На обломках демократии Разработчики из компании PopTop Software, основанной в 1993 году и в настоящий момент являющейся частью холдинга Take-Two Interactive, прославились своими экономическими стратегиями: Railroad Tycoon (вторая и третья части) и Tropico. Тем более интересна их попытка опробовать свои силы в создании пошагового тактического варгейма, основанного на вымышленной истории о масштабной катастрофе.
Сценарий здесь большого значения не имеет, но вызывает любопытство. Подтасовка результатов следующих американских выборов приводит, по мнению создателей, к победе самого непопулярного кандидата, исповедующего идеи тотального контроля и подавления мыслей оппозиции. В результате страну захлестнули повсеместные мятежи и террористические акты, исходящие от своих же граждан. Настоящий коллапс случился после взрыва атомной бомбы в Вашингтоне, когда в Белом Доме погиб избранный президент, а США в 2013 году не без помощи жадных до власти политиканов раскололись на несколько самостоятельных государств, лидеры которых были движимы различными мотивами и имели собственные интересы. Между тем, Европейский Союз поспешил высадить на территорию разрушенной столицы своих солдат, объясняя это торговыми преференциями и желанием сохранить целостность дружественной страны. С помощью нескольких видеороликов с новостными репортажами позднее вы сможете также узнать о том, зачем одному русскому генералу понадобилось десантироваться со своей армией на Аляске.
Обучающий режим не продуман, благо освоение игры отнимет немного времени. Новички могут ознакомиться с тремя видеокурсами на тему особенностей экрана кампании, техники боев и статистики юнитов. Мануал присутствует лишь в книжном варианте, и этот недостаток не исправляет, рассказывая о том же самом. В файле помощи можно найти список уникальных особенностей стран и "горячих" клавиш.
Игровых режимов несколько. В одиночном - вас ждут нелинейная кампания (с таким же успехом "нелинейной" следует называть каждую партию в шахматы) и классический "Skirmish". С последним все очень просто: выбираете сторону, место боя, сложность, роль и страну оппонента, а затем на выделенный бюджет набираете себе желаемых юнитов и сражаетесь до победы.
В кампании все немного сложнее. Вначале нужно определиться со страной, интересы которой выбудете представлять. Игровые фракции (всего - 7) - выделившиеся из пространства США территории со своими особенностями и ЕС. Так, союз Новой Англии, включивший Нью-Йорк, Огайо и другие штаты, отличается высокой плотностью населения и мечтой о справедливых выборах. Калифорнийское Содружество богато природными ресурсами, управляет несколькими мегаполисами и сражается за свободу. Федерация Великих Равнин собрала отверженных из других партий и провозгласила себя ультраконсерваторами. Поклонники технологий и давшие приют беженцам в сообществе Пасифика воюют за общий мир. Представители Конфедератов видят в соперниках предательство, поэтому озаботились достойными средствами обороны, а Техасская республика вообще балансирует на грани анархии.
Стратегическую карту составляют 25 провинций, которые придется завоевать для победы. Типичное начало - ударить самыми мощными силами самого слабого соседа, отхватив у него часть земель. Провинции каждый ход генерируют ресурсы: деньги или юниты (в особых случаях). В свой ход можно выбрать направление для атаки в одну из пограничных зон, не забыв о резервах, ведь и ваши владения могут подвергнуться интервенции, а подразделения, уже отправленные на боевое задание, не смогут прийти на подмогу. Заодно дозволено потратить свои средства, прикупив новых боевых единиц или отремонтировав старые. Деньги копятся очень медленно, поэтому проблема их правильного распределения всегда актуальна. В финале нужно уничтожить всех недругов, вновь воссоединив страну. На этом данный аспект себя исчерпывает, огорчая отсутствием даже примитивной дипломатии, не позволяя вступать в союзы или на время заключать перемирие.
Бой начинается с определения диспозиции, ведь если вы напали, то вторжение можно провести с разных сторон, а ваш лагерь будут представлять до 42 отрядов. В любой местности есть ключевые для победы точки, к примеру, крупные города или важные участки, оккупация которых наземными юнитами добавляет их хозяину несколько очков. Получив заданное количество последних, оппоненту разрешают сделать последний ход, попытавшись отбить утраченное. Если этого не произошло, сражение заканчивается. Обороняющаяся сторона, наоборот, должна продержаться определенное количество ходов или дождаться отступления агрессоров.
Юниты разбиты на 9 однотипных групп, включая легкие, средние, тяжелые бронемашины, пехоту, артиллерию, авиацию и системы ПВО. В каждой группе у различных фракций будет выбор из 3-4 подразделений со своими сильными и слабыми сторонами. Ключом к успеху, как обычно, является сбалансированная армия, способная в нужный момент предоставить командующему эффективное средство противодействия на выпад противника. В данном плане у разработчиков все получилось хорошо. Так, беспомощная и дешевая пехота не остановит колонну танков в чистом поле, зато, окопавшись в городе, задержит продвижение оппонента. Средства мобильной разведки бесценны при старте, чтобы почти мгновенно определить местоположение соперника, хотя легкие гусеничные машины очень уязвимы. Саперы могут заминировать дорогу, тяжелые танки способны в одиночку сковать огромную вражескую группировку до прибытия подкрепления, но их стоимость настолько велика, что ради них придется многим пожертвовать. Зенитная установка спасет ваши силы от воздушного удара, если ее раньше не уничтожит спрятанная пушка.
В свой ход можно передвигаться на определенное расстояние или один раз атаковать противника, находящего в зоне видимости и обстрела. В большинстве ситуаций произойдет ответный огонь, а результат стычки решается не только исходя из параметров отдельных отрядов, но и с учетом влияния факторов ландшафта, укреплений, а также случайности. Каждая фракция также обладает уникальными средствами поддержки, к примеру, огневой от невидимой дальнобойной артиллерии. В принципе, ничего нового во всем этом нет, так как похожий механизм выяснения отношений в бою блестяще работал еще в серии Panzer General, и, более того, благодаря тематике Второй мировой там различия между сторонами всегда прослеживались гораздо лучше, чем это представлено здесь, где все у всех одинаковое, за редкими исключениями.
Нашлось место и для парочки интересных идей. Исследуя локации, можно наткнуться на контейнеры, в которых может лежать как бонус, к примеру, диковинный юнит неигровой фракции, так и недружественная засада. На экране глобальной карты присутствует параметр репутации страны, влиять на которую можно лишь в боях. Так, если вы будете жестоко разрушать крупные города и памятники архитектуры в стремлении выбить оттуда защитников, то в следующий раз вы встретите ожесточенное сопротивление слабых местных партизан, у которых прекрасно получается отвлекать ваши бесценные ходы своим спонтанным появлением. Зато вы получите доступ к военным суперспособностям, например, запуску ядерной ракеты в логово противника. Если же вы заботитесь о мирном населении, то откроются возможности лечения, временных бонусов и мощных атак, безвредных для гражданских. Большинство подобных способностей (около десятка на каждую фракцию) можно применять только один раз в течение нескольких ходов, чтобы соблюсти баланс сил.
Три уровня сложности определяют, сколько раз за ход ваши земли могут подвергнуться нападению (1, 3 или неограниченно). Довольно часто после захвата новой провинции последует контратака или несколько, после чего контроль над ней опять будет утрачен, поэтому кампания затягивается на долгие часы. Поведение компьютера вызывает некоторые нарекания, так как на высокой сложности все соперничающие стороны забывают о взаимной ненависти, что противоречит сюжету, и мечтают поскорее покончить с игроком вне зависимости от его нации. Кто-то здесь быстрее наберет силу, но соседи на это почему-то не реагируют, продолжая ослаблять друг друга, чтобы потом стать чей-то легкой добычей.
Во время боя поведение AI лучше раскрывается в обороне, где вас будут поджидать скрытые засады, непредсказуемые налеты авиации и грамотно расставленные резервы. Атака удается компьютеру не так хорошо, ведь он почему-то пытается просто взять и отправить все свои юниты прямой дорогой к ключевым точкам, видимо, опасаясь истечения лимита времени. В этой связи окружить и подстеречь супостата можно без особых проблем. После нескольких часов игры вы обязательно заметите, что по неизвестной причине соперники почти всегда готовы достойно встретить ваше вторжение, метко помещая поистине огромные силы туда, куда вы нанесли удар, надеясь застать врага врасплох. Из-за этого иногда приходится совершать оригинальные поступки, к примеру, устроив бомбардировку противника, готового стоять до последнего, и быстро отступив из сектора, лишив оппонента части армии и постаравшись не потерять своих отрядов, чтобы затем вновь вернуться с основным войском для решающего штурма. Не следует забывать и о планировании операции, ведь, оставшись без топлива и подкреплений в ожидании дозаправки, неподвижный танк быстро будет подорван, а его опыт - утерян.
Не в меру большие некрасивые иконки и общая непродуманность схематичного расположения отличают интерфейс. К примеру, вы не сможете вращать камеру, пока не запомните ключевые комбинации кнопок. Несмотря на футуристический сценарий дизайн получился каким-то старомодным, напоминая об играх из середины 90-х, да и шрифт был подобран не везде удачно. Хорошо, что хотя бы в настройках кое-что разрешают подрегулировать. Звуковых эффектов достаточно, а вот музыка порядком однообразна и составлена, в основном, из военных маршей.
Много сил отнимает трудоемкое управление камерой, где придется постоянно менять масштаб, а при переходе хода ее свободно вращает уже компьютерный оппонент, что запутывает, заставляя в новом ходу заново искать место, где протекали бои. На расстоянии проблематично отличить один тип юнитов от другого, а еще приходится помнить о наличии зон патрулирования для авиации, когда вражеский самолет может прервать ваше действие и нанести неожиданный удар по попавшему в его поле зрения отряду.
В плане графики многое напоминает традиционный гексагональный варгейм, хотя, с другой стороны, местность и юниты тут полностью трехмерные, но с недостаточным качеством детализации. Авторы говорят о географической точности карт, но, скорее, имеет место адаптация их ландшафта под существующие территории. Отряды иногда напоминают игрушечных солдатиков или, наоборот, поражают диспропорциями, где джип оказывается больше бомбардировщика, а нескольким пехотинцам тесно в огромном городе. К тому же один танк по идее здесь представляет целый корпус. Различать юниты лишь по цветам - плохая мысль, ведь из-за этого кому-то придется вечно любоваться на свои розовые вертолеты. Некоторые спецэффекты (сделанные разрушения сохраняются на будущее) и анимация удались куда лучше основной массы.
Мультиплеер включает возможность игры вдвоем на одном компьютере, организации партий через локальную сеть или Интернет со встроенным чатом. Для боя можно будет выбрать любую карту и предварительно настроить параметры, но этим все и ограничится, потому что стратегическая карта здесь не предусмотрена.
В свое время из прекрасной линейки Panzer General, элементы формулы геймплея из которой до сих пор заимствуют создатели уже трехмерных военных стратегий, выделилась игра People's General, а с Shattered Union ее роднит не только сам порядок проведения сражений, но и то, что в придуманном конфликте участвовать приходится боевой техникой современности. Однако интерфейс новой игры, в особенности, в части управления камерой был продуман не до конца, что является одним из самых серьезных ее недостатков. Что же касается глобального стратегического режима, то получился он слишком уж поверхностным, и ему еще очень далеко даже до своего аналога из другой старой игры - Fallen Heaven.
Вместе с тем, следует сделать скидку на то, что у разработчиков пока нет необходимого опыта в этой сфере, и нельзя отрицать наличие определенного потенциала в идее Shattered Union, который был реализован далеко не полностью. К тому же в наши дни подобные игры выходят очень редко, поэтому все поклонники пошаговых сражений смогут с ностальгией вспомнить прежние времена.