Чудеса селекции Конвейер, противно жужжа изношенными электромоторами и звонко стуча на стыках рельсов, медленно вез в неизвестном направлении. Холодная поверхность пенопластика неприятно раздражала открытые участки кожи. Из зловещей темноты то и дело выныривали, поблескивая металлическими ребрами, все в ржавых пятнах и забуревших кровавых подтеках, куски стен и инженерных конструкций чуждой нам расы. Расы строгггов, биомеханических существ, считающих, чем больше в их нутре будет искусственных имплантантов, тем лучше. Кажется, руки свободны, но пошевелить ими сил уже не хватает. Можно только немного приподнять голову. Уж лучше бы этого не делать. В аналогичной кювете чуть впереди везли человека, грудь которого на моих глазах... о, черт!.. только что бесцеремонно вскрыли, а потом туда с чавкающим хрустом нахально вонзилось какое-то механическое щупальце. Крики несчастного еще долго эхом кошмара будут отдаваться в моей голове. Теперь настала и моя очередь... Хрррум... Сознание еще теплится в изуродованном теле, но от боли хочется лезть на стену. Дальше все как в замедленной съемке... циркулярная пила медленно опускается, чтобы у находящегося в шоке бедняги в паре метров от меня по колено отхватить ноги. Через секунду их место занимают уродливые механические протезы. Неужели после этого он еще будет жить? Похоже, эту пытку я уже не выдержу. Прощайте, верные товарищи из отряда "Носорог", прощай старина Страусс, прощайте, лейтенант Восс. Может быть, вы и одержите победу над этими полоумными киборгами, но, сдается, что без меня... Вжжж-ж-ж:. Последняя мысль, мелькнувшая в затухающем сознании, была тягостна и невыносима, обжигая почище раскаленного металла. Все кончено... теперь я сам строг... Я - СТРО-О-ОГГ?!..
Стойкое ощущение "дежа вю".
Без малого десять лет минуло с того момента, как весь игровой мир содрогнулся от удара "землетрясения" по имени Quake от ID Software. Именно благодаря этой без преувеличения Иконе, родоначальнику жанра, подхватившему эстафету у Wolfenstein 3D и Doom, все современные FPS выглядят именно так, а не иначе. Через год вышло продолжение в лице Quake II, а еще через парочку - третья часть, к сожалению, сделавшая упор исключительно на мультиплейер, оставив поклонникам сингла лишь скромную возможность побегать в компании с ботами. Одумалась ID, решив реанимировать серию, только через долгие 6 лет, причем судьба культового сериала была вверена в руки сторонней Raven Software, создательнице популярных сериалов Soldier of Fortune и Jedi Knight. Отцы-основатели при этом внимательно наблюдали за проектом и следили за его соответствием "генеральной линии партии". Возможно, именно поэтому результат оказался отчасти неожиданным. Увы, но перед нами отнюдь не оригинальный и ни на кого не похожий блокбастер, а совершенно типичный клон, прилежно и со знанием дела склеенный из двух половинок, вывешенных в разное время на доске почета id. Но обо всем по порядку.
Играя в Quake 4, никак не удается отделаться от назойливой мысли, что перед нами... Doom 3. Ну, не сам, конечно, а какой-нибудь его полноценный и самодостаточный add-on. Настолько все знакомо и привычно. Монстры и оружие другие, пугают чуть меньше, но все остальное - как будто под копирку. Кроме разве что заигрывания с открытыми пространствами и наличием средств передвижения, да боев в компании с морпехами, способными к тому же оказать и своевременную помощь в восстановлении здоровья или усовершенствовании оружия. Я, впрочем, не берусь утверждать, что это так уж плохо. Doom 3 - бесспорный и стопудовый хит прошлого года, и если какая игра на него и похожа, то это скорее можно расценивать как комплимент. А ведь Quake 4 не просто похож и использует аналогичный движок, но может похвастаться чуть более яркими красками, продуманным дизайном уровней и новыми возможностями, которые, не скупясь, льют воду на мельницу fun factor'a.
Война миров.
По сюжету, который подхватывает эстафетную палочку ровно в том месте, где ее обронил Quake II, мы отныне - не безымянный морпех, а Мэтью Кейн, боец элитного отряда "Носорог", что в числе многих прочих входит в силы Земли, направленные на родную планету строггов в качестве контрудара. Благодаря главному герою из прошлой части оборонительные орудия строггов лежат в руинах, а их лидер Макрон уничтожен. Но до полной победы еще далеко. Чтобы поставить жирную точку в конце кровопролитной войны между землянами и расой полумеханических варваров, уничтожающих или приспосабливающих под свои нужны все, что встречается на их пути, необходимо уничтожить Нексус, коллективный разум строггов и их средство связи и координации действий в одном лице. Ключевая роль в этой ответственной миссии и отводится Кейну, тем более что только он и способен справиться с такой задачей. После пленения строггами Кейна нашпиговали различной машинерией (ролик превращения в строгга сделан весьма атмосферно), но еще не успели подключить к Нексусу. Таким образом, он стал сильнее и быстрее, а также получил возможность легко обходить защитные системы вражеских баз. Действие плавно перемещается с поверхности планеты в подземные комплексы и обратно, несколько раз заруливает на космический корабль "Ганнибал", где располагается земной штаб, главный герой дважды совершает посадку на планету на спускаемом модуле. Оба раза, между прочим, неудачно.
Повествование сдобрено большим количеством занимательных сценок на движке (как и в Doom 3), причем нередко использует и аналогичный фирменный прием. Когда камера вылетает под потолок, оценивает крутизну клыков и когтей очередной твари, а затем плавно возвращается в вид из глаз. Что касаемо монстров, то они не прячутся по темным углам и не спешат выпрыгивать из-под пола. Только несколько раз за всю игру авторы удосужились продемонстрировать элементы "хоррора", в остальное время всех противников прекрасно видно издалека. Интеллект умнее не стал, иногда даже кажется, что противникам просто перерисовали шкурки. Так, есть здесь и киборги-зомби, и киборги-собачки, еще несколько типов солдат, помимо них парящие девицы, обожающие неожиданно телепортироваться, летающие монстры, роботы и, разумеется, боссы. После смерти тела на земле валяться не остаются, а моментально исчезают, испаряясь в облаке зеленого тумана.
В качестве "тузов в рукаве" выступают сражения на открытых пространствах в компании товарищей и явно аркадные покатушки на ховертанке, шагающем роботе, трамвае или машине конвоя. В двух последних случаях даже управлять не нужно - знай себе дави на гашетку пулемета. В отличие от Марса, здесь не приходится постоянно искать баллоны с кислородом и, оказавшись на поверхности планеты, спешить укрыться за надежными воротами воздушного шлюза. Чем земляне и пользуются. Окопная война в духе шутеров про Вторую мировую (думайте о сценках из Call of Duty или Medal of Honor) - одно из проявлений Quake 4. Вокруг рвутся снаряды, над головой проносятся истребители, однополчане один за другим падают, сраженные меткими очередями наседающих строггов... Впрочем, фантазии разработчиков хватило очень ненадолго. После нескольких подобных уровней игрушка окончательно и бесповоротно скатывается в трясину Doom 3, и до самого финала (кстати, излишне затянутого) даже не думает оттуда выбираться. Нередко компанию вам составят один или несколько морпехов, управлять их поведением напрямую нельзя, но пользу из общения извлечь все же можно. Так, медик легко залечит боевые раны, а техник подлатает потрепанный бронедоспех. Порой необходимо следить за здоровьем напарников: убьют - придется переигрывать. Став строггом, появится возможность лечиться и при помощи специальных настенных аппаратов, по своим функциям напоминающих лечебные ящики из Half-life.
Огонь, батарея.
С оружием особенно мудрить не стали, даже не удосужились прикрутить к нему альтернативный режим стрельбы. По правой кнопке у некоторых стволов традиционно работает zoom. Зато теперь фонарик повесили прямо на ствол, поэтому нам не приходится убирать пушку, чтобы внимательно осветить темный уголок (темных закутков по-прежнему хватает, хотя их и стало меньше по сравнению с Doom 3). К несчастью, фонариком облагодетельствовали далеко не все оружие (точнее - всего два), поэтому часто критерием выбора является не его мощность, а наличие прикрученной снизу лампочки. Ведь куда лучше стрелять из мелкашки по ясно видимой мишени, чем из пушки по воробьям. В сингле на единичку повешен бластер с бесконечным боезапасом, а в мультиплейере - перчатка с вращающимся диском c лезвиями (gauntlet). В остальном оружие для разных режимов идентично и включает machinegun с оптическим прицелом, шотган, гипербластер (фактически бластер-пулемет), гранатомет, nailgun (напоминает миниган), ракетница, бьющий одиночными лучами railgun, молниями - lightning gun, а также вариация на тему BFG - ультимативный dark matter gun - выпускает фиолетовый шар, который легко просачивается через большинство препятствий, засасывает оказавшихся поблизости врагов, после чего взрывается. Часть пушек в определенные моменты по сценарию подвергается принудительному усовершенствованию. Например, патроны в nailgun в снайперском режиме сами ловят цель, а ракетница позволит управлять ракетой в полете, хотя бы и за угол ее запустить.
Вперед, в прошлое.
Еще несколько слов о мультиплейере. Почему несколько? Да просто потому, что обсуждать здесь особенно нечего, ведь он является практически калькой с Quake 3: Arena, только выполненном на движке от Doom 3. Это, конечно, не значит, что в Raven решили банально переформатировать те же самые уровни (хотя и уровни из прошлых игр серии присутствуют), но сам дух и стиль исполнения (например, кругом полно прыжковых площадок, как в Q3) выдержаны порой с точностью до озвучки и подбираемых бонусов. Опять-таки весьма спорное решение, хотя поклонники классического DM, который в Arena был отполирован до зеркального блеска, такой фокус, вероятно, одобрят. Кроме DM в наличии имеются следующие режимы: Team DM, CTF, Arena CTF и Tourney (турнир, в котором битвы проходят 1 на 1, проигравший выбывает), а играть можно до 16 человек.
Must have.
На визуальной стороне и звуке подробно останавливаться не имеет смысла. Что называется, тот же Doom 3, вид сбоку. Или, может быть, так - Doom 3 во вселенной Quake. В id создали великолепный движок с передовой графикой, саундом и эффектами, а Raven в очередной раз показала, что из него можно сотворить, когда он попадает в умелые руки. Вы устали в D3 от вечного блуждания по катакомбам, непроглядной темноты, однообразной палитры красок? Хочется больше света, разнообразнее локаций и потасовок на открытых пространствах? Все это имеется в Q4 и даже немного больше. Стало быть, флаг одного из лидеров в области графики теперь потихоньку уплывает в новые руки. Непонятно только, кому пришла в голову идея положить в качестве нагрузки отретушированный вариант Quake 3: Arena. Вышедший, напомним, еще в 1999-м году. То ли в качестве объекта ностальгии для старичков, то ли как демонстрационное пособие "как должен выглядеть DM" для новичков. В любом случае, симбиоз получился любопытный и категорически рекомендуется всем поклонникам жанра для пополнения личной коллекции. Интересно, если теперь обе ветви столь популярных в народе шутеров так тесно переплелись, на что тогда будут похожи Doom 4 или, скажем, Quake 5?