Любопытство сгубило кошку.
Народная мудрость Решительно не соглашусь с теми, кто считает профессию журналиста лишь второй из древнейших. Поскольку профессия, официально считающаяся древнейшей, возникла лишь при появлении товарно-денежных отношений, а вот байки и сплетни люди любили рассказывать друг другу, еще сидя возле костра, завернувшись в звериные шкуры. Как и во всякой иной профессии, в журналистике есть свои трудяги и свои ленивцы, энтузиасты и халявщики, гении и злодеи. И, как и во всякой профессии, самыми опасными людьми в журналистике являются энтузиасты-гении. Работая не столько за деньги, сколько за идею, эти ребята раскапывают все, что могут, в результате чего на свет вылезают тайны страшные и нелицеприятные.
Мэттью Картер как раз из таких. Ради хорошего материала он готов на многое, даже слетать в коммунистический СССР, за "железный занавес". Тем более что от своего источника он получил информацию о встрече президента СССР и представителя ЦРУ! Да не где-нибудь, а в Мавзолее! Естественно, наш неугомонный герой срывается с места и летит в Советский Союз, не ожидая того, что ему уже отведена роль пешки в закулисных играх КГБ и Службы Безопасности президента. Впрочем, чего совсем не ожидали другие участники игры, эта пешка захочет рвануть в ферзи...
Игра "Cold War" - это stealth-action от третьего лица. Управляя главным героем, мы проскальзываем, просачиваемся и прошмыгиваем мимо охраны и видеокамер, дабы... нет, не сделать хороший снимок, а всего лишь - уцелеть. Тем более, наша фотокамера - не только средство для получения художественных фотоснимков, но и хитроумный приборчик, дающий возможность смотреть сквозь стены, вырубать людей и электронику на расстоянии, а также взрывать висящие на стенках огнетушители. Но давайте обо всем по порядку...
Управление.
Интуитивно понятное и на удивление простое. Доступные Мэттью шесть видов передвижения (бегом, шагом, крадучись и их вариации) переключаются двумя альтернативными клавишами и колесиком мыши. Доступное оружие и снаряжение - цифрами с 1 до 7. Все действия в игре ("поднять вещь", "спрятаться под столом", "открыть дверь", "оглушить охранника" и т.п.) совершаются через всплывающее меню по правой кнопке мыши. Передвижение - WSAD или стрелки, а клавиша М вызывает карту. Ну и парочка горячих клавиш для удобства.
Единственно, что тут вызывает некоторое удивление - это отсутствие всяких хитрых телодвижений. Мэтт не может ни к стенке прижаться, ни из-за угла выглянуть. Понятное дело, наш Мэттью - всего лишь простой американский журналист, так что выкрутасы, подобные мистеру Фишеру, ему не доступны, но использовать простое "прижаться к стене" - положение обязывает. Но зато Мэтт умеет щелкать пальцами для привлечения внимания - наверное, в качестве альтернативы.
Песнь о рогатке
Начнем с малого - в игре всего лишь два вида огнестрельного оружия. Это некий пистолет (визуально опознать тип мне так и не удалось) и автомат АК-47.
Как уже говорилось, мистер Картер - не Сэм Фишер, поэтому шпионских устройств у него всего она штука, да и то коварные КГБ'исты подкинули. Да, речь идет о том самом фотоаппарате. Это миниатюрное устройство позволяет нам смотреть в диапазоне рентгеновских лучей, а также вырубать сквозь стены людей и электронику (в основном - видеокамеры). Правда, если смотреть мы можем сколько угодно, то заряды для "оглушения" ограничены.
А поскольку других шпионских девайсов у нас нет, то... придется нам их себе сделать. Для чего потребуется всего две вещи: материалы и чертеж. Материалы валяются тут и там на уровнях, зачастую - в довольно укромных местах. А чертежи добываются следующим образом: в процессе игры Мэтт будет находить множество всяких папок, тубусов или книжек, дающие ему технические очки. На эти технические очки мы и покупаем чертежи, используя клавишу F2 для покупки и сборки. Всего доступно 7 технических уровней по 4 чертежа на каждый. Купив 3 из 4-х на одном уровне, мы получаем доступ к чертежам следующего.
Условно, наши самодельные девайсы можно разделить на несколько типов. Первый - это усовершенствования к пистолету и "фотоаппарату". Сюда входят различные типы боеприпасов (пластиковые, бронебойные), увеличение обоймы (батареи), улучшение прицела (дальности действия), самодельный глушитель и т.д. Второй - это рогатка и заряды к ней. О, рогатка! Это самый угрожающий, самый устрашающий и самый разрушительный предмет из снаряжения диверсанта. Бесшумный, с набором зарядов самых разных типов (в нашем случае - все самодельное): от дротиков с наркотиком и парализующих дротиков, до гранат нескольких видов, этот предмет в умелых руках творит чудеса. Третий - это аптечки и анестетики. Аптечки позволяют поправить здоровье, а анестетики используются для усыпления уже оглушенного противника. Четвертый - мины усыпляющие и мины взрывающиеся. И те, и другие могут быть как просто маленькой минкой с временным детонатором, так и большущей минищей с детонатором дистанционным. Понятное дело, что усыпляющие гуманно отправляют противника в сон, а взрывные - негуманно на тот свет. Пятый - всего один предмет, тряпка, пропитанная эфиром. Вместо оглушения и последующего укола, сразу усыпляем противника.
Помимо собираемых предметов на уровне можно найти предметы, казалось бы, совершенно ненужные - монетки, водку, сигареты, канистры с горючим. Но цепкий ум Мэтью (и игрока) обязательно найдет применение и им. Так брошенная монетка позволяет отвлечь противника, а водка и сигареты заставят патрульных задержаться на одном месте, дабы покурить и выпить. Ну а канистра с горючим... один выстрел по канистре превращает на мгновенье в ад все окружающее пространство. Так что рекомендуется использовать с осторожностью.
Люди и тени
Вся игра состоит в скрытном передвижении из пункта А в пункт Б. Попутно мы тихо убираем часовых и патрульных, ищем материалы для сборки устройств и собираем документы для накопления своих технических очков. Способов дойти до пункта Б множество, и лишь от игрока зависит, какой именно он выберет. Можно перестрелять всех часовых и в наглую идти кратчайшим путем. Можно искать обходные пути, используя множество закоулков, а также столов, шкафчиков и лавочек под которыми (или в которых) можно спрятаться. Соответственно, не забывая про отвлекающие противника предметы типа монеток, водки и сигарет. Можно не убивать часовых, а оглушать и/или усыплять их. Правда, при этом стоит помнить, что оглушенный противник скоро очнется, усыпленный очнется тоже, хотя и не так быстро, как оглушенный. А если вырубленного часового найдет его коллега, то первым делом он приведет в чувство своего бессознательного товарища, а потом они вместе пойдут вас искать.
Кстати, помимо милиционеров, спецназовцев и агентов КГБ нам периодически будут попадаться и гражданские лица. Эти товарищи хоть и не нападают на нашего героя, но очень пугливы и, чуть что, начинают с громкими криками убегать. А на их панические вопли тут же сбегается охрана...
6 будильников и 22 патрона
За всем этим было обнаружено несколько недоработок. Во-первых - звуки выстрелов. Непонятно почему, но если мы стреляем без глушителя, то на звуки выстрелов сбегутся лишь самые ближайшие охранники. К примеру, если мы пристрелили одного в начале длинного коридора, то среагирует часовой в середине, в то время как стоящий в конце ничего не услышит.
Во-вторых - камеры и сирена тревоги. Опять же, по неизвестным причинам, если мы неудачно попались под камеру и вызвали сирену тревоги, то почему-то среагируют только ближайшие охранники. Если же никого рядом нет - то через несколько секунд тревога прекратится.
В-третьих - инвентарь. Понятное дело, что он ограничен - однако ограничение стоит достаточно неравноценное. Всего 22 патрона на каждый вид боеприпасов для пистолета. И в тоже время - 6 будильников. 6 будильников и 22 патрона. Жуть. Или всего 8 шприцов с анестетиком? Более того, когда мы наконец разживемся автоматом, собирать по 7-8(!) автоматных патронов с обездвиженного противника - это же бред. Можно подумать, это такие звери, что им даже боекомплекта не дают. А снаряжение? Через нашу суперфотокамеру ясно видно гранаты, бронежилет, прибор ночного видения и т.д. у спецназовцев. Ура? Нет, не ура - ни то, ни другое, ни третье мы взять не можем.
В-четвертых, время действия анестетика - казалось бы, один укол и супостат должен проспать несколько часов. Ан нет - минут десять он, может, и проспит, а потом встанет и будет нести свою нелегкую службу дальше. В принципе, нам было бы все равно - прошли мимо, и фиг бы с ним, но зачастую придется раза два-три пересечь уровень из конца в конец. Соответственно - раза два-три вырубать, обходить или обползать одного и того же часового. В таких условиях созревает решение, что перестрелять всех намного проще, нежели оставлять в живых, тем более что в большинстве случаев нас ничего не ограничивает в выборе средств.
Ну и напоследок - так и не удалось найти клавиш, которыми можно двигать карту. Дело в том, что нам обычно показывают только фрагмент ее, в центре которого находится Мэтт. Все было бы ничего, но периодически (не часто, но бывает) мы находим терминалы, с которых можно осмотреть округу через видеокамеры, и, включив оную карту, увидеть местоположение охранников. Однако как именно переключиться с одной камеры на другую или сдвинуть карту для просмотра (про переключение между этажами вообще промолчим), так найти и не удалось. Обидно то, что согласно логике игры, они должны быть - так как периодически, используя терминалы и камеры наблюдения, нам придется водить своих напарников (да-да, иногда у нас будет напарник, хоть и чисто символический), по коридорам, минуя охранников. А как это проделать, если о местоположении врага мы знаем только "где-то там, внизу"? Предупреждая вопросы - нет, в настройках управления оных клавиш не обозначено.
Графика и звук.
Красиво! Не так часто попадаются игры, где сразу ясно, на что идут заявленные требования. Несмотря на то, что большую часть игры мы в буквальном смысле проводим в тени, от этого еще большее наслаждение получаем от грамотно проработанных источников света. Грязные и обшарпанные стеклянные двери - действительно грязные и обшарпанные. Небольшие круглые окошки в дверях, через которые можно осмотреть помещение. Возможность заглянуть через закрытое окно на улицу и увидеть ходящих там часовых. Разбитые выстрелами стекла рассыпаются осколками, а спецназовец в рентгене - практически анатомическое пособие. Единственно, чего игре не хватает - немного кровавости и чуть более ярких спецэффектов от выстрелов и взрывов. Убитый противник не оставляет никаких следов крови ни на полу, ни на стене, что совсем далеко от реализма (жуть - начали жаловаться на недостаток крови), а взрывы выглядят очень скромно на фоне движка в целом. Еще одна придирка чисто субъективна - кто сказал авторам, что здание КГБ в 80-х годах выглядело настолько обшарпанным?
Звук на высоте. Опять же, положение обязывает - в играх подобного жанра половина геймплея строится именно на звуке. Тут и различные звуковые эффекты при ходьбе по разному покрытию пола (кафель, паркет, гравий и т.д.), грамотная реализация выстрелов при навернутом глушителе, эхо в длинных коридорах, внятные и грамотные фразы противника, а также неплохие музыкальные темы.
Выводы
Симпатичная игра, увы, не избежавшая разнообразных шероховатостей, часть которых слегка портит удовольствие от прохождения. В частности, Мавзолей - по мнению разработчиков, отдельно стоящий бункер для укрывания останков В.И. Ленина от народа (Красная площадь отсутствует как таковая), замызганные помещения в здании КГБ на Лубянке и намек на всеобщий алкоголизм в СССР. Сами посудите - часовой находит бутылку водки и тут же ее выпивает (хорошо, хоть визуально это не отображают). Часовой. В здании КГБ. На службе. Ну-ну...
Еще более забавное (или оскорбительное) заявление лежит на сайте разработчиков в разделе описания предметов. "Сигареты - это эффективный способ отвлечь восточных европейцев от их работы. Курение является национальным времяпровождением для многих европейских культур". Уж и не знаю, радоваться или жалеть, что на сайте нет описания водки.
Технические моменты мы вроде уже пробежали - тут и инвентарь, и невозможность собрать гранаты и запасные обоймы к автомату (8 патронов трудно считать за полный магазин), отсутствие возможности прижаться спиной к стене или аккуратно выглянуть из-за угла. Однако "Cold War" - игра не только красивая, но и интересная. Несмотря на то, что сюжет не является литературным шедевром, довольно интересно "отыграть" еще одну версию событий в Чернобыле. Сам по себе игровой процесс увлекателен даже для людей, не являющихся ярыми поклонниками "stealth". А уж для истинных фанатов тут форменное раздолье.