Все началось с программиста... Как редкая птица долетает до середины Днепра, так и редкая компьютерная игра добирается до цифры "три" в своём названии. И уж просто уникальными являются те из них, которые, словно хорошее вино, с каждым годом становятся только лучше и изысканнее, а не превращаются в кислый уксус. Трилогия под общим названием "Splinter Cell" относится именно к этому, избранному числу игр, а имя её главного героя - Сэм Фишер (Sam Fisher) уже давно из имени собственного (и брендового) стало именем нарицательным.
У вас проблемы? Тогда мы идём к вам!
Лето, жара, июнь. Самое время отправиться в отпуск к тёплому морю, погреть старые кости на горячем песке, посмотреть на красивых девушек в бикини, побродить по залитой солнцем набережной, без того, чтобы за спиной кто-то истошно орал "Тревога!" и открывал беспорядочную стрельбу. Да и годы уже не те, чтобы часами прятаться по тёмным закоулкам, ползать по вонючей канализации и скакать, словно мартовский заяц, по крышам. Вот выйду на пенсию...
Возможно, так или примерно так думал Сэм Фишер после того, как обезвредил бомбу в аэропорту Лос-Анджелеса в прошлом году, но что-то вновь заставило его сделать одолжение начальству и взяться за ещё одну, с виду безобидную, миссию по освобождению взятого в заложники программиста.
По уже сложившейся традиции рядовая миссия в джунглях Перу незаметно перерастает в международный конфликт, а Сэму как главному стрелочнику "Третьего эшелона" приходится расхлёбывать кашу, заваренную США, Японией и обеими частями Кореи.
В игре вы выступаете на стороне Японии, переживший экономический кризис, спровоцированный хакерами. Ваша задача: найти хакеров и выяснить, кто их нанял. Но хакерская атака на Японию - это лишь вершина айсберга, с которым вам придётся столкнуться. На самом деле всё гораздо сложнее, и вскоре мир будет находиться лишь в шаге от начала второй американо-корейской войны, и есть опасения, что в этом конфликте жертв будет на порядок больше. Если же принять в расчёт твёрдую уверенность США в том, что у Северной Кореи есть ядерное оружие, то становится вообще не до шуток - параноиков над кнопками хватает и с той, и с другой стороны.
Ось зла
Несмотря на то, что американское правительство жаждет развернуть войну как можно быстрее (видимо, срок годности ракет и бомб на авиабазах подходит к концу), "Третьему эшелону" удаётся убедить сенаторов повременить с решением и провести своё расследование хакерских атак и выяснить, действительно ли Японию "заказало" правительство Северной Кореи. Ключевая роль в расследовании отведена Сэму, который в очередной раз должен стать глазами, ушами и руками "Третьего эшелона".
После знакомой (по демонстрационной версии игры) миссии в Перу, Сэму придётся отправиться в воды Жёлтого моря, где вас ждёт приключение на борту корабля "Мария Нарцисса". Затем, идущий по следу Фишер единолично исполнит роль сразу всех двенадцати друзей Оушена и посетит национальный банк Панамы. Кроме этого вас ждут миссии, проходящие на улицах Нью-Йорка и Сеула, а также в японских банях и на ракетной базе в Северной Корее. Количество миссий по сравнению с предыдущей частью увеличилось, достигнув десяти. Игровые карты также заметно увеличились, и если раньше вы вряд ли могли заблудиться, да и миссии были довольно линейными, то в этот раз заплутать ничего не стоит.
Считаю до трёх, а потом как дам больно!
Главное отличие "Теории Хаоса" от предыдущих двух игр, это наличие множества альтернативных путей (отсюда впечатляющие размеры карт) для прохождения миссий. Как пример, перед вами стоит задача: пробраться в кабинет казначея банка и активизировать пароль для доступа к главному сейфу. Кабинет, разумеется, заперт, и, чтобы его открыть, вы должны узнать код доступа к нему. В предыдущей игре вы бы не раздумывая напали бы на начальника охраны банка и, прижав к его виску пистолет, узнали бы код. Разумеется, точно также можно поступить и на этот раз, но, если вы будете внимательными, то обнаружите вентиляционную шахту, ведущую в интересующий вас кабинет. Так что в итоге и волк будет сыт, и овцы целы. Таких мест в игре, где есть два или более способов решения стоящей перед вами проблемы, предостаточно, а одну и ту же миссию можно пройти несколькими не похожими друг на друга способами.
Второе новшество касается арсенала Сэма. Если раньше для того, чтобы погрузить помещение в темноту, вам надо было либо вырубить свет с помощью выключателя, либо выстрелом разбить лампочку (на выстрел сбегалась половина гарнизона), то теперь в арсенале Фишера появилось специальное приспособление, способное ненадолго вырубить практически любое электрическое оборудование. Достаточно лишь навести устройство на лампочку и нажать на кнопку - свет погаснет, пусть и ненадолго, но за это время вы легко сможете прошмыгнуть мимо противников, пока те будут выяснять, что же произошло. Кроме того, у Сэма появилось устройство (сокращённо - EEV), позволяющее ему на расстоянии залезать в чужие компьютеры и сканировать объекты. Это же устройство снабжено лазерным микрофоном для подслушивания особенно важных переговоров врагов.
Армейский нож Сэма из декоративного украшения превратился в орудие для разрезания ткани и полиэтиленовой плёнки, с помощью которого вы можете прорезать для себя ещё один вход в палатку врага и зайти с неожиданной для него стороны.
К отрицательным сторонам арсенала можно отнести тот факт, что по-настоящему выбрать то, что вы хотите взять на задание, невозможно - это уже сделано за вас. Всё, что вам остаётся - это сделать выбор между тем, что рекомендует командование, и тем, что может пригодиться для агрессивного или скрытного способа прохождения миссии. В зависимости от вашего выбора в арсенале будет либо больше патронов и боевых гранат, либо больше всяких шпионских штучек, но куда более лёгкий патронташ.
В арсенале акробатических способностей Сэма появилось несколько интересных номеров, среди которых есть возможность, повиснув на трубе вниз головой, схватить за шею проходящего под вами противника, причём ломать ему шейный позвонок или нет - решать вам. Кроме того, Фишер научился, вися на руках под противником, стоящем на балконе или площадке, перелезать через перила, перебрасывая при этом врага через себя.
Есть в игре и новшество для любителей статистики. Разработчики включили в игру подробное описание того, что вы успели натворить, с перечнем убитых, раненых, а также выполненных и проваленных заданий, наподобие того, что используется в сериях игр о лысом убийце под кодовым номером 47. Благодаря этому нововведению наверняка появятся игроки, которые захотят пройти все миссии со стопроцентным результатом.
Кстати о миссиях или, скорее, о заданиях. Помимо основных заданий в "Теории хаоса" присутствует множество второстепенных задач и даже скрытые бонусы. Так, например, в одной из миссий вас попросят сделать одолжение для одной вашей старой израильской приятельницы и поставить несколько телефонов на прослушивание. Вам решать - заниматься этим или нет.
Ещё одно изменение коснулось философии игры - отныне три поднятых тревоги не будут означать провал миссии ("Это тебе не видеоигра, Фишер"), в то же время это не означает, что разработчики дали вам абсолютную пятую степень свободы, отнюдь. Хитрецы из Ubi Soft придумали, как с помощью сюжетной линии не дать вам открыть огонь и превратить их детище в заурядную стрелялку. Например, перед входом в машинное отделение на корабле вам намекнут, что там утечка газа, и, если начнётся пальба, то все на судне, и вы в том числе, отправятся к праотцам. Если не верите - попробуйте выстрелить, главное - не забудьте перед этим сохранить игру.
Не убий!
С каждой новой игрой Сэм Фишер становится всё более и более самостоятельной единицей с собственным мнением, иногда не совпадающим с мнением начальства "Третьего эшелона". Если в предыдущей игре он лишь однажды имел возможность ослушаться приказа, то в "Теории хаоса" моментов, где вам придётся принимать решения, довольно много. Как пример, во время одной из миссий вы найдёте тяжелораненых американских пилотов, которые аккурат оказались в месте, где с минуту на минуты будет произведена точечная бомбардировка (то есть надо эвакуировать как минимум половину города) американских же ВВС. Начальство прикажет Сэму оставить пилотов умирать геройской смертью, а самому уносить ноги. Выбор же окончательного решения остаётся за вами.
Помимо моментов выбора между геройством и собственной жизнью, предусмотренных сюжетом, вы постоянно будете стоять перед выбором - оставить ли данного противника в живых, дать ли ему второй шанс или он действительно заслужил закончить своё бренное существование с перерезанным горлом. Даже если вы уже схватили свою жертву и держите у её горла нож, то ещё не поздно передумать и нажать не на левую кнопку мышки (перерезающую горло или ломающую шею), а на правую с тем, чтобы лишь на время вырубить противника.
Графика и музыка
Голос Сэма по-прежнему озвучивает актёр Майкл Айронсайд (Michael Ironside) и делает это великолепно. В зависимости от ситуации голос Фишера передаёт его внутреннее состояние - где-то в интонациях звучит издёвка, где-то - усталость, а где-то - плохо скрываемая ненависть. Кроме того, Сэм стал разговаривать сам с собой, причём угадать момент, когда он начнёт что-то бурчать себе под нос, достаточно сложно, и от этого происходящее выглядит очень естественно. Например, взламывая замок с помощью отмычки, Сэм с нетерпением подгоняет процесс, а во время визита в канализацию не скрывает своего отвращения и сообщает, что "здесь воняет".
Диалоги в игре великолепны, особенно между Сэмом и сотрудниками "Третьего эшелона". Благодаря диалогам можно сделать вывод не только о происходящем, но и узнать много нового о Сэме и людях, с которыми он работает. Противники также радуют. Так как большинство охранников в третьих странах наняты прямо с улицы, то среди них попадаются весьма примечательные личности, чьи диалоги, а порой и монологи довольно забавны. Так, во время одной из миссий вы повстречаете охранника, готового покончить жизнь самоубийством только потому, что его любимая футбольная команда проиграла матч. Разве поднимется после этого рука, чтобы прикончить бедолагу?
Довольно часто, когда Сэм хватает очередного противника за горло, перед тем как его либо казнить, либо помиловать, вы можете с ним поговорить. Самое интересное, что, несмотря на свою многочисленность, противники не говорят один и тот же заученный текст, а Фишер каждый раз придумывает новые способы повеселить и себя и вас.
О музыкальном оформлении игры можно сказать двумя словами - Амон Тобин (Amon Tobin). Этот гений электронной музыки явно сам является поклонником Сэма Фишера, настолько точно и метко он написал музыкальные темы ко всем десяти миссиям игры. Атмосфера таинственности, напряжения, ожидания, адреналина в крови - всё это присутствует в музыке Тобина, а электронное происхождение тем как нельзя лучше подходит к сюжету игры, завязанному на высоких технологиях.
Движок остался тем же, но графика претерпела ряд серьёзных изменений, что не могло не сказаться на технических требованиях к компьютеру. В игре применена технология Shader Model 3.0, которую поддерживают только самые новые видеокарты, хотя, по большому счёту, особенной разницы в графике по сравнению с режимом Shader Model 1.1 я так и не заметила.
Искусственный интеллект
Увы, против Сэма по-прежнему действую либо параноики, вздрагивающие от собственной тени, либо беспечные идиоты, патрулирующие заданный район по одному и тому же маршруту, да ещё к тому же поворачивающиеся к стене лицом и предоставляющие спину и шею в ваше распоряжение.
Иногда, после того как вы вырубили или убили охранника, вы можете услышать, как его товарищи орут в рацию, с требованием объяснить, куда тот пропал. Но заметьте, никому не придёт в голову пойти и посмотреть, что же действительно произошло.
Группа элитного японского спецназа может битый час ожидать вашего появления в одних и тех же позах и не двинется с места, пока вы первым не начнёте пальбу.
Многопользовательская игра
На этот раз к уже знакомому режиму "шпионы против охранников" добавилась возможность играть в паре, так называемый "Сoop" ("Кооперация"). Для "кооперации" на сервере UbiSoft созданы четыре карты, на которых вы вдвоём с приятелем выполняете миссии, помогая друг другу. Например, один из игроков может встать на плечи другому и забраться таким образом на балкон, или же вы можете запустить своего приятеля, словно снаряд, в противника и сбить того с ног.
Режим "шпионы против охранников" перекочевал из предыдущей версии игры и в представлении не нуждается.
Единственное, что сильно портит впечатление от многопользовательской игры - это проблемы с сервером, лаг, и то, что все хотят быть хорошими шпионами и никто охранником. В режиме же "кооперации", как правило, один из игроков более опытен, чем другой, и совместные действия сводятся к выяснению отношений на тему, кто первым поднял тревогу.
Ложка дёгтя
Прежде всего, надо посетовать на карту, которая лишь номинально присутствует в игре - что-либо понять в ней, а тем более ориентироваться совершенно невозможно - какое-то нагромождение кубов и параллелепипедов.
Вторым вопросом к разработчикам является их манера погружать игровые карты в сплошную темноту, сильно облегчая тем самым игроку работу. Если темноту в трюме корабля ещё можно как-то объяснить, то кромешный мрак, царящий в рабочих помещениях банка, вряд ли можно списать на экономию электричества. Такое чувство, что охранники набраны из числа вампиров, но тогда почему их берут обычные, а не серебряные пули?
Небольшие огрехи встречаются и во время игры, например, я так и не поняла, почему Сэм не может свистеть, находясь в вентиляционной шахте? Может, религия не позволяет?
И последнее, не знаю как вы, но я не очень люблю рекламу, особенно навязчивую, в тоже время разработчики из UbiSoft без зазрения совести на протяжении всей игры рекламировали, по всей видимости, своих спонсоров: Nokia, AMD, дезодоранты Axe и жвачку Airwaves. Хорошо, хоть не прокладки Always.
Вердикт
"Теория хаоса" - без сомнения, лучшая часть трилогии о Сэме Фишере. Если вам понравились первые две игры, то понравится и эта. Режим многопользовательской игры по-прежнему хромает на обе ноги, но и без него "Теория хаоса" является увлекательнейшим действом, достойным того, чтобы на него потратить несколько вечеров.
Послесловие
После прохождения игры вам откроется доступ не только к музыкальным темам, но и к видеоролику, рассказывающему о... фильме по мотивам похождения Сэма Фишера. Остаётся только надеяться, что этот фильм ждёт лучшая участь, чем "Doom".