Стоп! Снято."Главное при создании фильма - решить, что оставить за кадром".
Мартин Скорсезе Помимо Black & White 2, в британской студии Lionhead этой осенью закончили другой масштабный и весьма перспективный проект, на завершение которого ее сотрудникам потребовалось более 2-х лет, причем, релиз был даже отложен на несколько месяцев, когда Питер Молино, опробовав уже готовую версию, остался недоволен интерфейсом и настоял на его кардинальной переработке. В результате усилий не все получилось гладко, но финальный вариант, безусловно, достоин внимания поклонников Голливуда, экономических стратегий и тех, кто не равнодушен к творчеству.
В основе игровой идеи лежит история развития кинематографического искусства, прошедшего несколько этапов. В 1894 году Томас Эдисон представил на суд общества два устройства - кинетограф (прообраз современной камеры) и кинетоскоп (проектор для демонстрации готовых фильмов). Период с этого момента до 1920-х годов прозвали эрой немого кино, потому что актеры в кадре, в основном молчали, а их заменяли субтитры, звуки и музыканты. Примечательно, что при отсутствии инструментария одним из первых (в 1902-м) на суд общественности представили научно-фантастический фильм о полете на Луну, заложивший базовые концепции спецэффектов на оставшиеся годы столетия.
К 1920 году Голливуд уже выпускал около 800 фильмов в год или 82% от их общего количества в мире. В этот период были популярны комедии, вестерны, романс и приключения, а начинающие студии всерьез задумались о собственных звездах и достижении коммерческого успеха.
Звуковая эра началась в 1926 году, когда студия "Warner Bros." изобрела систему "Витафон", что позволило включать в фильмы короткие диалоги и песни. Во время Второй мировой войны Голливуд откликнулся на просьбу пробудить в людях чувство патриотизма созданием многих картин, не считая тех, что были выпущены в Великобритании, где сразу после войны опять стали популярны комедии. В это время в США специальная комиссия обвинила некоторых уже ставших известными актеров и режиссеров в антиамериканской пропаганде, вынудив их покинуть страну.
Во время "холодной войны" сценаристы предложили публике истории о вторжении инопланетян, пока руководители студий задумывались, как вернуть людей в кинотеатры и отвлечь их от распространившихся домашних телевизоров. Кинокомпания 20th Century Fox первой внедрила синемаскоп - прибор, позволявший проецировать широкоэкранное изображение, положивший начало первым историческим блокбастерам.
Текущий этап развития кинематографа называют пост-классическим, начавшимся в 1960-х. Режиссеры уже отправлялись на съемки в другие страны, сценаристы могли экспериментировать с концовками и хронологией событий, а студии боролись с зарубежными конкурентами, осваивая искусство монтажа. Через десятилетие в кино пришли Брайан де Пальма, Джордж Лукас и Френсис Форд Коппола, что привело к появлению одних из самых успешных картин. В 1980-х продюсеры даже пытались запретить приобретение только появившихся видеомагнитофонов гражданами, чтобы они не смогли смотреть фильмы дома, но попытка не удалась, а теперь доход от подобного проката составляет весомую часть от его общей величины. Развитие цифровых технологий привело позднее к появлению сиквелов, распространению независимых фильмов через Интернет, а теперь студии от новой революции ждут, прежде всего, удешевления производства и усовершенствования систем защиты авторских прав.
Игровой период стартует в 1920 году и продолжается до настоящего момента, даже позволяя заглянуть в недалекое будущее, правда, в целях реализма авторы не стали придумывать несуществующих открытий. Короткий обучающий режим быстро познакомит с основами управления, но на этом не закончится и продолжится в основной игре, причем объем подсказок, присутствующих здесь почти на каждом действии, можно ограничить из настроек.
Игровых режимов всего два. В кампании без каких-либо сценариев вам предстоит провести вашу студию от момента основания почти на целый век вперед, делая что угодно, чтобы стать успешным. Поражение здесь вас вряд ли постигнет, но это не означает, что в любом случае можно стать победителем. В конце будет подведен итог и выявлена лучшая киностудия, стать которой будет очень непросто.
В "песочнице" делать придется все то же самое, но главным ее отличием является детальная настройка сложности. Так, здесь вы сможете избавиться от некоторых моментов, исключив смену настроения "звезд", затраты времени на постройку зданий и съемку фильмов, износ основных фондов, варьировать начальный капитал (до 100 миллионов) и даже выбрать стартовый год, где позволено лишь проскочить первые десятилетия развития с минимальными технологическими возможностями. Впрочем, польза такого хода для начинающих сомнительна, ведь в этом случае у вас не будет уже подготовленных актеров и необходимых знаний для опережения конкурентов.
На первоначальном этапе развития студии необходимо заняться строительством, разместив помещение завхоза, актерскую школу, домик сценаристов, отдел по кастингу, гримерную мастерскую, техническую службу и заказав желаемые съемочные павильоны из доступных в списке. Затем следует выбор жанра, где представлены боевик, комедия, любовная история, ужасы и фантастика. По неизвестной причине авторы отказались от первоначальной идеи 8 жанров и их скрещения, поэтому военные драмы и триллеры попадают в категорию боевиков, любителей исторических картин порадовать нечем, а поклонникам мультипликации и фэнтезийных историй повезло и того меньше.
Долгие годы сюжеты будут поставляться наемными сценаристами, поэтому влияния на них с вашей стороны почти не будет, как отсутствует и текстовое описание идеи, т.е. вы узнаете, о чем будет фильм, только в момент его релиза. Готовый сценарный проект переносится на кастинг, где нужно указать актеров и режиссера, а съемочная группа и массовка будут назначаться автоматически при наличии в студии необходимых кадров. После первых репетиций (актерам и режиссеру необходимо вызубрить сценарий) по вашей команде все участники отправятся в один из павильонов, подходящих для жанра, где и начнется собственно съемочный процесс.
Кадровый менеджмент является одним из важнейших аспектов игры. В большинстве случаев перед каждым зданием будет толпиться кучка потенциальных кандидатов, которых и предстоит принимать в штат. Чтобы ограничить возможности игрока, авторы установили лимит на число этих волонтеров, что приводит к трагическим последствиям. Если недостаток актеров и режиссеров еще можно объяснить маленькой популярностью студии, то остается открытым вопрос, почему нельзя привлечь требуемое количество уборщиков и ремонтников, ответственных за чистоту и состояние зданий. В результате через несколько лет работы вам придется бросать все дела и начинать переквалификацию технического персонала, чтобы справиться с экстренной ситуацией, к примеру, тотальным замусориванием территории. Трудно представить, что с этой проблемой хоть раз сталкивалась известные кинокомпании. К тому же павильоны также изнашиваются со временем, а их состояние влияет на успех картины.
Активом вашего предприятия являются "звезды". Если обезличенные операторы и представители массовки просто со временем набирают опыт в сфере трудоустройства, то актеры и режиссеры представлены самостоятельными личностями. У каждого есть своя специализация, т.е. 2 жанра, в которых им проще стать профессионалами, однако они могут работать и в других жанрах, просто первое время их результаты могут быть удручающими. Помимо этого, нужно еще учитывать взаимоотношения на площадке, заставляя актеров и режиссеров в свободное время разговаривать друг с другом, встречаясь за обедом или в баре, причем, эта область также осталась недоработанной, поэтому иногда даже после долгих часов общения сотрудники так и могут остаться на стадии знакомства.
Кроме этого, свою роль играют такие параметры, как стресс, возникающий от избытка работы, и имидж, который можно изменять в гримерной, детально настраивая внешний вид героя. Данный процесс напоминает мини-игру, где вы выбираете костюмы, макияж, аксессуары, отслеживая реакцию подопечного и пытаясь добиться максимального уровня удовлетворенности. В наборе нарядов найдется все: от строгих деловых костюмов до средневекового платья. Капризные "звезды" могут самовольно бросить съемки и отправиться в ближайший бар за жидкой порцией успокоительного. В этом случае приходится их силой возвращать на рабочее место. Со временем создание фильма усложняется, что занимает больше времени, поэтому и вам придется повторять процедуру с принудительным перемещением главного героя несколько десятков раз, не считая того, что одновременно у вас будет сниматься десяток картин, и в каждом случае себя опять проявит данная проблема.
В возрасте 70 лет актеры уходят на пенсию, если раньше вы не избавились от них, к примеру, продав конкурентам. У каждой "звезды" есть свои недостатки, среди которых значатся склонности к получению стрессов, алкогольной зависимости и ожирению, настигающему виртуальных знаменитостей при злоупотреблении едой и напитками. Так, сбросить вес можно быстро за большие деньги с помощью хирурга или просто отправить подопечного в тренажерный зал на долгое время.
Если съемки начинаются с расстроенными актерами, то и результат обычно бывает провалом, не считая потерь от простоев, хотя в реальности все эти отношения регулируются контрактами со штрафными санкциями, а исполнители ролей никак не заинтересованы в появлении скандальной славы, способной загубить карьеру, но здесь почему-то все происходит с точностью до наоборот. Один из главных недостатков игры является как раз в том, что авторы во многом предпочли собственные идеи достоверности, и им даже не помогло то многообразие информации, которую они черпали в процессе работы из различных источников, включая "желтую" прессу.
Одним из лучших моментов является сфера исследований, ушедшая далеко вперед по сравнению с обычным открытием новых дизайнов урн и скамеек в других экономических стратегиях. Получив доступ к лаборатории, вы наполните ее учеными, избытка которых не будет никогда. По достижении определенного момента времени все студии получают доступ к новой технологии, предполагающей расширение возможностей, будь-то новый павильон, его обстановка или какие-либо другие постройки. Пожертвовав деньгами, вы можете заполучить это знание раньше остальных и попытаться извлечь из него громадную выгоду, если успеете.
Готовый фильм выпускается в прокат и всегда приносит деньги, но в разном количестве, а разориться здесь можно только в случае значительных растрат. Когда доход перестанет поступать, вам придется лично перенести пленку в ближайший архив. К удивлению, авторы не стали автоматизировать данный и многие другие процессы, заставляя игроков постоянно переключаться между подобными мелочами, замедляя ход игры, которая даже с ускорением течет весьма неспешно. "Звездам" придется рано или поздно повысить зарплату, что почему-то сильно огорчает новичков, примкнувших к вам пару дней назад, поэтому нужно частенько наведываться в финансовый отдел для индексации всех без исключения вознаграждений, хотя в жизни премиальные знаменитостей зачастую являются коммерческой тайной для их коллег.
Успех картины в прокате не зависит от ее содержания и определяется по математической формуле, учитывающей, какой степени опытности и в каком эмоциональном состоянии к работе приступила съемочная группа, насколько грамотный автор написал сценарий, какова привлекательность и техническая пригодность задействованного павильона, что привнесли использованные технологии, и главное - соответствует ли жанр фильма реалиям времени. Последнее означает, что если после войны вы опять покажете публике драму о партизанах, то рецензенты гневно назовут это попыткой еще раз нажиться на общем горе. На линейке времени есть специальные события, позволяющие понять, какие именно фильмы могут быть популярными в недалеком будущем, если вдруг, к примеру, какой-нибудь известный фантаст напишет вскоре свой новый рассказ.
Для каждого фильма составляется рейтинг, который присваивается по 5-звездной шкале. Не менее любопытно знакомиться с отзывами критиков, где будут недовольные возгласы, что вы снова "пихаете" в фильм поднадоевшие лица, и одобрения о том, что будущее жанра - в ваших руках.
Каждые несколько лет проводится местная церемония награждения, определяющая лучшие фильмы и студии. Число номинаций расширяется со временем, поэтому придется подумать об украшении студии растительностью, скамейками, уборными и декорациями, а "звезды" потребуют личные трейлеры. Победить здесь весьма сложно, потому что создалось впечатление, что иногда призы вообще распределяются случайным образом, когда вы можете получить награду за худшую, на ваш взгляд, картину, съемка которой была загублена беспробудным пьянством ее участников, а, с другой стороны, фильм, долгое время пробывший в вершине чартов, может остаться незамеченным. Зато победители получают уникальные бонусы, к примеру, повышенный интерес к вашим фильмам вне зависимости от их качества или сокращение расходов на актеров и режиссеров вдвое. Своих конкурентов вы увидите лишь в различных таблицах сравнения, но кто-либо из них вполне может отнять у вас пальму первенства в финале.
Разрешив игрокам не только смотреть финальный вариант, но и принимать участие в создании фильма, разработчики фактически создали еще одну игру в игре. Понятно, что это никак не повлияет на кассовый успех картины, но зато позволяет для собственного удовольствия создать интересующий мини-шедевр. Не стоит забывать и о том, что уже готовые сюжеты тоже являются весьма забавными. Так, в одном из боевиков сотрудник полиции попытался в вагоне метро арестовать загадочного субъекта, который затем толкнул служителя закона, упавшего на пол. В самом павильоне эту идею можно существенно модернизировать, показав, что беглец спланировал все это заранее и жестоко расправился с детективом. С помощью многочисленных ползунков можно настроить количество насилия в кадре и выражение лица преступника, который может испугаться, обрадоваться или ухмыльнуться. Построив монтажную студию (подробные инструкции прилагаются), этот процесс продолжается и дальше, где вы можете изменить порядок кадров, вырезать лишнее, добавить субтитры, наложить темы саундтрека, выбрать эффекты из огромного списка и даже записать в микрофон диалог, заставив шевеление губ актеров соответствовать произносимым словам, благодаря уникальной технологии разработчиков, умеющей выделять звуки из речи - вероятно, исключительно английской.
Впоследствии вы сможете создавать собственные сценарии, выбирая нужные сцены из нескольких десятков наборов (погони, разговоры, драки, перемещения, засады, осмотр и т.д.) и обращая внимания на предлагаемые компьютером варианты, а с техническими новинками, включая кран с камерой, компьютерную смену фона, имитирующую движение объекта, цветную пленку и голографические эффекты, открываются поистине безграничные возможности, не считая того, что павильон можно обставить изнутри множеством предметов. Более того, набором специальных утилит свой фильм можно экспортировать в обычный видеоформат и поделиться им с друзьями. Самые смелые выложат свои картины, средняя продолжительность которых составляет пару минут, на специальном веб-сайте, где путем голосования будут выявлены лучшие работы, а их победители получат некоторое количество призовых очков, которые можно будет обменять на эксклюзивные бонусы, скачав с сайта уникальные павильоны, предметы и прочие мелочи.
Интерфейс, как и во всех других проектах разработчиков, отличается избытком оригинальности. Основной метод управления - drag & drop, когда, удерживая нужный объект или персонажа, вы переносите его в требуемое место, причем, световой луч будет указывать наиболее вероятный пункт назначения, а по нажатию клавиши "Tab" к нему осуществляется мгновенный переход. Вместе с тем, нелюбовь авторов к контекстным меню напрасна, ведь гораздо проще было бы вместо прокрутки экрана сразу выбрать желаемое место из списка. Сами здания здесь являются разделами меню и при приближении к ним превращаются в свои архитектурные планы с комнатами. Однако на отдельные экраны для статистики не поскупились.
С помощью отдельной утилиты StarMaker вы можете создать своих "звезд", которые вполне могут быть похожи на реальных знаменитостей, потому что комплект здешних инструментов в чем-то даже превосходит аналогичные возможности The Sims 2. Естественно, что потом эти личности окажутся в самой игре.
Приложение достаточно стабильно, хотя редкие технические проблемы встречаются. Так, при монтаже записанный диалог, который, как и все остальное, вставляется на манер видеоредактора с дорожками, может самопроизвольно сместиться, заставив вас выкладывать отрывки заново. К тому же пару раз в этой части игра все-таки вылетела, вернув прогресс к последнему автосохранению, частота которых настраивается пользователем. Жалко, что нельзя указать зоны патрулирования уборщикам, из-за чего мусор может подолгу лежать в отдаленных участках студии, да и вообще остается загадкой, как он там оказался, если пешеходных дорожек туда никто не прокладывал. К тому же персонал почему-то упрямо игнорирует урны, бросая объедки в непосредственной близости от них.
Графика позволяет в считанные секунды перейти от вида с высоты птичьего полета до крупных планов. По любому павильону можно устроить обзорную экскурсию, а еще интересно проследить, как со временем и не без ваших усилий меняется дизайн окружающих декораций. Все без исключения персонажи плавно анимированы, но хотелось бы видеть бОльшее разнообразие в их жестах. Еще с самого начала вы заметите, что режиссеры, актеры и операторы при работе в одном павильоне постоянно выполняют стандартные наборы движений, но необходимо учитывать и общее количество съемочных площадок и зданий, с которыми герои могут взаимодействовать, а также массу анимационных вставок для подготовленных авторами сцен.
Основная масса звуковых эффектов заключена в наборе, используемом для создания картин в разных жанрах, поэтому здесь можно найти шумы на любой вкус. Прекрасный саундтрек составляют около сотни композиций в самых разных стилях, отражающих плавное течение времени, не считая мелких отрывков для сцен кинофильмов. По умолчанию герои говорят на симсоподобном диалекте, хотя иногда прослеживаются человеческие слова ("Мотор!"), а мысли материализуются во всплывающие текстовые предложения. Единственным исключением является местная радиостанция, которая будет постоянно сообщать о новостях, ди-джей станет их комментировать, а дежурный оператор расскажет, что происходит на студии.
Голливудская тематика до этого момента почти не была представлена в играх. В 1992 году появился Stunt Island, где можно было снимать короткометражные каскадерские трюки, позднее появился детский проект, где выбирался набор движений и вводился текст, произносимый мультипликационными зверушками, а в 1997 году вышла игра Hollywood Mogul, которую с The Movies роднит многое в плане геймплея, кроме графической части, которая там была представлена набором статичных картинок и таблиц. В Hollywood Mogul было много интересных идей, небольшая часть из которых (отображение имени компании игрока в момент демонстрации картины) была здесь позаимствована, но выбор жанров там был богаче, менеджмент разнообразнее, а успех проката показывался подробно по регионам мира, а не просто одной цифрой.
Между тем, у The Movies есть свои замечательные особенности, в частности, широкие возможности влияния на содержание картин, а создатели этой игры проделали огромную работу, сделав ее настолько захватывающей, что даже несмотря на некоторые имеющиеся недостатки потерять с ней ощущение времени несложно.