Поклонникам фантастического фильма Пола Верховена "Звездный десант" от 1997-го года, снятого по одноименному роману Роберта Хайнлайна, пришлось ждать долгие пять лет, чтобы вновь почувствовать себя кусочком сахара, на который со всех сторон ползут мириады кровожадных тараканов. Первая и до сего времени единственная игра по этой картине, Starship Troopers: Terran Ascendancy, являлась тактической стратегией (кстати, весьма и весьма неплохой), хотя тема так и просилась вылиться в бескомпромиссный и адреналиновый шутер. Тяжелую ношу по переносу кинематографического материала от именитого режиссера на экраны наших мониторов взвалила на свои плечи компания Strangelite, клятвенно пообещавшая не отклоняться от киношной атмосферы ни на дюйм. Обещания подкреплялись анонсами, где в красках расписывали захватывающее действо, дополняя его заявлениями о мельтешении в кадре до трехсот противников одновременно.
Итак, игра вышла, и что же мы видим? К сожалению, в первую очередь бросаются в глаза отнюдь не толпы жуков, а общая внешняя неказистость. Движок SWARM Engine собственной выделки может соперничать лишь с проектами трехлетней давности, а на графику местами без содрогания и взглянуть-то не получается. И это, заметим, при крайне жестких системных требованиях. Притом разработчики сначала демонстрируют нам унылое нутро космического корабля, затем не менее тоскливые ландшафты ночных уровней, и только потом дело доходит до миссий при свете дня. Честно говоря, все эти ночные пробежки по трем треугольникам и паре параллелепипедов, изображающих ландшафт, с фонариком, который вообще ничего не освещает, жуками-невидимками, беспрепятственно расстреливающем вас со скал, и сине-красным маревом на весь экран во время атаки какого-нибудь арахнида спокойно можно было вырезать, чтобы не портить впечатление. Особенно первоначальное.
Войнушка днем идет уже веселее, хотя и здесь довольно скоро заедает Ее Величество Рутина. Несмотря на приличную анимацию жучиных особей, которые, почти как в фильме, эффектно теряют свои конечности, оседают назад от прицельной очереди в упор и вполне правдоподобно валятся, заляпывая все вокруг зеленой жижей, замертво. Некоторые живчики не умирают после первой атаки и наскакивают снова и снова, заставляя судорожно палить по сторонам и следить за тающей полоской брони и здоровья. Все бы хорошо, но только почему жуки получились такими бестелесными? Поясню - через строй жуков спокойно можно пробежать, и при этом вы даже не сбавите шаг и не почувствуете, что натолкнулись хоть на какое-то препятствие. Недочет, мягко говоря.
- Сколько именно миллионов жуков, солдат?
Как вы думаете, как быстро вам надоест расстреливать нападающих со всех сторон жуков? Через пятнадцать минут, полчаса, час? А ведь игрушке кроме бесконечного отстрела тысяч жуков (пусть и реализовано это на нормальном, не более того уровне) похвастаться больше и нечем. Вся дюжина миссий одиночной кампании, где строгий командирский голос заставляет нас носиться от бункера к бункеру, или ползать по жучиным норам, метаться от одного отряда к другому, выполняя банальные задания, под самое горлышко забита лишь бесконечными перестрелками. Порой даже с одной полянки сходить не нужно, толпы жуков сами будут возрождаться и атаковать все новыми и новым табунами. Пока последние капли не переполнят чашу терпения даже у самых выдержанных. Как же хочется в такие минуты найти и спалить какую-нибудь жучиную дыру или засыпать неподъемными камнями их гнездо, но не положено. Скрипты за вас все решат, когда и сколько арахнидов должны свалится вам на голову и скольких еще нужно укокошить, чтобы командир пробубнил новое задание. Желающие, кстати, могут после прохождения сценария пройти его еще раз (на бис!) в режиме Level Attack Mode, например, пытаясь уложиться в меньшее время, только учтите, что сохраняться здесь уже нельзя.
- Вы хотите жить вечно?!
Сюжет как таковой фактически отсутствует. Ни тебе интересных персонажей, ни занимательной истории. Пусто, хоть шаром покати. Действие разворачивается спустя пять лет после событий фильма. Нас обзывают "Головорезом" (название подразделения в фильме, если кто забыл) с порядковым номером 6 и тупо тыкают пальцем в место очередного марш-броска, подсвечивая его еще и меткой с указанием расстояния в метрах. Вон за тем холмом разбился спускаемый модуль, срочно разведайте обстановку и защитите выживших от жуков! Офицер из корпуса Пси оказался заперт на холме, окруженный со всех сторон жуками, - перебейте тварей и проводите офицера на базу! Сопровождайте техника, пока он не починит защитные барьеры подле бункера! Уничтожьте гигантского плазма-жука, угрожающего нашим кораблям на орбите! Сбейте за пару минут всех летунов, чтобы спасательный шаттл смог приземлиться! И так далее в том же духе. Сопереживать безымянному герою совершенно не хочется. Чтобы хоть как-то привязать все происходящее к оригинальному фильму, разработчики не придумали ничего лучше, чем взять тот самый фильм, порезать его на мелкие куски, выбрать самые интересные на их взгляд моменты и аккуратно распихать в перерывах между миссиями. Роликов получилось достаточно, впрочем, все уже давно кино-то видели, а ничего более того здесь не покажут.
- Убивайте всех, у кого больше двух ног!
Как и в фильме, все типы жуков в игре можно подразделить на "пехоту", "танки", "артиллерию", "авиацию" и высшее руководство. Создатели немного расширили контингент представленных особей (до 19 типов), но они довольно органично дополняют все то, что мы наблюдали на экране. Отдельно хочется похвалить за уже упоминавшуюся технику передвижения (жаль, ночью ее почти не заметно), очень близкую к экранной, без которой весь местный зоопарк не стоил бы и выеденного яйца. Огромные плазма-жуки ленивы и неповоротливы, зато мелкие (до 3-4 метров в высоту) жуки-солдаты агрессивны и выказывают чудеса прыти для своих пропорций. Запоминающиеся моменты из фильма, например, защита форта в пустыне, перемежаются с выдуманными ситуациями, но почти всегда вам противостоят не один или два десятка огромных инопланетных насекомых, а сотни и тысячи. Кажется, чувство меры авторам здесь "слегка" изменило. Даже недавний Serious Sam 2 с его полчищами монстров по сравнению со Starship Troopers выглядит бедным родственником. Жуков, поверьте, здесь на порядок больше. К еще одной игре, которую создатели вспоминают добрым словом, намекая на битвы в компании с товарищами и эффект нахождения в переднем рубеже, Call of Duty, наш сегодняшний гость приблизился лишь на словах. Отряды звездной пехоты то и дело попадают в поле зрения, но по большому счету лишь суетятся под ногами, мешая целиться. Ни о каких слаженных командных действиях или захватывающих дух скриптовых сценках можете не мечтать. Например, была такая ситуация, когда понадобилось уничтожить с десяток летающих жуков. Два пехотинца стояли как каменные статуи за стационарными пушками и даже не думали из них стрелять по воздушным целям. Ну, ладно не стреляйте - так хоть от пушек отошли бы! В общем, мы воюем сами по себе, а пехота суетится отдельно, изображая в лучшем случае кучку никому не интересных статистов.
- Мы будем сражаться, и мы победим.
Оружие вызывает, скажем так, противоречивые чувства, как в плане внешнего вида, так и в особенности звука. Однако со своей работой оно справляется, помогая отправлять в лучший из миров одну сотню полосатых тараканов-переростков вслед за другой. Самой первой вашей пушкой, выдающейся всегда по умолчанию, станет штурмовой автомат M4. Плюс его в бесконечности боезапаса, а минусы - слабая убойная мощь и перегрев, что вызывает отказ при стрельбе без остановки. Приходится подождать несколько секунд, пока оружие не охладится. Вдобавок к нему идет несколько автоматов различных модификаций, включая с подствольным гранатометом или оптическим прицелом. Имеется очень неплохой шотган, с одного выстрела способный осадить даже жука-тигра с броневыми пластинами, массивный многозарядный rocket launcher, missile launcher, railgun с оптикой и гранаты. Часть "стволов" снабжена альтернативным режимом стрельбы, например к rocket launcher'у прикрутили стрельбу ракетами с захватом цели, а шотган способен стрелять четырьмя зарядами сразу. Иногда еще доводится пострелять из какого-нибудь закрепленного стационарного пулемета, но таким моментам попасть в список самых запоминающихся фрагментов игры явно не светит.
- Не будете делать свою работу - пристрелю лично.
Графика в Starship Troopers, видимо, плелась где-то в самом хвосте предпочтений авторов (которые увлеклись рисованием жуков), причем в обнимку со звуковым сопровождением. Местами не просто средне или терпимо, но откровенно убого. Два из трех вышедших за последние полгода середнячков уложат такое, с позволения сказать, изобразительное искусство на обе лопатки, даже бровью не моргнув. Ландшафты, военные базы, а также внутреннее убранство помещений примитивны и невыразительны, модели людей и их лица вызывают легкое недоумение, которое только усиливается, когда скашиваем глаза в правый нижний угол, где болтается автомат. Вменяемыми здесь оказались только модели жуков, да и то далеко не всех. Управление особых нареканий не вызывает, кроме маловразумительного прыжка. Зачем вообще делать такой хилый подскок, если он не помогает ни на ящик запрыгнуть, ни завал на ходу перемахнуть? Вопрос вопросов. Озвучка монотонна и однообразна, даже несмотря на привлечение оригинальных актеров вроде Каспера Ван Диена. В командира сразу же хочется запустить чем-нибудь тяжелым, разговоры солдат между собой натянуты и скоротечны, мелодии за душу не цепляют. Средненько все как-то.
- Не желаете стать гражданином?
Подведем итоги. Многообещающий проект, который должен был стать украшением закрытия сезона 2005-го года оказался едва ли не самым громким провалом. Если бы не держащие в напряжении перестрелки с жуками, которых действительно любопытно размазывать по скалам (хотя бы первые пятнадцать минут), то ловить здесь было бы совершенно нечего. Возможно, свой вклад в копилку популярности игрушки внесет мультиплейер, включающий уровни для кооперативного прохождения, Deathmatch'a и Team Deathmatch'a, но, откровенно говоря, очень сомнительно. Отсутствие внятного сюжета, невыразительная графика, ничем не примечательный звук и отсутствие нормального взаимодействия со своими (от жуков изысков интеллекта никто и не ждал), слишком монотонный геймплей с редкими попытками внести хоть какое-то разнообразие - увы, игровая посредственность, лишь местами напоминающая об ураганном фантастическом кинобоевике. Собственно, порекомендовать эту игру в первую очередь можно как раз поклонникам фильма, которые, отбросив какие бы то ни было параллели с хитами жанра, смогут получить свою порцию адреналина, уничтожая расу инсектоидов на далекой планете Хесперус. Жуками накушаетесь на несколько лет вперед. Всем остальным - на ваше усмотрение. Все-таки игра получилась слишком неоднозначной, чтобы одним ударом обозревательского молотка пригвоздить ее к категории "плохих" или "хороших". Все-таки таких атакующих толп еще поискать...