений через локальную сеть и Интернет, причем, недостаток соперников может восполнить компьютер. Здесь представлены обычный Deathmatch и его разновидность с укреплениями, бои один на один, завоевательные сражения с целью навредить вражеской земле и оборона командной скульптуры с попыткой уничтожить вражеские.
Интерфейс отличают преемственность, удобство и простота, когда задействованы лишь две кнопки мышки и несколько клавиш для осмотра окрестностей и точного прицеливания. Содержимое ящиков можно угадывать по их форме. Так, полезные приспособления лежат в сундуках, а все остальное, кроме аптечек, - в контейнерах. Сложности возникают разве что в связи с управлением камерой, в особенности, при подъемах и спусках, взаимодействуя с лестницами. В этом случае картинка может уткнуться в стену, а главный герой вообще ненадолго пропадает из поля зрения, да и вообще прыжки иногда даются с трудом, а в некоторых объектах можно застрять, но, к счастью, не насовсем. В трофейной комнате будут появляться награды за впечатляющие достижения, если вдруг удастся, например, ликвидировать группу вражеских червей одним взрывом.
Быстрая игра со случайными настройками заинтересует лишь тех, кто опасается дефицита времени, а для всех остальных предусмотрено более детальное определение параметров, совокупность которых получила название игровой схемы. Последняя предполагает определение количества раундов (текущий всегда можно закончить ничьей), время хода и раунда, начальный показатель здоровья, наличие эффекта "внезапной смерти", телепортов, скорость ветра, запал мин, вероятность выпадения ящиков с оружием или прочими предметами, урон от падения и подробный выбор арсенала с указанием количества боеприпасов.
На оружейной фабрике можно создать желаемую пушку (ракетницу, гранату или снаряды бомбардировщика), распределяя ее характеристики. Данный процесс напоминает мини-игру, в которой нельзя допустить превышение указанной мощности, поэтому придется жертвовать ядовитостью снарядов ради бОльшего урона от взрыва и т.д.
Графическое исполнение почти не изменилось со времен Worms 3D и уже начинает постепенно устаревать. Если локации до сих пор кажутся симпатичными, а анимация червей - очень забавной (к тому же они корчат рожицы и разворачиваются лицом к приближающимся соперникам), то спецэффекты оставляют желать лучшего, ведь им очень не хватает зрелищности. Так, взрывы от различных снарядов похожи друг на друга и различаются лишь по объему огненного столпа, сменяющегося тучками с серым дымом. Ландшафт разрушаем лишь частично. В центре главных достопримечательностей лежат 5 красивых и больших карт, выполненных в разной стилистике (арабская, доисторическая, средневековая, Дикий Запад и стройплощадка).
Звуковых эффектов здесь масса, а мычание червячков веселит, хотя некоторым оно не нравится. Музыка включает как специфические треки для некоторых уровней, так и небольшие отрывки, проявляющиеся в ключевые моменты. Мелодии не надоедают, но было бы лучше, если бы на одной карте последовательно звучало несколько треков, а не один-два.
Учитывая то, что людям, занятым в локализации, не пришлось заниматься озвучиванием, странно, что перевод не везде получился удачно, а иногда создается впечатление, что местами эта роль отводилась не человеку, а электронной версии англо-русского словаря. Так, кампания здесь названа малопонятной "историей", а варианты типа нового оружия, обозначенные наречиями "запущено" и "брошено", заставляют некоторое время поразмыслить о смысле этих функций.
На четвертую цифру в названии игра явно не тянет, являясь, скорее, солидным и самостоятельным дополнением к Worms 3D с новыми картами, кампанией, косметическим тюнингом арсенала и расширенными редакторскими возможностями. Авторы признали это сами, установив на свой последний продукт льготную цену, вдвое меньшую, чем обычно просят у покупателей на Западе за новые проекты. Между тем, игра по-прежнему захватывает, что лучше всего прослеживается в режимах мультиплеера, а, значит, ее дух не угас, и потенциал не исчерпан.