На смену "Саперу" и кроссвордам Очередная мания, за один год легко успевшая покорить весь мир, называется Sudoku. Древняя японская логическая игра стала известна на Западе еще лет двадцать тому назад, но бешеную популярность обрела почему-то только в этом году. Расчерченные на квадратики поля с цифрами давно облюбовали газетные развороты, вытеснив кроссворды, да и офисные работники, словно сговорившись, в одночасье переключились на новую забаву. Чем несказанно расстроили своих руководителей. Мало того, уже издаются не только сборники, но и специализированные журналы, производятся телешоу, а в скором времени планируется и первый мировой чемпионат по Sudoku. Вы еще не в курсе этого всеобщего помешательства? И слава богу, тогда побыстрее закройте этот обзор, пока еще не стало слишком поздно...
Так в чем же таится корень привлекательности этой банальной и незамысловатой на первый взгляд головоломки, распространяющейся похлеще любого компьютерного вируса? Возможно, в ее простоте и понятных даже для первоклашек правилах, а, может быть, в отсутствии языковых барьеров или, скажем, стремлении в наш компьютерный век погрузиться в медитативную магию цифр? Кто знает. При всем при том в Sudoku, по завязку нафаршированной цифрами, вообще нет никаких математических вычислений. Даже самых простейших. Только логика, наблюдательность и немного терпения.
Судите сами, на расчерченном на квадратики поле 9х9 клеточек, вдобавок разбитом на 9 блоков размером 3х3 необходимо заполнить все пустые поля таким образом, чтобы в строке, столбце и каждом блоке были цифры от 1 до 9. Собственно, все. Чем проще головоломка, тем больше цифр открыто с самого начала, ну а чем сложнее, тем, соответственно, меньше. На среднего уровня Sudoku можно потратить от одного до нескольких часов, если решать с карандашом в руках и на бумаге. Если же воспользоваться компьютерной программой, коих также развелось невиданное количество, то много меньше, благо есть подсказки, готовые решения и тому подобное. К одной такой программе мы сегодня и зашли в гости.
У Sudoku Challenge не так много возможностей, как у ее конкурентов (например, нет сохранения, отсутствует редактор головоломок), но все что нужно для игры имеется. А именно: стандартное поле 9х9 клеток, четыре уровня сложности (на самом легком изначально открываются порядка 30 цифр, а на hard'e не более 22-23), режим подсветки ошибок (когда неверно выставленная цифра сразу же высвечивается красным цветом, а правильно - серым), возможность делать до 9 мелких "карандашных" пометок в каждой клетке, отмена последнего хода, ластик для стирания любых неверно выставленных цифр и, как заявляют авторы, целых 10 000 вариантов головоломок. При желании любую текущую задачку можно легко распечатать на принтере, чтобы забрать с собой в дорогу и не отрываться от затягивающего шельмования с цифрами ни на минуту.
Графическое исполнение аккуратное, но не более того. Музыкальное сопровождение крайне бедновато - несколько простеньких мелодий да парочка озвученных кликов. Впрочем, Sudoku, интеллектуальный тренажер нового поколения, полюбили во всем мире совсем за другие качества. Которыми данная программа обладает в полной мере. И все же загружать ее демонстрационную версию из Интернета, позволяющую играть ровно 60 минут, или покупать полную, равно как и связываться с любыми другими программами или печатными сборниками, где упоминается Sudoku, настоятельно не советуем. Ибо чревато...