Более двух лет понадобилось Shiny Entertainment, чтобы, переварив язвительные уколы критиков после неоднозначной Enter the Matrix, вновь выпустить игру на ту же тему. За режиссерским штурвалом снова заседают братья Вачовски, которые занимались и разработкой сценария, а играть нам теперь предлагается не за второстепенных персонажей, а за самого Томаса Андерсона, больше известного под кличкой Нео. Особенность второй "матричной" (мультиплейерную Matrix Online в расчет, по понятным причинам, не берем) игры состоит в том, что под своим крылом она объединяет сразу все части кинотрилогии. В общем, казалось бы, все козыри налицо - выводы сделаны, Вачовски координируют процесс, не позволяя своевольничать, главный персонаж - уже выше и не прыгнешь, сам Нео, сюжет сразу по всем трем "Матрицам", графика и драки и обещались на порядок круче... Прямо сливки в собственном соку, не иначе. Но...
Но в итоге один из самых громких провалов года и, пожалуй, самая неудачная игра от Shiny. Уступающая предыдущей Enter the Matrix сразу по всем пунктам. Небольшой проблеск вменяемости можно отметить только в плане драк, которые могут похвастаться всеми основными "фишками" из фильма и большим количеством эффектных приемов и комбо, а вот все остальное уже ниже всякой критики. Графику иначе как ужасной не назовешь, управление, заточенное под приставочные геймпады, крайне неудобно и не позволяет "легко и непринужденно" использовать весь арсенал ударов, сохраняться самостоятельно нельзя, сюжет, который и так всем давно известен, умудрились испортить совершенно невменяемой нарезкой из оригинальных кинороликов, зачем-то пропущенных через жернова мясорубки и затем склеенных как попало, и так далее, куда пальцем не ткни.
Закончим для начала с историей. Она лихо пролетает через все эпизоды "Матрицы", начиная с бегства из офиса мистера Андерсона, с остановкой на всех ключевых "станциях", включая пальбу из вертолетного пулемета и спасение Морфеуса, сражение с сотнями агентов Смитов (на самом деле воевать приходится от силы с десятком, остальные просто мельтешат на заднем фоне) в тихом городском дворике, разборкой с подручными на вилле Меровингена, и заканчивая... Впрочем, про концовку я вам ничего не скажу, поскольку это один из светлых моментов, притом не имеющий ничего общего с оригинальным финалом трилогии. Намекну лишь, что битва будет жаркая, неравная, но "наши" в итоге, разумеется, победят. Плюс к канонической линии добавилось и несколько совершенно новых уровней, которые, возможно, поклонников способны порадовать, но утверждать не берусь. В перерывах между миссиями нам показывают наспех слепленный видеоцитатник "Матрицы" (куда попали и кадры из "Аниматрицы"), где сценки, хаотически понадерганные из всех эпизодов, сменяют друг друга со скоростью пулеметной очереди, фразы вырываются из контекста, а общий смысл этого калейдоскопа вообще остается за гранью понимания. Более неудачного вплетения фильма в игру придумать было сложно.
Основное время в игре отводится дракам и перестрелкам, которые лишь иногда разбавляются головоломками. Боевых приемов хватает, причем видов холодного и оружия ближнего боя получилось даже больше, чем огнестрельного - 11 против 7-ми. Наверное, именно поэтому огромное количество начальных уровней, способных своей занудностью испортить все впечатление об игре, посвящены тренировкам. Наш Нео умеет все то же самое, что и его киноэталон: останавливать время, бегать и прыгать по стенам, стрелять в полете и из-за угла, размазывать противников десятком разных кунг-фу приемов с использованием вороха подручных предметов, от катан и металлических палок до копий и свечных канделябров, пользоваться оружием, от пистолетов до гранатомета, незаметно нападать со спины, отбирать у оппонентов "пушки" и устраивать немыслимые "фаталити", видеть истинную кодировку Матрицы, уворачиваться от пуль или и вовсе их "останавливать", ну и так далее. Копилка способностей пополняется постепенно, каждый раз заставляя нас в перерывах между сценариями выбирать какой-нибудь новый upgrade. Там же, кстати, можно посмотреть его в действии (типа в стильной "матричной кодировке"), чтобы окончательно определиться, стоит оно того, или же остановить свой выбор на чем-то более полезном или эффектном.
К сожалению, чтобы уметь пользоваться всеми заморочками хакера, ставшего Единственным, понадобится вагон терпения и недюжинная сноровка, ибо местное управление отличается чем угодно, но дружелюбностью в последнюю очередь. Часть комбо увязана с использованием "фокуса" (аналогично предыдущей игре, он отвечает за замедление времени, только сделан на порядок хуже) и требует задействовать сразу несколько кнопок на клавиатуре, плюс, естественно, обе у грызуна. Иногда игра сама любезно подкидывает подсказки, какую кнопку следует давить (у приставочных портов такое наблюдается сплошь и рядом), да только успеть получается далеко не всегда. Короче говоря, получить истинное наслаждение от процесса избиения китайских мастеров кунг-фу, копов, спецназовцев и дюжины агентов Смитов в придачу смогут очень немногие, а ведь в той же Enter the Matrix именно файтинг можно было ставить в пример для подражания. Интересно, и какой именно из братьев Вачовски приставлял холодный ствол шотгана к горлу программистам, чтобы они испортили то, что уже однажды уже было сделано? И главное - с какой целью?
Также совершенно непонятны и графические потуги, когда под видом стильного и современного движка нам подсовывают старый, порядком облезлый, зачем-то прилепив к нему до кучи шейдеры 3.0. Оттого-то и ругаются владельцы нетоповых видеокарточек, выкрутившие Rendering Detail на максимальную 10-ку, а потом наблюдающие, помимо жутких тормозов, исчезновение текстур и массу прочих малоприятных глюков. О включении по умолчанию последней версии шейдеров при изменении настроек ведь никто заранее не предупреждает. Хорошо еще разработчики догадались в системных требованиях указать минимальную карточку уровня FX 5200 или ATI 8500, и на том спасибо. Впрочем, даже на максимальных настройках и без слайд-шоу визуальный ряд не способен не то что радовать глаз, а хотя бы не мешать происходящему. Налицо редкий случай, когда консольные версии смотрятся лучше, чем PC'шная. Дизайны уровней откровенно разочаровывают, местами пошаливает камера, текстуры кругом страшненькие, притом все еще зачем-то излишне затемняется и размазывается. В моделях главных героев с большим трудом можно узнать персонажей из фильма. Если же снять с Нео его знаменитые очки и плащ (по ходу игры герои несколько раз меняют одежду), а с Тринити ее кожаный комбинезон, то вообще становится непонятно, кто там скачет-прыгает с мечом или дробовиком наперевес. Замедление времени оказывает вовсе не такой эффект, как ожидаешь. Медленно расплывающиеся в воздухе следы от пуль есть, но они не спасают положение. Как и возможность разрушать стены/колонны/мебель.
Звук получился нормальный, "матричный", темы из кино логично заполнили бодрым техно-фоном предназначавшееся им пространство. С голосами актеров вышло уже сложнее, раскрутить на озвучку удалось лишь старину Лоренса Фишбурна, а голосами Нео, Тринити и прочих деятелей вещают уже совсем иные люди. Вот так они и чередуются, то смотришь ролик из оригинального кино с Киану Ривзом, а через мгновение показывают его виртуального двойника, который говорит уже совсем иным голосом. Сэкономили?
Кто бы мог подумать, что вторая игра по мотивам культового фильма, за производством которой снова приглядывали сами Вачовски, может выйти такой сырой и посредственной... Со всеми козырями на руках - и полное фиаско. Даже иные бюджетные поделки стоят на ступеньку выше. К несчастью, здесь плохо практически все, за исключением далеко не банальных драк с нормальной анимацией (но, опять же, существенно проигрывающих Enter the Matrix) и музыки. Не проливаются бальзамом на сердце и видеоролики, виденные уже бессчетное число раз. Вердикт здесь может быть только один: если вы не являетесь большим поклонником "Матрицы", поберегите свои нервы. Сей продукт рассчитан исключительно на рьяных фанатов, мечтающих узнать, насколько же глубока может быть кроличья нора. И их не смутит столь неоднозначное видение этой самой глубины. И за что так не везет "Матрице"?..