Партнерство по-немецки Карточную игру "Doppelkopf" (официального перевода названия не существует, но дословно это означает "двухголовый") придумали в Германии в конце позапрошлого века в качестве вариации игры "Sheepshead". Там же и таким же образом родилась более известная в мире игра "Скат". Забава "Doppelkopf" весьма популярна в северных районах Германии, а роль унификации ее правил выпала на долю специализированного объединения DDV, регулярно проводящего чемпионаты среди ее поклонников, которые давно уже привыкли к тому обычаю, что регламент вырабатывается непосредственно участниками для текущей партии.
Играют в "Doppelkopf" до 5 человек, но обычно пятым является крупье, отсутствие которого допустимо. Используемая колода составляется из двух полноценных карточных колод исключением всех карт с достоинством ниже "девятки". В местных магазинах такие колоды продаются уже готовыми.
В списке 26 козырей значатся: все "валеты" (2 очка за каждого), "дамы" (3 очка), красные "десятки" (10 очков), бубновые "девятка", "король" (4 очка) и "туз" (11 очков). Базовая цель любой партии - отхватить себе самые ценные карты во взятках (общее количество разыгрываемых очков равно 240), причем, допустима организация команд и соревнование между ними.
Каждый получает по 11 карт (раздаваемых сразу тройками) и имеет возможность начать торговлю. Если на авантюрный поступок желания нет, то следует громко произнести одно слово - "порядок". Если так сделали все участники, то игра протекает по обычным правилам. Это означает, что обладатели "крестовых дам" (в местной терминологии - "старушек") автоматически объединяются против остальных соперников. Однако главный сюрприз состоит в том, что, поскольку карты игроков остаются закрытыми, узнать о том, кто же оказался союзником, можно лишь после завершения партии, когда будут считаться очки, т.е. вполне возможно, что игрок пытался забрать все взятки у соседа справа, даже не догадываясь, что этим общее число призовых очков не увеличить. Если же "старушки" попали в одни руки, хозяин которых это утаил, сказав "порядок", то несчастному придется бороться сразу с 3-мя оппонентами. Последняя ситуация получила название "молчаливое соло".
Если же кто-то из игроков во время начала зарезервировал свое право на ведущую роль в партии, то торговля продолжается для выявления типа игры, которая будет проведена. По аналогии с "Преферансом" некоторые комбинации стоят дороже остальных, однако ключевых типов здесь меньше. Первый называется "Марьяж", что неслучайно напомнит о брачном союзе. На такой ход решаются игроки, которые опасаются невыгодных результатов "молчаливого соло" и при этом признавшие обладание "старушками". Если это условие никто не превзошел, то тот, кто возьмет первую взятку, объявляется союзником выигравшего торговлю. Если же высказавший условие сам возьмет первые три взятки, то сразу обречет себя на обычную игру против троих оставшихся.
Более высокое значение в торговле придается тому, кто предпочтет "нищенство", если вдруг увидит у себя на руках три или менее козырей. Если этого никто не перебьет, то выигравший торговлю обязан выложить на стол все свои козыри рубашкой вверх, чтобы остальные не догадались, какие именно это карты. Право партнерства переходит по часовой стрелке, пока на него не согласится один из участников партии. Если же все отказались, то все карты собираются и пересдаются заново. Тот, кто все-таки предпочел партнерство, забирает эти карты себе, отдавая взамен своему союзнику три собственных, которые могут содержать как козырей, так и возвращаемые обратно карты.
Наивысшую ценность имеет соло, при котором один из игроков противопоставляет себя всем остальным. При "козырном соло" этот человек назначает козырную масть, причем, только в случае выбора бубен старшинство карт не изменяется. В "дамском соло" козырями служат 8 "дам", а в мужской его разновидности доминируют 8 "валетов". В "соло для тузов" (или "вегетарианском") козырей вообще нет, а главенствует лишь старшинство, порядок которого обозначается числом призовых очков, начисляемых за карты определенного вида, о чем уже упоминалось выше.
Непосредственно в розыгрыше взятки отнимаются у соперников козырями или старшими картами, причем, если на стол положили два равнозначных козыря, то побеждает карта, положенная первой. Следование масти обязательно, если на руках имеются соответствующие карты.
Команда партнеров называется "Re team", а их цель - собрать в результате не менее 121 очка. Группу конкурентов прозвали "Kontra team", а им необходимо получить хотя бы 120 очков. Если оппоненты первыми опрометчиво крикнули "Kontra", то их соперникам можно заработать на одно очко меньше. Во время раунда допустимы и другие объявления. Так, если команда уверена в своих силах, то она произносит "не будет и 90", что означает получение дополнительных 90 очков, если соперники не смогут получить хотя бы 90 баллов.
Очки суммируются для каждого игрока в раздельных колонках и на практике зачастую означают количество денег, выигранных каждой стороной (обычно очко приравнивают к 1-10 евроцентам). Если в простом раунде побеждает команда "Kontra", то она получает еще два очка за то, что дала "отпор старушкам". В случае выполненных обещаний добавляются бонусы, а в результате провала - штрафуют, пополняя счет соперников. Встреча обычно протекает в форме турнира, включающего 24 раунда.
Очки можно заработать здесь, даже не побеждая в партии. Так, бонусные призовые достаются тем, кто "поймал лису" или заполучил взятку с бубновым "тузом". Иногда ожесточенная борьба идет за каждое очко, поэтому тут пригодится комбинация "Чарли Миллера", когда поощряется взятие последней взятки трефовым "валетом". Еще одно очко начисляется за взятки, получившие название "Doppelkopf", которые составлены только из "десяток" или "тузов".
В специальных книгах подробно описываются стратегии, но они обычно не учитывают вариации. Так, участники зачастую договариваются, в каком случае можно потребовать пересдачи, за какие действия призовые можно удвоить, и стоит ли включать в колоду "девятки", которые все равно не приносят очков.
Создавая виртуальное воплощение такой своеобразной карточной игры, разработчикам надо было попытаться объяснить новичкам правила, но они не стали этим заниматься и предпочли отсылать всех интересующихся на специальные сайты, большая часть которых на немецком языке. Для тренировки здесь есть разве что специальный режим, в котором идет обычная игра, не влияющая на основной счет.
Одним из самых популярных в Германии продуктов на тему этой карточной забавы является игра Rasche's Doppelkopf. В профессиональном издании программы можно настроить массу деталей (там есть даже карьерный режим). Один из поклонников добровольно выступил с предложением перевести игру на английский язык, на что разработчики согласились, поставив в условие необходимость ограничить расширенные возможности, чтобы для начала проверить реакцию публики. Помимо кампании, пропал турнирный режим и несколько специфических уровней настройки интеллекта соперников.
Интерфейс не продуман и содержит множество подпунктов меню, которые ничего не скажут начинающим. Для соперников можно изменить стиль игры и их опытность. Музыкальное сопровождение представлено десятком отрывков для различных событий вроде входа в игру или окончания партии. Палитра звуковых эффектов настолько бедна, что даже заимствует шумы из набора, поставляемого с операционной системой Windows. Наиболее противный звук системной ошибки был почему-то присвоен попытке пойти, не соблюдая масть. Специальная кнопка позволяет мгновенно свернуть приложение при приближении посторонних.
Единственным достоинством графического исполнения является возможность переключаться между 3-мя разрешениями, причем, панель задач не исчезает, а так и остается поверх ваших карт, пока вы не отключите ее самостоятельно. Полумертвые оппоненты могут демонстрировать ужасную анимацию и плохое озвучивание, да и вообще все происходящее освежает в памяти игры середины 90-х годов прошлого века. В условиях экономии экранного пространства все карты представлены половинками.
Учитывая все обстоятельства, вряд ли можно признать удачной попытку разработчиков познакомить иностранцев с оригинальной немецкой карточной игрой.