Завоевание Америки Первая часть знаменитого сериала вышла в 1997 году. В развитие первоначальной концепции, которую затем многие другие разработчики стратегий принимали за эталон, весомый вклад внес Брюс Шелли (Bruce Shelley), в свое время помогавший Сиду Мейеру с "Civilization". Сиквел, переносящий игроков в средневековье, появился в 1999 году. В финальную его версию не попали дельфины, идею промысла которых жестко отклонил издатель, морские заграждения, железная руда, чтобы не усложнять происходящее, надоевшие авторам ничейные юниты-разбойники, а лицензионное соглашение игры запрещало ее использование работникам атомных станций во избежание возникновения чрезвычайных ситуаций.
Выпустив дополнения "The Rise of Rome" и "The Conquerors" к первой и второй части игры соответственно, авторы взяли тайм-аут, посвятив свое свободное время работе над проектом "Age of Mythology", вышедшим в 2002-м и также получившим позднее собственный add-on, озаглавленный "The Titans". Не забыли в Ensemble Studios и о релизах коллекционных изданий всех своих продуктов, а несколько лет назад Age of Empires портировали для карманных компьютеров, что очень понравилось их обладателям. Между тем, время не стоит на месте, поэтому часть поклонников исторических стратегий уже успели переключить свое внимание на Rise of Nations и Empire Earth, предлагавшие более широкий выбор эпох, а другие вообще всерьез увлеклись серией Total War.
Как только фанаты проведали о начале разработки Age of Empires III (AOE3), они поспешили завалить почтовые ящики авторов письмами с предложениями. Просители разделились на 2 большие группы, одна из которых настойчиво просила оставить все как есть и улучшить графику, тогда как другая, напротив, требовала инноваций и кардинальных изменений. В итоге победила первая, хотя ее участникам, несомненно, придется горевать о нескольких пропавших возможностях, а для всех остальных припасли парочку тех самых оригинальных идей.
Те, кто видел первые две части сериала, освоятся с новинкой почти мгновенно. Для новичков имеется 80-страничный мануал, текстовый файл помощи с горячими клавишами и даже обучающий режим, содержащий два сценария. Первая карта поясняет основы управления (далеко не все, а только лишь избранные авторами), вторая - предлагает от начала и до конца построить базу и покончить с легким противником, обращая внимание на периодически возникающие на экране подсказки с правильной последовательностью действий.
Приверженцев однопользовательской игры обязательно порадует прекрасная кампания, отличающаяся динамичностью, проработанностью и интригующим сюжетом. В прошлых кампаниях разработчики напрасно стремились к исторической достоверности, а некоторые задания были по-настоящему скучными, ведь далеко не всем нравились однообразные поручения по эскорту героя через всю карту мимо вражеских засад или очередное спасение полуразрушенного города, ведь гораздо проще было самому создать желаемую миссию в редакторе. На этот раз реализм происходящего служит лишь для обозначения общих границ, а разворачивающаяся история является вымышленной.
Рассказ начинается со знакомства с Морганом Блэком, командующим обороной последней цитадели крестоносцев на Мальте, подвергнувшейся интервенции Османской империи. Действительно, в 1530 году Испания передала ордену Св. Джона Иерусалимского территории острова в вечную аренду, а восемью годами ранее этих мальтийских рыцарей турки выдворили с острова Родос. Оттеснив захватчиков и нанеся им сокрушительный удар, госпитальеры случайно обнаружили потайную пещеру, а от простого военного противостояния история углубилась в интригу вокруг источника бессмертия, за которым и охотились турки, а также одна могущественная секта. По приказу командира главный герой спешно отплывает в Новый Свет, чтобы раскрыть эту тайну и не допустить попадания артефакта в недобрые руки. Подвиги деда на новом континенте продолжит его внук Джон, словно сбежавший со страниц одного из произведений Фенимора Купера, а закончить дело семьи придется Амелии - внучке Джона, являющейся по совместительству хозяйкой компании "Сокол" в те времена, когда успешная конкуренция в бизнесе была не менее важна, чем гонка вооружений.
24 миссии кампании разбиты на 3 большие главы по числу главных героев. Здесь также встретятся 3 второстепенных персонажа и еще больше эпизодических появлений различных командиров, в ряды которых попали как придуманные, так и исторические личности. Талантливые дизайнеры мастерски завуалировали обычные игровые возможности занятными поручениями, благодаря чему обыденный осмотр сундука превратился в сбор кусочков важной карты. Все уровни можно условно разбить на 2 большие группы: боевые, где возведение зданий почти не имеет значения, а все задания необходимо выполнить изначально данной группой людей или пополнив ее из уже поставленной казармы, и все прочие, где обязательным элементом является строительство, развитие и укрепление базы. Примечательно, что почти никогда сразу вам не скажут конечную цель текущей миссии, поэтому придется последовательно выполнять более мелкие приказы вроде постройки чего-либо, сбора чего-либо, достижения заданной точки или завоевания определенного квадрата. При первом прохождении никогда не будет уверенности в том, что выполняемое поручение является завершающим.
В самой игре, охватывающей чуть более трех столетий с расплывчатым началом где-то в середине XVI века, изменилось не слишком много. Основных ресурсов стало еще меньше, и теперь их только три (продовольствие, древесина и монеты). Еда добывается в результате охоты на диких животных или убиения одомашненных, а также рыбалки, ощипывания небезызвестных ягодных кустов и путем фермерства. Деревья вы найдете в ближайшем лесу, а уже заботливо кем-то вычеканенные монеты горкой лежат на любой серебряной шахте. Серьезный удар был нанесен по исчерпаемости ресурсов, ведь теперь скот можно разводить на одной ферме, урожай выращивать на другой, а монеты получаются в результате окучивания специальной плантации, поэтому теперь никто не мешает игрокам спокойно закрыться в обороне и самостоятельно покрывать почти все собственные потребности.
Число построек умещается в два десятка. Склад был упразднен, поэтому переносить добычу больше нет необходимости. Помимо описанных выше зданий для пополнения запасов, в общий список также попали рынок (экономические улучшения), арсенал (военные улучшения), казармы (для основной пехоты), конюшня, литейная мастерская (для пушек и солдат со взрывчаткой), городской центр (производитель поселенцев и их укрыватель в неспокойные времена), церковь, мэрия (для приобретения глобальных бонусов), дома для увеличения лимита популяции, порт, стены с воротами и сторожевые башни, полевой госпиталь, а также фабрика, являющаяся универсальным поставщиком ресурсов. Есть и уникальные здания вроде форта с огромными пушками на лафетах, защищающими берега колонии.
В развитии город может пройти 5 этапов (эра открытий, колониализм, эра крепостей, индустриализм и империализм), для чего потребуются лишь огромные порции ресурсов, а вот развивать предварительно какие-либо технологии не понадобится. Новая эпоха открывает новые усовершенствования, которые в каждом здании свои, но цель у них общая - улучшить показатели добычи ресурсов, мощность юнитов или принести интересные выгоды (так, в мэрии за большую сумму денег можно взглянуть на карту глазами противника, причем, размер взноса будет зависеть от площади исследованной соперником территории). Осуществлять смену формаций необязательно, т.к. можно и армией арбалетчиков захватить всю карту, следуя популярной стратегии по ликвидации соперника максимально быстро. При переходе в новую эпоху нужно выбрать понравившуюся фракцию, получив одноразовый бонус в виде ресурсов или юнитов.
8 наций (испанцы, англичане, французы, голландцы, португальцы, русские, немцы, османы) являются игровыми. Разработчики лукавят, когда говорят от их абсолютной уникальности, т.к. они во многом похожи друг на друга, различаясь разве что дизайном и особыми возможностями. Так, испанские проводники умеют тренировать боевых псов, а русским солдаты обойдутся дешевле.
Солдаты делятся на типы, каждый из которых можно обновить в новой эре. Мушкетеры представляют угрозу для кавалерии, которой, в свою очередь, следует опасаться воинов с пиками и саблями, зато именно конница быстрее всего расправится с артиллерией, а гренадеры моментально ликвидируют стрелков. В рядах пушек числится 8 единиц, включая мортиру, бомбомет и ракеты Конгрива. За лечение отвечают священники и медики, а разведкой занимается воздушный шар.
6 видов кораблей составляют каравелла, фрегат, галеон и другие. Флоту отводится задача защиты берегов и поддержки десантирования. Некоторые суда могут тренировать пехоту на борту, чтобы подготовить армию к любому месту высадки, другие умеют разрушительно стрелять, а третьи превращаться в брандеров, чтобы попытаться горящей лодкой ошеломить армаду противника. К наемникам относятся горцы, манчжурские всадники, швейцарские пикинеры, немецкие рыцари, корсары и корабли свободных капитанов с королевскими патентами. Главное здесь - подобрать наилучшее средство для подавления любимых подразделений противника и атаковать его теми воинами, появление которых он меньше всего ожидает.
Первооткрыватели сильно зависели от милости монархов, а здесь главным новшеством является наличие вашего представительства в Старом Свете. За строительство зданий, подбор сокровищ, выполнение миссий, убийство вражеских солдат и разрушение зданий неприятеля начисляются очки опыта, позволяющие запросить у Европы поставки ресурсов, юнитов и различных военных и экономических улучшений. Все эти бонусы воплощены в виде карточек, которые вместе составляют колоду, находящуюся в распоряжении игрока. Карты открываются постепенно по удовлетворению заданных требований, а большинство из них может быть использовано в текущей игре всего один раз. В распоряжении каждого народа может быть до 120 карточек, но в одной игре можно применить колоду лишь из 20-ти, однако перед игрой разрешено составить такой набор по своему усмотрению.
В любом режиме игры дозволено редактировать свою столицу и даже указать ей желаемое имя. Ее дизайн все равно будет представлять один из шаблонов, но, получив достаточно опыта, внешний вид города удастся немного изменить, что коснется погоды, горожан и отображаемых построек.
Для партий доступно 4 уровня сложности (в кампании - три). В связи с этим активность оппонентов варьируется от беспомощности до беспрерывных эволюционирующих атак до полного вашего уничтожения. Здешним недостатком является то, что нападения обычно сконцентрированы на 2-3 участках периметра, поэтому их можно со временем хорошо укрепить. Проблем с pathfinding'ом замечено не было и, более того, солдаты умеют находить кратчайший путь к заданной цели. Жалко только, что крестьяне, опустошив очередной лес или шахту, не догадываются отправиться дальше сами или хотя бы уведомить игрока о простое.
Небольшое новшество касается местных племен. По политическим соображениям устроить им геноцид не удастся, зато, разместив торговый пост в их владениях, можно получить контроль над строительством уникальных индейских юнитов, которые могут производиться в ограниченном условиями карты количестве, но не включаются в лимит общего населения. С парочкой улучшений можно развить способности новобранцев и даже приступить к их найму в родной казарме. Все это не оказывает большого влияния на игру, а лишь призвано ее слегка разнообразить, ведь пришедший противник может разрушить пост соперника, лишив его этих возможностей, а затем разместив в резервации собственную избушку. Борьба с оппонентом будет идти и за обладание торговыми путями, представляющими собой длинную дорогу с пустыми клетками на обочине, где нужно ставить торговые домики, получая взамен различные преимущества.
Повозки могут организовывать новые городские центры, что может принести пользу, ведь не зря же в своих сценариях разработчики ограничили использование этой функции. Скаут сам по себе относится к классу минорных героев, наделенных бессмертием. После гибели он падает на землю, а восстановить его энергию можно, очистив квадрат от противника или заплатив выкуп. Некоторые проводники умеют совершать меткие выстрелы, уничтожая охрану у заброшенных стоянок. Последние напомнят о "Цивилизации" и о "Heroes of Might & Magic". Самые внимательные обнаружат на карте сундуки с сокровищами, оставленные палатки и даже контейнеры с ресурсами (собираются крестьянами). Естественно, рядом всегда будет охрана в лице разбойников, пиратов или диких зверей (волки, ягуары, медведи), нападающая только из желания защитить себя. Уже позднее трофеи, в числе которых могут оказаться ресурсы (чаще) и юниты-наемники (реже), поднимаются с земли скаутом, его собакой или героем.
Интерфейс прост и удобен, но авторы забыли разъяснить, как вращать камеру, надеясь, что знатоки Age of Mythology сами догадаются. Удерживая нажатой клавишу "Ctrl", с помощью стрелочек вид можно вращать на 360 градусов. Назначение отрядов, растягивание стен при сооружении, вызов любого здания по комбинации кнопок, пролистывание свободных работников и героев - все на месте. Нанимать юниты можно по одному или сразу пятерками, причем, это почему-то не влияет на временные затраты по подготовке. Всегда можно указать экономические и военные точки сбора новобранцев, а, посетив меню, вы узнаете, как при выделении исключать гражданских лиц из военной группы. Прямо из игры ее можно обновить, посмотреть энциклопедию или записанные на камеру партии.
Новый трехмерный графический движок красив, хотя и имеет свои недостатки. К плюсам относятся обширные территории, широкое разнообразие растительности и текстур поверхности, хорошая анимация, великолепная вода и интересная система освещения, позволяющая в определенной степени затемнять происходящее, словно слегка варьируя облачность и время дня. Модели юнитов мелковаты при максимальном приближении, да и униформе не стали уделять слишком много внимания, благодаря чему британские красномундирники оказываются синими по причине принадлежности этого цвета к конкретному игроку в текущей партии. Несколько качественных видеороликов сопровождаются множеством интересных скриптовых сценок в кампании.
Боевые спецэффекты - на высоте. Многообразие анимации сопровождает гибель солдат, поэтому они могут умереть на месте или улететь подальше от вражеского ядра. Еще лучше удались морские бои. Правда, команды на кораблях не видно, зато снаряды по кусочкам ломают паруса и корпуса судов, отправляя их на дно после пожара или просто разламывая лодки пополам. Пригодилась и новая физическая модель повреждений, с помощью которой отлетает именно та часть объекта, куда попадает ядро. Здания тоже быстро разваливаются по кусочкам, когда их закидывают зажигательной смесью отряды солдат, но финальный кадр с постройкой уходящей под землю зачастую повторяется, да и руины вскоре исчезают с карты.
Управление углом наклона камеры ограничено, поэтому получить вид из глаз очень непросто. Ветвистая директория с игрой напоминает каталог с Windows, но в здешней папке Startup находится файл "game.cfg". Сняв права на допуск только для чтения, отыщите параметр "limitPitch" и уменьшите его перед запуском приложения, чтобы картинка не напоминала о старых изометрических видах. Изменяя этот показатель, вы будете жертвовать стратегической пользой широкого обзора ради эстетического наслаждения. Там же можно повлиять на масштабирование, а при желании файл с настройками можно сделать частью личного профиля, не затрагивая игры всех остальных.
Хороших звуковых эффектов достаточно, а озвучивание обычных юнитов по-прежнему сочетает едва различимые реплики некоторых языков с малопонятными диалектами. Качественный саундтрек в оркестровом исполнении включает 11 полноценных композиций и 6 отрывков для важных событий. Некоторые мелодии вполне смогут поднять боевой дух.
Нашлось место и для ложки дегтя. Сторожевые башни теперь нельзя размещать прямо в стенах, а при прокладке забора может остаться незаполненная клетка, например, рядом с озером, через которую смогут пройти враги, поэтому придется ее дополнительно укреплять второй линией обороны. Ворота контролируются исключительно автоматически, открываясь лишь при приближении ваших солдат, поэтому раздавить кого-либо массивной дверью больше не удастся, зато солдатам противника запрещено проходить в открытые ворота, что не слишком реалистично.
Главным разочарованием является отсутствие инструментов координации действий сил. Нелегко будет тем, кто уже привык к системе офицеров, барабанщиков и знаменосцев из других игр, а также к присутствию распоряжений о патрулировании, охране объекта или здания, о следовании одного отряда за другим. При передвижении юниты сами правильно выстраиваются, прикрывая пушки, и двигаются со скоростью самого медленного участника. Отсутствие приказа удерживать позиции иногда превращает бои в столкновения "стенка на стенку", когда ваши фланговые подразделения постоянно стремятся преследовать отступающего противника и быстро находят свою смерть в засадах, ослабляя общую армию.
Помимо свободной игры против компьютера, огромный интерес представляет мультиплеер по локальной сети или через ESO (Ensemble Studios Online) - сервис разработчиков для соединения игроков через Интернет. Раздельный учет очков опыта для улучшения столичного города ведется для партий в сети и вне ее. В одном матче могут выступить от 2 до 8 игроков, что потребует наличия мощных компьютеров у всех участников. Они могут объединяться в команды друг против друга или даже компьютерных сил. Оппоненты, ведомые AI, представлены героями своих наций, периодически проявляют себя разговорами, запугивая соперников, а к услугам остальных - встроенный чат. Игра протекает в 2-х режимах, предполагающих исключительно военную победу. В "Supremacy" все начинают без запасов, а в "Deathmatch" игроки сразу получают некоторые ресурсы для ускорения партии. Достижения в чемпионатах отражаются на рейтинге их участников.
Редактор с богатыми возможностями позволит создать карту по желаемому шаблону или с чистого листа. Размещение объектов и изменение ландшафта происходит просто, а вот более детальная настройка взаимоотношений игроков, целей карты и расстановка триггеров потребуют потратить несколько часов на освоение интерфейса методом проб и ошибок. Карту можно сразу же протестировать за любую сторону, а, находясь в редакторе, юниты могут свободно перемещаться, как и в самой игре.
Вместо осуществления экспериментов разработчики предпочли следовать старой и проверенной классической формуле и правильно сделали, хотя кое-какие моменты все-таки вызывают нарекания. Между тем, есть все основания полагать, что в рейтингах продаж разных стран таким играм, как Battlefield 2 и The Sims 2 с его дополнениями, скорее всего, придется потесниться с приходом удачной Age of Empires III.
1115 Прочтений • [Age of Empires III ( Unicorn )] [28.05.2012] [Комментариев: 0]