Психология убийства Одноименный телесериал появился в 2001 году. Ключевой его особенностью было то, что все преступления были связаны с убийствами важных персон: чиновников, финансистов и представителей шоу-бизнеса. Создатели сделали упор именно на раскрытии психологии преступления, пытаясь прояснить мотивы виновных. Разработчики из Legacy Interactive, с 2002 года выпускающие эпизоды серии приключенческих игр "Law & Order", решили отойти в сторону от первоначальной концепции и создали прекрасный детективный квест, местами страдающий от нескольких технических проблем.
От сериала "Law & Order", выходящего на канале NBC, отделились несколько новых мыльных опер, посвященных будням детективов особых отделов. Эпизоды "Trial by Jury" рассказывали о судебных разбирательствах, но их съемки прекратили из-за низких рейтингов, а вот "Special Victims Unit" о делах с женщинами и детьми и "Criminal Intent" (его римейк сейчас снимают во Франции) без труда добились собственного успеха на телевидении.
Итак, вам предлагается выступить в роли детектива Роберта Горена (главного героя сериала), работающего в отделе по особо важным делам полиции Нью-Йорка. На этот раз, к сожалению, придется обойтись без напарников (хотя в телешоу ему помогала женщина), поэтому кто-то непременно будет скучать по сарказму покинувшего игру Ленни Бриско и по отсутствию единомышленников, сопровождающих вас в поездках. Три уровня сложности определяют запутанность головоломок, мини-игр, число подсказок от главного героя, терпимость персонажей в общении и зону интерактивности курсора, т.е. необходимое расстояние до предмета, при котором он изменяет форму, показывая возможное действие.
Продюсерами игры выступили люди, обладающие докторскими степенями в области психологии, сценарий написала Элизабет М. Козин (Elizabeth M. Cosin), в прошлом работавшая криминальным репортером, создававшая сюжеты некоторых эпизодов телесериала и рекомендованная разработчикам продюсером телешоу, лично одобрившим финальный вариант сценария игры. Последний составляют 500 страниц машинописного текста и три тысячи диалоговых реплик, а получился он весьма запутанным и интригующим. К тому же при создании игры в части характеров виртуальных преступников свой вклад внесла профессиональный психиатр - доктор Хизер Крелл (Heather Krell), обучавшаяся в знаменитой академии Quantico.
Юридическая часть с судебными заседаниями и сбор доказательств для ордеров ушли в прошлое, потому что не пристало детективу этим заниматься, зато дел стало больше - четыре. В самом начале капитан предложит вам после предпросмотра одну из трех папок с различными происшествиями, на первый взгляд, совсем не связанными между собой. Раскрыв их все, "всплывет" новое дело, в чем-то объединяющее все предыдущие.
Между тремя делами можно в любое время переключаться, чтобы на время сменить обстановку. Естественно, что у каждого будут свои персонажи, локации, предметы и обстоятельства. Все убитые при жизни были важными лицами, поэтому игрокам придется раскручивать длинный клубок событий, приведший к тому, что вице-президент банка был забит до смерти бейсбольной битой в собственном доме, труп девушки был найден в роскошной гостинице, хозяин которой пугает полицию связями с мэрией, а помешанного на работе федерального прокурора, расследующего дело наркоторговца, пребывающего в тюрьме, жестоко зарезали и бросили в реку.
Самое интересное заключается в том, что сценарий мастерски наталкивает игроков на мысли с очевидными версиями, которые с каждым новым шагом теряют значение одна за другой, поэтому реальная картина преступления становится видна лишь в самом финале, когда удалось понять то, что двигало убийцей, а после еще и надо умудриться доказать причастность подозреваемого. Более того, сами жертвы и их близкие люди тоже зачастую оказываются замешанными в различных махинациях, балансируя на грани законности.
В прошлых частях компьютерного сериала сюжеты иногда казались надуманными. К примеру, во втором эпизоде неудачный генетический эксперимент вынудил расстроенных родителей отомстить ответственному доктору, а в конкурирующем игровом сериале CSI однажды на поле для гольфа приполз крокодил-людоед. В данном случае все истории выглядят гораздо более правдоподобными, показывая, что глубокое переживание личных эмоций заставляет людей совершать несвойственные им поступки вне зависимости от их социального статуса. К тому же сценарий был адаптирован к современности с учетом последних мировых новостей. В общем, с задачей перенести основные идеи телесериала в игру разработчики справились прекрасно.
В каждом деле последовательно откроются около 10-15 локаций, причем, попасть в новое место можно, лишь узнав точный адрес или будучи отправленным к какому-либо новому свидетелю. В управлении к вашим услугам - начальник, у которого в финале нужно получить ордер на обыск, позволяющий обнаружить недостающие для ареста улики и другие полезные документы, необходимые для расследования. Оперативный отдел отвечает за слежку, причем ее результаты иногда являются определяющими для продвижения.
Изменения коснулись сбора предметов. Если раньше в карман можно было тащить кучу бесполезного хлама, чтобы потом маяться с сортировкой, то теперь в каждом деле у вас будет не более двух десятков значимых вещей, большинство из которых найдут себе применение хотя бы один раз. Все прочие бесполезные предметы можно осмотреть прямо на соответствующих экранах, не забирая их в инвентарь.
Приятно, что авторы отошли от надоевших стереотипов. Обычно ключевые вещи прячут в замкнутых ящиках, но здесь еще и встретятся тайники в полу, сейфы в картинах и несколько мини-игр в традициях серии, предполагающих склеивание оберток и обломков, подбор шифров и обнаружение кодов для вскрытия замков. По нажатию одной кнопки любой предмет отправляется на всевозможные анализы.
В серии игр CSI, являющейся главным конкурентом Law & Order, порой приходилось чувствовать себя механической машиной для сбора улик, затем относящих их экспертам, которые ограничивались введением данных в компьютер, оставляя игроку возможность искать совпадения и даже копаться во внутренностях жертв, что вряд ли бы стал делать обычный детектив. Здесь все обстоит намного лучше и занимать голову чужой работой не потребуется. Вначале детали смерти комментирует патологоанатом, за отпечатки и сопоставление ДНК отвечает криминалист, а аналитик соберет все технические данные по уликам, отследив биографии, адреса, принадлежность и значение вещей.
Умение логически мыслить очень пригодится, ведь со временем в случае затруднений можно самостоятельно определить, где недостающую ниточку фактов точно искать не следует. Отдельное спасибо нужно сказать разработчикам за то, что они избавили игроков от нудного занятия комбинирования предметов и беспрестанных попыток использовать все найденное в различных местах. Встретив значимое место, его содержимое откроется вам лишь при предъявлении необходимого предмета, т.е. на закрытой двери, к примеру, появится знак вопроса, интуитивно обозначающий, что без ключей сюда вы не войдете.
Полностью и в лучшую сторону была переделана система диалогов. Разработчики снова проявили оригинальность на базе идей телешоу, где отличительной чертой детектива являлся тонкий подход к каждому персонажу. Здесь вместо фраз будут видны лишь темы разговора. После выбора любой из них появится колесико с иконками, показывающими возможные направления ведения беседы, которых всего 5 (конфронтация, обман, лесть, прямолинейность и сочувствие), причем на каждый вопрос есть только один верный ответ, а все остальные не позволят получить верных сведений.
Если раньше можно было кликать по любому предложению, отсеивая глупые, то здесь интересно предугадать характер и подумать, стоит ли запугать заключенного обманом о наличии пленки со скрытой камеры с его участием или же погоревать о его нелегкой судьбе, причем, саму фразу и реакцию на нее вы увидите уже после своего выбора. На высокой сложности два неверных вопроса в длинном разговоре вынудят собеседника на время замолчать, поэтому придется погулять в другом месте и снова вернуться, чтобы продолжить беседу. Все персонажи получились очень колоритными, обладают собственной историей и секретами, а о фрагментах их жизни можно узнать из общения. Солгавшие детективу и уличенные в этом попадут в комнату допросов, а еще из-за общей запутанности сюжета плохие концовки было решено не добавлять, да и погибнуть здесь нельзя, а вот застрять очень даже можно при невнимании к окружающему миру.
Следующим новшеством стало устройство - профайлер. Компьютер на вашем рабочем столе содержит интересную программу, позволяющую проверить любой предмет на причастность к установлению личности преступника. Если результат положителен, то будет заполнена одна из 12 пустых клеток (их число меняется в разных делах), сгруппированных в три колонки: описание, характер и мотив. Так, добавив фото оставленной на месте убийства машины, открывается, что виновный мучился психическим расстройством, раз неосмотрительно бросил такую важную улику. Все необходимые элементы для нового профиля дают почти в самом начале, чтобы навести на идеи для версий. Получив высокую достоверность, в программе можно перебрать всех подозреваемых на предмет их причастности, получив числовую вероятность их возможной вины. Таким образом, это - универсальный инструмент для подсказок, помогающий определить, под кого следует "копать".
Основу интерфейса, выполненного в стиле point & click, составляет карманный компьютер, совмещающий инвентарь, телефон, пейджер и базу данных по текущему делу, раскидывающую факты по разделам, а также умеющую мгновенно подготовить краткий пересказ любого диалога и совершенных действий. С помощью контекстного меню объект можно просмотреть, послать на анализ, использовать или поговорить, если речь идет о человеке. В диалогах имеются два индикатора, один из которых показывает, вся ли информация была получена от собеседника, и сколько ваших ошибок он еще сможет вытерпеть.
Первое нарекание вызывает форма курсора, приобретающего незаметный желтый ободок в случае касания важных вещей. В различных условиях освещения даже те, кто тщательно водит указателем по экрану, могут не заметить значимый предмет, а по правилам игры одна пропущенная ключевая вещь может позволить вам на 90% раскрыть дело, но не пропустит к развязке, пока вы не устраните ошибку.
Юмора стало меньше, а герои больше не позволяют себе подолгу издеваться друг над другом, изредка выпуская саркастичные фразы. Этому способствовала мрачная и серьезная атмосферы игры, что обоснованно.
Самым слабым местом игры является графика, хотя если сравнивать ее с другим детективными приключениями, то все смотрится приемлемо, а разрешение 800x600 можно объяснить желанием сузить пространство для обыска. Художники хорошо справились с дизайном локаций. Сложность для них заключалась в том, что у выбранного участка имеется своя юрисдикция, поэтому нельзя было отправить героя в другой штат. Разработчики продумали возможные локации и максимально точно адаптировали их для Нью-Йорка. В CSI каждый экран походил на фотографию, а если можно было приехать в дом свидетеля, то обычно дело ограничивалось осмотром веранды, подвала или прихожей. Здесь же при обыске квартиры можно увидеть почти все ее комнаты, включая уборную, да еще и полюбоваться на наполненные деталями декорации с разных ракурсов. Большинство объектов статичны, кроме телевизоров, по которым транслируются передачи, и вентиляторов.
Игра перешла в перспективу с видом от третьего лица, что лучше, так как позволяет наконец-то видеть героя не только в заставках. С другой стороны, моделям персонажей (их первоначальный вариант одобрили соответствующие знаменитости) не достает полигонов, и местами проглядывают пиксели. Однообразная походка дополняется не слишком грамотной анимацией движений, хотя это немного компенсируют интересные жесты с предъявлением удостоверений и объектов правильной формы и размеров свидетелям. Видеороликов слишком мало, хотя авторы, вероятно, не захотели добавлять в комплект третий диск, но все-таки грустно, что нельзя увидеть, ни как было обнаружено тело, ни как офицеры приезжают с детективом на обыск, а раскрытие дела завершается лишь снимком газетной статьи, хотя в прошлых частях с этим проблем было меньше.
Звуковые эффекты (шаги, звонки, стук дверей, атмосферные шумы) не заметны, зато к созданию музыки подошли с большей тщательностью. Композитор Крис Риквуд избавил серию еще от одного недостатка. Если раньше звучали отрывки из вариаций на тему телешоу, то теперь имеется уже 15-минутный саундтрек со своей мелодией для каждой локации. Музыка создает как очень напряженную, так и грустную атмосферу с помощью струнных и фортепиано и содержит все, что нужно. Около десятка обычных актеров достойно прочитали текст за подопечных персонажей, а также свои голоса игре подарили "звезды" телешоу - Винсент Д'Онофрио (Горен) и Джейми Шеридан (капитан Дикенс). Винсу пришлось приезжать на студию два раза, чтобы зачитать свои полторы тысячи реплик, зато он отлично вложил в них нужные эмоции и даже часто вызывал продюсера, чтобы понять, что именно происходит в затрагиваемые моменты в игре. Неозвученных фраз обнаружить не удалось.
Отдельно следует сказать об имеющихся технических проблемах. При попытке начать игру без субтитров она вылетает, при загрузке у вас из инвентаря может пропасть ценный предмет (случается очень редко), в одном деле на карте есть кнопка, сразу открывающая все локации (хотя на прохождение это не повлияет), периодически из-за проблем с pathfinding'ом Горен упирается в ближайшую стену. Самое удивительное заключается в том, что если в большинстве подобных случаев происходит расставание с игрой до первого патча, то здесь хочется сделать все, чтобы найти выход и продолжить игру до финала. В частности, решением всех перечисленных проблем являются частые сохранения и повторный заход в игру в случае застревания героя в декорациях.
В части весьма увлекательного геймплея, от которого очень сложно оторваться, разработчики подняли серию "Law & Order" на новый, еще более качественный уровень, убрав все лишнее, добавив множество новинок и окончательно склонив чашу весов в свою пользу, заставляя создателей серии CSI спешно обдумывать ответные меры. В следующий раз непременно стоит поощрить и трудоустроить ту же самую профессиональную команду, включающую продюсеров, сценариста, консультантов, не менее талантливых актеров и художников, а вот программистам, бета-тестерам и специалистам по трехмерной графике нужно объявить строгий выговор, отправив последних на курсы повышения квалификации.
Все поклонники серии уже ждут осени 2006 года, на которую предварительно намечен выход игры "Law & Order: Special Victims Unit", где уже другим детективам предстоит раскрыть целую серию убийств, вычислив маньяка (опять-таки инновация), но все равно не хотелось бы, чтобы в части "Criminal Intent" остался всего один эпизод, ведь сфера деятельности занятого отдела открывает поистине безграничный простор для новых историй.