Клинический героизм Тоталитарный режим захватывает власть над миром. Последняя надежда свободолюбивых народов - на Повстанческий Альянс, бросающий вызов узурпаторам. Бойцам Альянса предстоит противостоять превосходящим силам противника, включая огромное летающее сооружение, способное стрелять смертоносным лучом ужасной разрушительной силы, от которого нет спасения...
Нет, это не "Звездные войны". Хотя, как говорится, найдите 8 отличий. 8 - потому, что пару я нашел: действие происходит не давным-давно в далекой галактике, а в не очень далеком будущем на Земле. Ну и, соответственно, масштабы поскромнее, и все бои разворачиваются не в космосе, а в воздухе над планетой... Ну а почему авторы очередной аркадной леталки Rebel Raiders не смогли придумать ничего пооригинальнее - вопрос, конечно, не ко мне.
С оригинальностью в этой игре вообще туго. Обычные для такого рода продуктов миссии класса "убей всех в несколько фаз", обычный многократный численный перевес врагов, компенсируемый их же легкоубиваемостью, обычная система с единственным истребителем, даваемым вначале, и открытием других машин по мере прохождения миссий... Некое своеобразие имеется разве что в модели полета. Она больше, чем просто аркадная - в ней нельзя даже плавно менять скорость. Ваш истребитель (или бомбардировщик) будущего летает с постоянной фиксированной скоростью; в этом режиме он наиболее функционален, способен даже на мертвую петлю. Есть еще три дополнительных скоростных режима - два ускоренных и один замедленный - каждый из которых активизируется своей кнопкой; в них скорости тоже постоянны, но сами они работают лишь временно. С пилотажем там дела обстоят хуже, но стрелять по-прежнему можно (в ускоренных режимах, правда, делать это неудобно, так как масштаб вашего истребителя почему-то уменьшается). Взлетов и посадок нет, столкновения с землей и препятствиями повреждают, но не сильно. "Модель повреждений", естественно, сугубо аркадная.
Типичным вооружением доступной игроку боевой машины является пушка (или пулеметы) с ограниченной способностью к самонаведению, самонаводящиеся ракеты (или некий их аналог) и спецоружие; впрочем, на некоторых летательных аппаратах один или два из этих видов вооружения могут отсутствовать. Не все цели в игре могут быть захвачены системами самонаведения; часть можно расстреливать только прямой наводкой из пушки. Зато уж там, где система самонаведения работает, она способна отслеживать и атаковать несколько целей разом.
Оружие первых двух видов в принципе обладает бесконечным боезапасом, но имеет, скажем так, ограниченную емкость магазина (у первого вида она обычно больше, у второго меньше, а для убойной силы характерно обратное соотношение). Когда боекомплект заканчивается, необходимо перезарядить оружие вручную, то бишь нажав на соответствующую кнопку (она перезаряжает оружие сразу обоих видов, при этом процесс перезарядки требует некоторого времени, в течение которого вы не можете стрелять; естественно, перезаряжаться можно, и не дожидаясь полного исчерпания боекомплекта - тогда это происходит быстрее). Система, прямо скажем, идиотская. Понятно, что разработчики не хотели делать боекомплект совсем уж бесконечным, дабы жизнь не казалась медом, и в то же время понимали, что с кончающимся, при таком количестве врагов, ни одной миссии не пройти (кстати говоря, убойная сила ракет значительно меньше, чем в большинстве игр - на то, чтобы завалить средний истребитель, уходит не одна и не две, а добрый десяток; то же верно и в отношении вражеских ракет, выпущенных по вам, но вы - и ваши союзники - можете пускать их очередями, а враги почему-то строго по одной). Но логика в таком решении отсутствует напрочь - неужели на боевой машине будущего не могут оборудовать самое простое устройство для автоматической перезарядки?! Постоянно нажимать на эту кнопку, прямо скажем, задалбывает.
Спецоружие обладает повышенной убойной силой (как правило, сносит любую вражескую машину, за исключением больших кораблей, с одного выстрела), но при этом требует заметного времени на прицеливание и имеет очень маленький боезапас, который не перезаряжается. Правда, его можно восстановить оригинальным способом - убивая врагов. Кстати говоря, таким же способом (а не с течением времени, как обычно) вы восстанавливаете и свое защитное поле (оно же - "здоровье").
Противоракет в игре нет, зато имеется единственный (но стопроцентно действующий) противоракетный маневр; представляет он из себя банальную бочку, выполняемую не честным путем, а нажатием на специальную кнопку. Единственная тонкость в том, что нажимать эту кнопку нужно в надлежащий момент - когда ракета, некоторое время висящая у вас на хвосте, ускоряется, выбрасывая из сопла более мощный язык пламени. Между двумя применениями этого маневра должно пройти некоторое время, поэтому, если нажать кнопку раньше времени, сделать это вторично можно уже не успеть. (На бомбардировщиках вместо выполнения бочки та же кнопка включает временное защитное поле). Враги, судя по всему, пользоваться таким приемом не умеют.
В большинстве миссий у вас есть союзники, чьи машины, похоже, не менее эффективны, чем ваша (то есть намного круче вражеских истребителей), однако командовать ими вы не можете (что крайне неприятно, ибо, довольно неплохо гоняясь за истребителями, они не особо стремятся атаковать крупные и наземные цели). Но при этом вы несете за них ответственность! То есть если всех ваших якобы подчиненных (вы числитесь командиром звена) забьют, миссия будет провалена. Правда, в силу все того же значительного превосходства над врагами вероятность подобного исхода весьма невелика.
Формально кампания представляет собой линейную последовательность из четырех этапов, в каждом из которых четыре миссии, порядок прохождения которых можно слегка варьировать. На деле все линейно до крайности. В миссиях вместо набора обязательных и опциональных целей, способы достижения которых оставляется на усмотрение игрока - жесткая последовательность фаз. Особенно бесит меня навязываемое игроку идиотско-героическое поведение. Командование говорит "Миссия выполнена, возвращайтесь на базу" - а этот кретин, мой персонаж, отвечает "Нет, я тут еще бомбардировщики посбиваю" (сбивать вражеские бомбардировщики, кстати, намного трудней и опасней, чем истребители). "Возвращайтесь на базу, это приказ!" - "Ой, что-то у меня связь барахлит..." И приходится воевать дальше, иначе миссия не закончится. Но самое раздражающее даже не это. Во-первых, во время миссии нет никакой возможности записаться - даже в память на checkpoint'aх между фазами, поскольку checkpoint'ы просто отсутствуют. Во-вторых, в игре наличествует безобразный глюк - периодически все управление на некоторое время отрубается (при этом игра не висит и все идет своим чередом - то есть, если вы летите в землю, вы в нее врежетесь, отскочите, врежетесь снова, и ничего не сможете сделать, пока управление не восстановится). Сначала я подумал, что в меня попали из какого-то парализующего оружия, но такое поведение наблюдается даже тогда, когда никаких врагов поблизости нет. В-третьих... вот уж где скудость фантазии разработчиков проявилась во всей красе. Придумать больше 16 миссий они не смогли, а делать кампанию такой короткой, очевидно, постыдились. Как же они выкрутились? Добавили так называемые "challenges" (тоже в количестве 16, открываемые по мере прохождения миссий). В отличие от, скажем, "challenges" в Secret Weapon Over Normandy, это не дополнительные отдельные миссии - не будем забывать про скудость фантазии - а... те же самые миссии кампании, только усложненные дополнительными ограничениями: по времени, по используемому оружию и виду корабля и т.п. Проходить их можно в любой момент. Большинство из них необязательны и дают доступ лишь к новым истребителям. Но есть и такие, которые дают доступ к очередной миссии кампании - то есть без которых кампанию не пройдешь! Нет, вы оценили весь идиотизм ситуации? Мало того, что это мало кому интересно в плане геймплея - второй раз проходить ту же миссию, только с ограничением по времени (я, кстати, вообще люто ненавижу любые ограничения по времени, не связанные с естественными причинами типа конечности топлива). Так это еще и полнейший бред с точки зрения логики сюжета - "вы не можете участвовать в войне дальше, пока не выполните уже выполненную миссию и не убьете заново уже убитых в прошлом врагов!"
Что касается графики - ну, не сказать чтобы полный отстой (хотя вода статическая, пусть и прозрачная!), но и ничего революционного. Типичная графика трехмерной летательной аркады, наблюдаемая нами уже не первый год. Вид на собственный летательный аппарат - единственный, от третьего лица сзади (впрочем, с любым другим видом играть было бы нельзя, ибо только так можно увидеть, в какой момент выполнять противоракетный маневр), крутить и масштабировать его нельзя, виды на врагов и союзников вообще отсутствуют. Ну разве что дым довольно-таки неплох, да и тот образуется лишь в момент удара (причем и о воду тоже).
В общем и целом - в игре нет ничего такого, что выделяло бы ее на фоне множества аркадных леталок в положительную сторону. А в отрицательную - увы, предостаточно.