Хороший, плохой, злой. Решив на время отдохнуть от эффектных кульбитов с использованием роликовой доски, компания Neversoft надумала переключиться на... вестерн. Не то чтобы игр на тему Дикого Запада было мало, но, согласитесь, что достойных, память о которых храниться более тех нескольких дней, требующихся для прохождения, единицы. Их почин заслуживает внимания еще и тем, что нам обещали не просто игру с неплохим сюжетом, но очередной GTA-клон со всеми вытекающими. Только на смену автомобилям здесь пришли лошади, а антураж современного мегаполиса заняли декорации пыльной американской глубинки конца XIX столетия. Не забыли разработчики упомянуть и обширные просторы для самостоятельного исследования, и про побочные задания, помогающие растянуть удовольствие, если сюжетная линия вдруг окажется слишком короткой. На словах все выходило замечательно, но, как известно, лучше один раз увидеть...
Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет.
Сразу скажу, первое знакомство с Gun без вздоха разочарования и невольно подбирающегося к горлу и готового сорваться с языка крепкого словца переживут очень немногие. Дело в том, что графика в игре находится на уровне самых слабых проектов, нет не этого года, а дай бог конца девяностых. Кошмарные текстуры земли и скал так и лезут в глаза, словно намеренно кичась своей примитивностью, моделям персонажей катастрофически не хватает полигонов, кровь бьет из ран какой-то странной ломаной лентой, а о внешнем виде оружия так вообще лучше даже не вспоминать. Если такой же уровень графики авторы собрались предлагать будущим владельцам Xbox 360, то мне их искренне жаль. У вас сразу же возникает законный вопрос - так откуда же, простите, взялся столь солидный рейтинг для подобного хлама? Если бы игры оценивались исключительно за графику, то Gun не смог бы выползти и из 30-ки, но, к счастью, он еще обладает интересным и захватывающим сюжетом, нормальным управлением (а для консольного порта это немало), массой любопытных возможностей для убийства лишнего времени и действительно позволяет с головой погрузиться в атмосферу настоящего, без дураков, Вестерна. И пусть сюжет избит штампами и довольно предсказуем, пусть роковая кокетка довольствуется лишь эпизодической ролью, а территория куска пустыни, на которой разворачивается действо, может похвастаться лишь двумя скромными городками, нам это совершенно все равно. Тот день, который вы потратите на Gun (если особо не увлекаться второстепенными заданиями, то игра как раз уместится в промежуток ), будет яркой искоркой теплиться в памяти и освещать ваши серые будни еще очень долго.
Злодей, сокровища, красотка и мачо.
Главный герой повествования - некто Колтон Уайт, которого мы встречаем во время тренировки охотничьих навыков, что преподает ему седовласый отец. Вволю приложив копытами бизонов, настреляв птичек, оленей, волков и даже одного неудачно прибежавшего на шум выстрелов гризли, парочка садится на пароход и... тут в игру вступает банда неких разбойников под руководством кровожадного священника. Корабль в результате теряет свою плавучесть, а отец Уайта - жизнь, впрочем, перед смертью он успевает сказать отпрыску, что, мол, он не его настоящий отец и просит найти в борделе городка Додж Сити девушку Дженни. Ну, а дальше события разворачиваются как во второразрядном (в данном случае это не ругательство) вестерн-боевике. Ослепленной жаждой наживы железнодорожный магнат, одноглазый толстяк Томас Магрудер, ищет мифический потерянный город, запрятанный где-то в местных горах, сметая всех и вся на своем пути. Отец Колтона, кстати, воевавший под началом Магрудера во время минувшей войны Севера и Юга, как раз неудачно попадает под его горячую руку одного из его приспешников. И теперь уже его сын пылает жаждой мести, мечтая разобраться с зарвавшимся бандитом. По пути он успевает покрутить скоротечную любовь с той самой , повоевать на стороне закона, заделавшись помощником шерифа, раскалывая черепа и перерезая глотки не только бандитам, но и индейцам, позже переметнуться на сторону только что разделанных под орех апачей и, наконец, в финале выяснить тайну своего происхождения.
Скучать определенно не приходится, ибо задания подобраны со знанием дела и являют собой наглядный пример того, как именно следует делать игры. Недаром в качестве сценариста был приглашен голливудский бумагомаратель Рэндал Янсон (Randall Jahnson), ответственный в том числе и за близкую по теме . Отстрел десятков головорезов (занятие само по себе скучное и не слишком презентабельное) почти всегда преподносится под каким-нибудь пикантным соусом, позволяющим схрумкать за обе щеки и не такие банальные пострелушки. Защита недостроенного моста от толпы индейцев, побег из тюрьмы, охрана мчащейся по пустыне повозки или товарища, что толкает пушку через весь город, атака на хорошо вооруженный форт, расстрел из корабельной пушки утлых индейских лодчонок или, наоборот, из индейской пироги засевших в кустах на берегу, подстроенное крушение поезда с живым товаром, поездка на вагонетке со стрельбой из пушки по крохотным шахтерским туннелям - вот далеко не полный перечень местного парка развлечений. Который покидаешь, как и положено, с массой свежих впечатлений и приятно потрепанной нервной системой.
Опять скрипит потертое седло.
По традиции, свойственной большинству подражателей GTA, после окончания главной истории, мы можем продолжать играть, путешествуя по миру (в который поместились всего два города Dodge и Empire, плюс небольшой кусочек пустыни с каньонами и железнодорожной веткой между ними - людей в городах бродит по несколько человек, а на просторах и того меньше) и выполняя побочные миссии. Благо процент завершенности игры после марша финальных титров перевалит лишь слегка за 40. В качестве добавки, к которой можно обратиться в любой момент, хоть между главными заданиями, хоть после (по мере прохождения список будет пополняться и расти), предлагается интересный перечень профессий, осваивать часть из которых было крайне забавно. К тому же они позволяют повысить характеристики героя, куда поместились не только здоровье и обращение с холодным или огнестрельным оружием, но и верховая езда, а также местный аналог Slo-mo, который здесь именуется не иначе как Quickdraw.
Например, можно стать подручным фермера и выполнять его задания, в которые в частности входит загон глупой скотины в кораль. Не нравится быть фермером? Попробуйте свои силы в качестве помощника шерифа и воюйте с криминалом или курьером Pony Express, перемещая грузы из одного места в другое. Задание хоть и бестолковое, зато научитесь быстро ездить. Еще имеется вакансия - разыскиваемую жертву разрешается ловить , хотя за труп платят меньше. Особо азартным рекомендуется принять участие в турнире по покеру, оформление здесь, честно говоря, не очень, но зато имеется опция , позволяющая орудовать сразу тремя картами, в то время как у остальных на руках по две. Впрочем, деньги можно заработать и другим способом - собирать золото! По всей карте разбросано несколько десятков золотоносных жил, которые можно заметить издалека. Всего-то и требуется, чтобы превратить кусок такой золотистой руды в 10 долларов - кирка, которую можно купить в магазине.
За пригоршню долларов.
Ассортимент местных лавочек и торговцев небогат, в основном они предлагают разжиться каким-нибудь upgrade'ом. Скажем, чтобы пушки быстрее стреляли, убойнее били, появился лишний слот для боеприпасов, лошадь скакала резвее, ну и т.п. Из полезных штуковин пригодилась вышеупомянутая кирка и нож для снятия скальпа. Хотя, как оказалось, скальпы (их можно снять у любого подстреленного человечка, ползающего по земле) в мире Gun даром никому не нужны. Никто их не принимает и ни на что не меняет. Оружие в лавках не продается, а выдается по мере продвижения по сюжету. В комплекте имеются пистолеты (имеется стрельба с двух рук), различные винтовки, в том числе и с улучшенной точностью стрельбы (у них можно включить zoom), шотганы, оружие ближнего боя (подкравшись со спины, легко перерезать горло ножом), луки, динамитные шашки и коктейли Молотова. Покопавшись в инвентаре, можно экипировать себя должным образом, разные типы ружей отличаются различным временем на перезарядку, ущербом и дальностью стрельбы. Особенностью стрельбы из пистолетов является специальный режим Quickdraw - по нажатию камера перемещается в вид , а течение времени замедляется (при этом особых графических эффектов не наблюдается), позволяя прицельно и аккуратно класть на землю одну шеренгу бандитов вслед за другой. Жаль этот эффект очень быстро заканчивается. Заветная желтая полоска восполняется по мере убийства врагов, а также после точных выстрелов (хэдшоты, выбивание оружия из рук). Патроны к оружию разбросаны по округе в достаточных количествах, валяются чуть ли не под каждым кустом, а вот здоровье здесь принято залечивать ничем иным, как бутылями с алкоголем. При этом, сколько не выпьешь, никакой дрожи в руках не наблюдается и зрение хуже не становится. Не иначе наш мститель обладает поистине луженым желудком.
Темная лошадка.
Из управления (стандартное, от третьего лица, за исключением slo-mo и мини-аркад) отдельно следует отметить все, что связано со скачками. Анимация лошадей получилась на удивление удачной. Уверен, что первые несколько минут, запрыгнув в седло, вы потратите только на то, чтобы протестировать свою лошадку в разных скоростных режимах, подивиться ее плавной грации при разворотах или тем, как она кучно оседает на задние ноги во время внезапного торможения. Вдобавок лошади ничуть не менее эффектно кувыркаются через голову или заваливаются на бок, если их подстрелить на полном ходу. А еще лошадиными копытами можно высаживать двери или сбивать людей, наконец, при желании пришпоривать, чтобы ускориться, правда, тогда есть опасность загнать кобылку до смерти. Еще одна деталь - в мире Gun можно оседлать абсолютно любую клячу, пасущуюся на лугу или же рядом с салуном, никто и слова поперек не скажет, будто бы все они тут совершенно ничейные. В общем, лошади - это местная изюминка, один из гвоздей программы и, пожалуй, одно из самых удачных воплощений, что встречались в играх до этого. Это же можно отнести и к их внешнему виду. А как поднимается пыль из-под копыт - это просто надо видеть.
Не вызывает противоречивых чувств и звук, который можно охарактеризовать одним словом - добротно. Ощущения такие, будто бы сидишь в кино, да еще в самом центре зала: вокруг палят пушки, строчат пулеметы Гатлинга и оглушительно чихают разорвавшиеся вязанки динамита или бочки с порохом, при ходьбе звенят шпоры, а при скачке ритмично выбивают дробь подкованные копыта. И все это на фоне запоминающихся мелодий, окутывающих происходящее своим эпическим покрывалом. Стоит отметить и звездный актерский состав, который вполне справился с поставленной задачей, начиная от Криса Кристоферсона и Томаса Джейна (отец и сын Уайты) и заканчивая менее известными лицедеями.
Страшный, но симпатишный.
Подведем итоги. Определенно, Gun стоит того, чтобы обратить на него свое внимание и добавить в коллекцию. Игра хоть и не является безоговорочным хитом, но обладает рядом неоспоримых достоинств. Среди которых можно выделить удачно переданную атмосферу, не вызывающий зубной боли сюжет и живой, динамичный геймплей. Да и потом - вестерна такого уровня и размаха еще попросту не было. Ну, а примитивную графику и ряд прочих упрощений можно и потерпеть в конце-то концов. Особенно учитывая крохотную продолжительность, терпеть придется недолго. Все-таки коктейль из бодрящего ковбойско-индейского пойла с лихими погонями на лошадях, поданный в закаленном временем GTA-стакане, оказался чертовски забористой штукой. Привыкание наступает после первого же обжигающего глотка. Как правило.