Наша цель - коммунизм! По цели огонь! Вижу в небе белую черту,
Мой "Фантом" теряет высоту...
Русская народная песня
"Что-то мне знакомое, так-так", - думал я вслед за героем Высоцкого, запуская очередной русифицированный авиасимулятор. Действительно, оказалось, что под именем "Асы над Вьетнамом" (в английском оригинале просто "Wings over Vietnam" - любят же у нас добавить пафоса!) скрывается уже хорошо знакомый Strike Fighters: Gold. То есть, конечно, не один в один, а, как и следует из названия, переделанный под реалии вьетнамской войны. В свое время, говоря о Strike Fighters, я сетовал, что разработчики посвятили игру какой-то вымышленной арабо-арабской войне, в то время как для симулятора реактивных истребителей первых поколений прямо-таки напрашивается вьетнамский театр военных действий, где они, собственно, и нашли свое главное боевое применение. И вот - по издательскому велению, по моему хотению... Не все, однако, оказалось так здорово.
Ибо уже тогда, когда я высказывал вышеупомянутую критику, я сделал и наиболее вероятное предположение, почему разработчики подсунули нам вымышленную войну в пустыне вместо реальной вьетнамской: потому что пустыню намного легче отрисовывать, нежели вьетнамские джунгли. И, собственно, новая игра это в полной мере подтверждает. Движок как был устаревшим по части отрисовки местности, так таковым и остался. И если в пустыне это еще не очень резало глаз, то любоваться раскрашенными полигонами вместо тропических лесов - удовольствие, по нынешним меркам, уж очень ниже среднего. (Я уж не говорю о том, что, если уж берешься за тему вьетнамской войны, то по-хорошему надо не только отрисовывать трехмерные джунгли, но и предусмотреть возможность поджигания их напалмом, что, как известно, было одним из "фирменных" применений авиации во вьетнамской кампании.)
Кампаний в новой игре три (прежние, "пустынные", отсутствуют), соответствующие трем масштабным операциям, осуществлявшихся американской авиацией в ходе войны: Rolling Thunder 1965-68, Linebacker (весна 1972) и Linebacker II (декабрь 1972). На коробке упомянута еще кампания "Christmas B-52", и мне, разумеется, хотелось полетать вместе с этими американскими воздушными монстрами, пусть даже и недоступными игроку, но увы - в самой игре никаких следов этой кампании не обнаружилось. Вообще ни одного B-52 в воздухе (как, впрочем, и на земле) я так и не увидел, хотя, возможно, мне просто не повезло, поскольку кампании, как и в исходной игре, динамические, и миссии генерятся случайным образом. Было бы логично ожидать в режиме отдельных миссий хоть одну, связанную с поддержкой B-52, но увы - их нет и там (хотя однотипных миссий "Фантомы против МиГов" целая куча). С уверенностью могу лишь сказать, что директория с файлами, относящимися к этому бомбардировщику, в каталоге игры наличествует.
Играть можно только за американцев, соответственно, и все доступные самолеты в игре - американские; перед началом кампании вы выбираете, желаете ли вы служить в армейских ВВС, в авиации флота или же в корпусе морской пехоты, и в какой конкретно эскадрилье (к сожалению, на момент выбора нигде не указывается, на каких самолетах летает данная эскадрилья - вам даже не сообщают, истребители это или штурмовики; впрочем, у флотских последнее можно определить по букве F или A в наименовании эскадрильи, соответственно, а армейские в игре летают только на истребителях). И тут, кстати, обнаружился преизрядный глюк - выбор некоторых эскадрилий в некоторых кампаниях приводит к вываливанию в "винды". Не иначе, чего-то игре для этих эскадрилий не хватает (кстати, был замечен и другой глюк, приводящий к вываливанию - на сей раз при просмотре карты в режиме подготовки к миссии). Интересный режим игры за наемника, который сам выбирает и покупает себе самолеты и вооружение, зарабатывая деньги миссиями, исчез - но тут уж ничего не поделаешь, такова историческая правда, наемники на стороне США не воевали.
Зато что в игре уж точно есть и радует, так это новые самолеты, доступные игроку. К имевшимся в Strike Fighters: Gold штурмовикам A-4 Skyhawk (B, C, E, F) и истребителям F-100D Super Sabre и F-4 Phantom II (B, C, D, E, J) прибавились, соответственно, штурмовики A-6A Intruder и A-7 Corsair II (A и B) и истребители F-105D Thunderchief и F-8E Crusader.
Republic F-105 Thunderchief начал разрабатываться в 1951 году как тяжелый истребитель-бомбардировщик, способный нести ядерное оружие. Первый полет состоялся в 1955, а всепогодная модификация D, ставшая основной, начала поступать на вооружение в 1960 и позже весьма неплохо проявила себя во Вьетнаме. 350 из 600 машин F-105D в годы Вьетнамской войны были модернизированы и оборудованы всепогодной системой слепого бомбометания, но к представленным в игре это, увы, не относится. Отличительная черта этого самолета - клинообразные, выступающие далеко вперед внешние кромки расположенных по бокам воздухозаборников (такая конструкция позволяла повысить тягу и устойчивость на сверхзвуке; впрочем, маневренность машины была не блестящей).
Палубный истребитель Vought F8U Crusader был разработан в те же годы (первый полет первой модификации - 1955, модификации F8U-2NE, позже переименованной в F-8E - в 1961), но в рамках прямо противоположной концепции: если Thunderchief создавался сторонниками многоцелевых самолетов, то Crusader - поклонниками узкой специализации (и именно в качестве истребителя оказался заметно эффективнее "Фантомов", заслужив во Вьетнаме прозвище "убийца МиГов"). Интересные особенности этого самолета связаны с его крылом: это высокоплан (что вообще для истребителей не характерно, ибо ухудшает маневренность, зато это позволило упростить шасси - что для палубных самолетов весьма ценно - и работу оружейников, подвешивающих боеприпасы под крыло) и, что еще более любопытно, крыло было сделано поворачивающимся, что позволяло увеличивать угол атаки на взлете и посадке на 7 градусов, не меняя положения фюзеляжа и не ухудшая, тем самым, обзор летчику. Начиная с модификации F-8D, при этом еще и активизировалась система, автоматически удерживавшая постоянную скорость на глиссаде. Увы, эти весьма полезные, особенно при посадке на авианосец, функции также не нашли отражения в игре.
Палубный штурмовик Grumman A-6A (первый полет в 1960) был разработан, дабы "заткнуть дыру" между A-4 Skyhawk, в погоне за легкостью лишенным всепогодного оборудования, и всепогодными, но слишком тяжелыми А-3 и А-5. Что интересно, 2 члена экипажа этой машины сидят рядом, а не друг за другом, как обычно бывает на истребителях и штурмовиках; управление не дублировано, справа сидит штурман. Несмотря на кажущуюся из-за "лобастого" фюзеляжа с заправочной штангой неуклюжесть, самолет имеет отличную управляемость и по маневренности превосходит многие реактивные истребители той поры.
Штурмовик Vought A-7 Corsair II не имеет, разумеется, ничего общего со своим знаменитым тезкой - истребителем Второй мировой. Зато имеет немало общего с другим истребителем Vought - вышеописанным F-8, переделкой коего и является. Этот самолет новее перечисленных выше (первый полет - 1965) и создавался уже с расчетом на будущую войну с Вьетнамом (или, возможно, Китаем). Такая война требовала дальности, которой не мог обеспечить A-4 Skyhawk, что и породило к жизни A-7. Механизма изменения угла установки крыла на "Корсаре 2" не было, зато повысили эффективность традиционной крыльевой механизации; отличался он от истребителя также вооружением, двигателем и частично бортовой электроникой.
Моделей AI'шных самолетов почему-то стало меньше - МиГ-17Ф, МиГ-19С, МиГ-21 (ПФ-В, ПФМ и МФ), B-52D Stratofortress, B-57B Canberra и O-1 Bird Dog. По-прежнему нет ни одного вертолета, хотя во Вьетнаме они сыграли весьма заметную роль.
Физическая модель осталась, судя по всему, осталась той же, что и в Strike Fighters: Gold (хотя, возможно, модель повреждений стала более детальной - во всяком случае, мне так показалось, судя по тому, как часто удается отстрелить из пушки кусок крыла или, скажем, отдельный элерон или закрылок). Впрочем, она и в исходной игре была весьма качественной и давала неплохое представление о том, сколь непросты в обращении были ранние реактивные истребители. Отдельного упоминания заслуживает лишь такое качественное и приятное новшество, как взлет и посадка на авианосец. Впрочем, взлет показался мне слишком простым (взлететь удается даже с выпущенными воздушными тормозами и без закрылок), а вот посадка вполне реалистично сложная. На самом деле, даже сложнее, чем в реальности: тормозные тросы визуально не отображаются и, что хуже, отсутствуют корректирующие команды РВП (руководителя взлетом и посадкой). Есть, впрочем, и недостаток реализма, облегчающий жизнь: вода в игре статичная не только визуально, но и физически, соответственно, волнение и качка отсутствуют как класс. Замечен был глюк с проваливанием самолета в палубу при аварии.
Хотя визуально приборы, как и прежде, в целом смоделированы достаточно точно, ИЛСы у всех самолетов - включая и те, у которых они были в реальности - по-прежнему отсутствуют (хотя в документации упомянуты), вместе с другой сложной бортовой электроникой (такой, например, как система DIANE на A-6); не стали реалистичнее и автопилоты. Обнаружилась также, мягко говоря, странность с определением результатов миссии. По ходу кампании я весьма часто получал сообщение о выполненном задании, не сделав ни единого выстрела. Само по себя это вполне возможно - значит, пилоты союзных самолетов недаром едят свой армейский паек (кстати, AI в целом действительно достаточно неплох) - но как прикажете понимать дебрифинги вида "Миссия выполнена успешно. Ни одна главная цель не уничтожена"?! Но это-то ладно, засчитали - и хорошо. Куда хуже обратная ситуация, периодически возникающая в миссиях на уничтожение наземных объектов: или я сам, или союзники у меня на глазах этот самый объект разносят, но выполнением миссии это почему-то не считается!
Русская документация к игре выглядит довольно оригинально - это exe файл, включающий, очевидно, сам текст плюс просмотрщик, сделанный явно на движке Internet Explorer. Почему было не сделать документацию просто в виде html - непонятно: уж какой-нибудь браузер наверняка есть у любого пользователя, даже у не имеющего доступа к Интернету. Содержание документации не вызывало бы особых нареканий... если бы не было слишком в лоб передрано с исходной игры. То есть изменения учтены далеко не везде.
Резюмируя, можно констатировать, что новые самолеты и появление авианосцев - это бесспорный плюс, но и индивидуальные особенности машин надо было смоделировать получше, и графический движок, наконец, капитально переделать по части местности, и, разумеется, глюки повычищать. В нынешнем же виде, увы, совсем не шедевр.